Анализ структуры промышленности Республики Беларусь

Проведём анализ структуры развития промышленности РБ.

На рисунке 3 можно увидеть структуру промышленного производства в 2011 году. Источник - Национальный статистический комитет Республики Беларусь [13]

Анализ структуры промышленности Республики Беларусь - student2.ru

Рисунок 3 – структура промышленного производства

Исходя из этого рисунка очевидно, что основой промышленности нашей страны составляет обрабатывающая промышленность. Это и не удивительно учитывая, что наша страна имеет на своей территории мощные нефтехимические перерабатывающие комплексы, за последние 10 лет пищевая промышленность вышла на совершенно новый уровень, и теперь наша страна может импортировать часть своих продовольственных товаром в странны ближнего зарубежья, так же перерабатывающая промышленность обеспечивает огромную потребность в металле для автомобилестроения, станкостроения, сельскохозяйственной технике и других производств.

Структура промышленности нашей страны изменилась за последние 10 лет. Структурные сдвиги в промышленности связаны со снижением объемов производства и удельных весов промышленности строительных материалов, топливной и легкой промышленности и некоторым оживлением и ростом производства в жизнеобеспечивающих отраслях: черной металлургии, лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и пищевой промышленности.

В настоящее время в Республике Беларусь на долю промышленности приходится более 30 % основных средств предприятий всех отраслей экономики и создается около 28 % объема ВВП.

Современная промышленность, являясь составной и неотъемлемой частью экономики, состоит из множества самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу родственных предприятий и производственных объединений, расположенных в отдельных случаях на значительном территориальном удалении друг от друга.

Состав и структура производимой продукции промышленностью имеет важное значение для экономики государства, тем самым предопределяя экономическую мощь и независимость государства.

Структуре национальной экономики в настоящее время уделяется огромное внимание. Это связано с тем, что экономика Республики Беларусь является переходной и необходимо изменение структуры экономики с точки зрения следующих основных макроэкономических пропорций: макроэкономической, межотраслевой, внутриотраслевой, межгосударственной.

Основная часть ВВП – 49,7 %, как и в предыдущем году, сформирована в сфере производства. Традиционно высока доля в ВВП обрабатывающей промышленности – 33,5 % (в январе-июне 2011 г. 26,7 %), за ней следует строительство – 6,2 %, потерявшее по сравнению с предыдущим годом 1,6 п.п., и сельское хозяйство – 5,3 %, которое прибавило позиции на 1,5 п.п. Сфера услуг сформировала 38,7 % ВВП, что на 6 п.п. меньше, чем в 2011 г. При этом доля торговли, получавшей в прошедшем году инфляционную подпитку, снизилась с 13,8 % до 12,5 %, транспорта – с 8,2 % до 7,8 %. Это можно увидеть на рисунке 4. Источник - Национальный статистический комитет Республики Беларусь [13]

Анализ структуры промышленности Республики Беларусь - student2.ru

Рисунок 4 – Вклад основных отраслей экономики в ВВП

Подводя итоги 2-й главы отметим следующее:

Промышленность - главная, ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода. Промышленность это совокупность самостоятельных предприятий, цехов, производств, занятых добычей, заготовкой и переработкой сырья. Основная задача промышленности - изменить свойства и качества предметов труда. Промышленность является единственной отраслью, которая создает орудия труда.

Отраслью промышленности называется совокупность самостоятельных предприятий, цехов и производств, которые характеризуются одинаковым назначением выпускаемой продукции, общностью технологического процесса и однородностью перерабатываемого сырья.

Если в 2011 году рост ВВП был выше 10 %, то начиная с конца 2011, он резко снизился до 2-3 % в 2012 году.

Рост ВВП в 2012 году в наибольшей степени поддерживался динамикой промышленности. Из 2,0 % прироста ВВП 1,9 % сформировано за ее счет. Заметный вклад в прирост ВВП внесен также транспортом и связью (0,5 % прироста ВВП), сельским хозяйством (0,5 %), поступлением чистых налогов на продукты (0,3 %).

