Роль саморегулируемых организаций

Подготовка оценщиков является одним из основных вопросов создания полноценной профессиональной среды. Развитие учебного процесса является приоритетным направлением в вопросах подготовки и переподготовки оценщиков.

В целях реализации положений Федерального закона от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» были разработаны «Государственные требования к программам профессиональной переподготовки оценщиков», утвержденные Министерством образования 12.05.2000 г.

В последнее время стала возрастать роль саморегулируемых организаций, которые являются важнейшим элементом регулирования отношений на рынке во всех современных государствах с развитой экономикой.

В соответствии с законодательством, саморегулируемая организация Роль саморегулируемых организаций - student2.ru — некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации. Однако положения данного Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с проведением лицензионного контроля.

В настоящее время государственный контроль за деятельностью оценщиков в основном базируется на системе лицензирования деятельности оценщиков. К недостаткам данной системы можно отнести тот факт, что лицензирование не обеспечивает сплошного контроля за деятельностью всех оценщиков и ориентировано на выборочные проверки деятельности оценщиков. В этой связи представляется правильным, что саморегулируемые организации оценщиков являются необходимым элементом упорядочения отношений на рынке оценочных услуг.

При этом следует отметить, что контроль за деятельностью оценщиков в России, осуществляемый саморегулируемыми организациями, не должен заменять государственного контроля за осуществлением оценочной деятельности. Саморегулируемая организация осуществляет контроль за оценщиками-участниками данной организации исключительно с точки зрения соблюдения ими внутренних стандартов (которые должны быть не ниже государственных) и правил данной организации.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:

  • защищать интересы оценщиков;
  • содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;
  • содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;
  • разрабатывать собственные стандарты оценки;
  • разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

С начала перехода к рыночным отношениям в России было создано профессиональное общественное объединение — Российское Общество оценщиков (РОО). РОО была создана методическая база для проведения оценочных работ, а также система профессиональной подготовки оценщиков в сотрудничестве с учебными заведениями. Исходя из общих целей стандартизации, основными задачами Системы стандартизации услуг в области оценки являются:

  • обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между всеми сторонами — участниками процесса оценки имущества;
  • формирование нормативной базы для обеспечения проведения сертификации услуг по оценке;
  • установление единых требований к методам оценки, содержанию и форме отчетов по оценке;
  • создание и ведение системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой при оценке;
  • гармонизация терминологии, классификации услуг, методов оценки с международными стандартами;
  • содействие соблюдению законодательства Российской Федерации средствами и методами стандартизации;
  • создание условий для формирования эффективной системы информации (баз данных) для оперативного представления членам РОО периодической информации.

В Международном комитете по стандартам оценки (IVSC) полномочным представителем Российской Федерации является Российское общество оценщиков, поэтому содержание основного перечня стандартов РОО составили международные стандарты этого комитета. В настоящее время общее количество утвержденных и разрабатываемых стандартов РОО составляет более 30. Их использование призвано обеспечить процесс оценки имущества и проведения сертификации услуг.

СРО оценщиков также проводят экспертизу отчетов об оценке. Работа экспертных советов призвана осуществлять контроль качества оказания оценочных услуг своим членам, проводить экспертизу отчетов, продвигать новые методы и методики оценки, содействовать формированию профессиональной этики оценщиков России, повышать авторитет СРО и его членов. Целью деятельности экспертных советов СРО является осуществление контроля качества оказания оценочных услуг членам СРО.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время роль саморегулируемых организаций становится ключевой на рынке оценочных услуг.

Выводы

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон) оценочная деятельность — это деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

В текущих условиях важным фактором развития оценочной деятельности является государственное регулирование. Это обусловлено отсутствием достаточных традиций оценки в Российской Федерации, возникающими в связи с этим многочисленными спорными ситуациями между заказчиками, оценщиками, а также третьими лицами, права которых затрагиваются в связи с использованием отчетов об оценке.

В законе установлены права и обязанности оценщика, которым соответственно корреспондируют обязанности и права заказчика.

Страхование гражданской ответственности оценщика — «механизм защиты потребителей оценочных услуг от ошибок, допущенных оценщиком в процессе профессиональной деятельности». Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования. Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки. При обнаружении нарушения данного условия контролирующим органом принимаются меры по приостановлению лицензии нарушителя.

Одним из факторов регулирования оценочной деятельности является лицензирование оценочной деятельности. В настоящее время выдаются лицензии на осуществление оценочной деятельности без разделения на работы (услуги) со сроком действия 5 лет.

В последнее время стала возрастать роль саморегулируемых организаций, которые являются важнейшим элементом регулирования отношений на рынке во всех современных государствах с развитой экономикой. В настоящее время государственный контроль за деятельностью оценщиков в основном базируется на системе лицензирования деятельности оценщиков. К недостаткам данной системы можно отнести тот факт, что лицензирование не обеспечивает сплошного контроля за деятельностью всех оценщиков и ориентировано на выборочные проверки деятельности оценщиков. В этой связи представляется правильным, что саморегулируемые организации оценщиков являются необходимым элементом упорядочения отношений на рынке оценочных услуг.

Вопросы для самопроверки

1. Какие формы регулирования оценочной деятельности Вы знаете?

2. Какой орган, и на основании каких нормативных документов осуществляет государственное регулирование оценочной деятельности?

3. Назовите случаи проведения обязательной оценки в соответствии с ФЗ-135 и примеры случаев обязательной оценки, установленной другими нормативными актами.

4. Назовите существенные условия договора об оценке объекта оценки.

5. Какие лицензионные требования и условия осуществления оценочной деятельности установлены законодательством?

6. Какая ответственность у оценщиков и перечислите ее виды.

7. В каких формах может осуществляться страхование ответственности оценщиков?

Литература

1. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — С. 464.

2. Оценка стоимости предприятия: Курс лекций / сост. Д.В. Петухов — М.: МИЭМП, 2008. — С. 320.

3. Оценочная деятельность в экономике: Учебное пособие. — Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. — С. 304.

5.

Наши рекомендации