За период трансформации увеличилась доля отраслей, производящих сырье и материалы для дальнейшей переработки (химической промышленности, черной металлургии). Снизилась доля отраслей, производящих конечный продукт, - машиностроения и легкой промышленности, несмотря на то, что именно в этих отраслях наблюдался более высокий рост производительности труда. Таким образом, структурная перестройка белорусской промышленности происходила не только под влиянием изменения эффективности тех или иных отраслей, но и в результате изменения относительных цен в стране. В ряде отраслей промышленности рост производства носит экстенсивный характер и не связан с ростом производительности труда [13].

Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в послании белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2010 г. промышленной отрасли всех рангов необходимо детально проанализировать работу предприятий: производится ли та продукция, которая необходима потребителю, есть ли обратная связь с потребителем, налажено ли производство максимально эффективно с точки зрения экономики предприятия, создана ли разнообразная товаропроводящая сеть, способная обеспечить устойчивый сбыт, независимо от возможного сбоя одного из ее звеньев. «Необходимо именно с таких позиций рассмотреть все предприятия страны и определить стратегию их дальнейшего развития», - сказал Глава государства [14].

Анализ структуры промышленности Республики Беларусь - student2.ru 3 Перспективы проведения структурных сдвигов в переходной экономике Беларуси

Основной целью структурной перестройки является повышение конкурентоспособности и эффективности национальной экономики, расширение сфер экономической деятельности, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью, прежде всего производств с высокой степенью переработки сырья и материалов, наукоемких и высокотехнологичных производств, сферы услуг.

Модернизация экономики будет осуществляться по следующим направлениям:

- активное развитие производств, основанных на конкурентных преимуществах Беларуси – высоком развитии человеческого потенциала, географическом положении, наличии природных ресурсов – больших запасов пресной воды, калийных солей, лесных и других ресурсов;

- поэтапная и целенаправленная конверсия (свертывание деятельности) и дальнейшая ликвидация неконкурентоспособных и убыточных производств, реструктуризация предприятий;

- создание новых для Беларуси организационных форм хозяйствования (холдингов, кластеров, стратегических альянсов и других);

- перенос части материало- и импортоемких, экологически опасных производств в другие страны, имеющие соответствующую ресурсную базу для их развития и (или) являющиеся потребителями этой продукции;

- формирование оптимальной технологической структуры экономики.

В структуре экономики Беларуси сохранился целый ряд диспропорций, как унаследованных от СССР, так и других, не преодоленных вследствие экономического кризиса [15].

Анализ воспроизводственной, социальной, отраслевой и технологической структуры экономики с позиции её соответствия потребностям страны и в сравнении с экономически развитыми европейскими странами позволяет сделать следующие основные выводы.

В воспроизводственной структуре экономики Беларуси, несмотря на достигнутое по сравнению с 2011 г. улучшение пропорций между промежуточным продуктом и валовой добавленной стоимостью, доля промежуточного потребления в валовом выпуске продолжает оставаться большой и свидетельствует о высоких материало- и энергоёмкости производства, которое, по отдельным оценкам, почти в 2 раза превышает аналогичные показатели в экономически развитых европейских государствах.

В социальной структуре белорусской экономики численность занятого в ней населения характеризуется высоким удельным весом частной собственности, в том числе иностранной и смешанной с иностранным участием.

Отраслевая структура экономики Беларуси характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими странами удельным весом в ВВП сферы производства товаров и низкой долей в сфере услуг. В экономически развитых странах на сферу услуг приходится 60-70 % валового национального продукта и численности занятых, что положительно влияет на экономический рост вследствие высокой доли добавленной стоимости в её стоимостной структуре.

Технологическая структура экономики Беларуси, которая в значительной степени предопределяет её эффективность и уровень конкурентоспособности продукции, по оценкам экспертов, характеризуется использованием преимущественно III и IV технологических укладов (индустриальные технологии и техника). Доля V и частично VI технологических укладов (микроэлектроника, оптико-волоконная техника, телекоммуникации, биотехнологии и другие) в республике не превышает 10 %. Однако именно они определяют технологическую структуру постиндустриального общества и занимают значительный удельный вес в экономике развитых стран мира [16].

Республика Беларусь обладает рядом потенциальных конкурентных преимуществ, которые базируются главным образом на факторных условиях и наличии специализированных, смежных и обслуживающих отраслей. Это прежде всего:

- выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

- развитые системы транспортных коммуникаций и в целом производственная инфраструктура;

- значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырьё для производства строительных материалов и другие);

- достаточно мощная строительная база;

- значительный научно-технический потенциал;

- многоотраслевой промышленный комплекс;

- высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

- комплексность развития территории;

- многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;

- быстро растущая в профессиональном отношении система государственного управления.

Изменения, происходящие в планетарном масштабе, с неизбежностью предопределяют условия, в рамках которых развиваются и будут развиваться общественные и экономические процессы во всех странах мира. К таким условиям относятся: истощение основных запасов энергоносителей; сокращение запасов минеральных и сырьевых ресурсов; изменение климата и условий сельскохозяйственного производства; обострение угрозы экологических и техногенных катастроф; демографические процессы и проблема старения населения; глобализации всех сфер производственной деятельности и общественной жизни.

С учетом этого в ближайшие 10-15 лет необходим переход к новому социально-экономическому укладу, который должен сменить нынешний, основанный на ввозе в страну энергетических и сырьевых ресурсов.

Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики разработана в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции национальной безопасности РБ и протоколом поручений Главы государства, данных при отчете Совета Министров РБ об итогах социально-экономического развития РБ за 2012 г. [17].

Она представляет собой целевой комплекс мер, предназначенных обеспечить своевременный разворот социально-экономической политики государства к новым внешним и внутренним реалиям, связанным с интеграцией нашей страны в мировое хозяйство, обострением международной конкуренции, её влиянием на производственные и экономические процессы в РБ.

Программа содействует более полному выполнению их показателей за счет направленности на обеспечение эффективных структурных сдвигов и повышение конкурентоспособности экономики страны, на поэтапное построение социально ориентированного рыночного хозяйства.

Мероприятия программы направлены на более эффективное использование факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики преимущественно на макроуровне (страна, отрасль).

Мощь национальной экономики на мировой арене определяется наличием крупных корпораций, транснациональных по размаху деятельности и общенациональных по социально-экономической значимости. Государство стремится поддержать развитие таких фирм, прежде всего в отраслях собственной экономики, которые определяют направление современного научно-технического прогресса.

Основная цель Программы – выработка основных направлений и приоритетов структурных преобразований экономики, системы мер и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ страны, повышение уровня её конкурентоспособности.

Приоритетными задачами структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики РБ в Программе определены:

- создание необходимых законодательно-правовых, финансовых и других макроэкономических условий для осуществления структурных преобразований экономики и роста её конкурентоспособности;

- повышение инновационной активности и определяющее развитие наукоёмких высокотехнологичных экспортоориентированных отраслей и производств;

- гармонизация объёмов и структур экспорта и импорта;

- снижение трансакциональных издержек деятельности предприятий за счет развития рынков товаров и услуг, труда, капитала, формирования инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности;

- прекращение прямого и косвенного субсидирования бесперспективных предприятий и производств, повышение действенности института банкротства, реструктуризация малоэффективных секторов экономики;

- стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышение его эффективности, в том числе на основе образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и территориальных конкурентоспособных корпоративных и сетевых структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, включающих в свой состав производителей конечных продуктов и услуг, поставщиков сырья и материалов, финансовые структуры, а также предприятия смежных отраслей;

- развитие и государственная поддержка малого предпринимательства, занимающего свою нишу на рынке товаров и услуг;

- повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

- разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и конкурентоспособных отраслей и производств.

Поскольку структурная перестройка и создание мощного потенциала конкурентоспособности – достаточно длительные процессы, есть необходимость выделить в их развитии следующие этапы.

Первый (до 2005 г.) – период развернутого построения рыночных отношений и создания институциональной среды, благоприятной для повышения конкурентоспособности и структурных преобразований. Он характеризуется: снижением доли отраслей и производств, продукция которых перестала быть востребуемой рынком; освобождением от заведомо убыточных и бесперспективных производств; точечным характером реализации инвестиционных проектов по поддержанию жизненно важных, экспортоориентированных и импортозамещающих производств; накоплением средств для глубоких структурных сдвигов с созданием новых отраслей производств.

Второй (после 2005 г.) – этап активной структурной перестройки экономики на основе системы преимущественно косвенного государственного регулирования, включающей широкомасштабные меры, направленные на радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков. При этом ставится задача сохранения и укрепления позиций РБ на рынках ближнего и дальнего зарубежья, эффективной интеграции в мирохозяйственные связи. Приоритеты отдаются отраслям и производствам, основанным на конкурентных преимуществах, развитию экспортного потенциала, рациональному использованию местных ресурсов. Временные границы второго этапа могут составить более 10 лет.

Исходя из целей и задач Программы приоритетными направлениями структурной перестройки экономики и роста конкурентоспособности страны являются:

- модернизация действующих конкурентоспособных на внешних рынках отраслей и производств в соответствии с возрастающими требованиями и запросами мирового рынка;

- исследования и разработки на прорывных направлениях НТП, активизация инновационной и инвестиционной деятельности;

- снижение доли и масштаба энерго- и материалоёмких производств;

- вытеснение неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах;

- создание новых наукоёмких экспортоориентированных и импортозаменяющих подотраслей и производств, реализующих конкурентные преимущества РБ;

- развитие сферы услуг, ориентированных прежде всего на внешние рынки (международные перевозки, услуги связи, иностранный туризм, высшее профессиональное образование, разработка программного обеспечения, торгово-финансовые, страховые, консультационные и информационные услуги);

- отрасли и производства, обеспечивающие развитие человеческого потенциала (образование, здравоохранение, культура, жилищное строительство);

- сдвиг научных приоритетов в сторону наук о человеке и формирование нового технологического пространства вокруг человека.

Анализ, проведенный НАН Беларуси, показывает, что белорусская экономика и наука может успешно сотрудничать с мировым научным сообществом, прежде всего по следующим направлениям: информация и программное обеспечение; нанотехнологии и наноматериалы; энергоэффективные технологии; генетика и биотехнология; экологическая устойчивость и радиационная безопасность; устойчивое развитие транспорта.

Конкурентоспособность белорусской экономики в перспективном периоде будет зависеть от ее инновационной ориентации.

Для реализации основных направлений повышения конкурентоспособности в Программе разработаны предложения по созданию общесистемных условий и институциональных преобразований, включающие меры по углублению рыночных реформ и развитию предпринимательства, развитию человеческого потенциала, совершенствованию бюджетно-налоговой, денежно-кредитной политики, дальнейшей либерализации ценообразования; важнейшие инвестиционные проекты, в том числе по структурной перестройке экономики и реструктуризации предприятий; мероприятия правового, социально-экономического, экологического и организационного характера в разрезе министерств, концернов; возможное ресурсное обеспечение реализации Программы [18].

Опыт многих стран, добившихся достаточно быстрого подъёма экономики, свидетельствует о необходимости разработки различных стратегий структурных преобразований и в частности: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей; стратегии «преследования», ориентированной на освоение конкурентоспособной продукции экономически развитых стран, но с более низкими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке и создании новых продуктов и технологий на основе НТП. Структурная политика РБ, с учетом больших различий между отраслями и их группами, предусматривают рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны исходя из максимального использования их конкурентных преимуществ. Применение методов государственного регулирования, а именно: снижение налоговой нагрузки; льготное кредитование; прямые государственные инвестиции и субсидии; защитные импортные тарифы для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами; нетарифное регулирование и другие, - во всех группах отраслей должно быть комплексным.

Успешное решение задач, обозначенных в Программе, невозможно без выработки и реализации стратегии рационального использования имеющихся человеческих ресурсов, формирования конкурентоспособного трудового потенциала на основе максимальной реализации его образовательного и научно-интеллектуального уровня, обеспечения здорового образа жизни.

В Программе рассмотрены специфические вопросы реализации конкурентных преимуществ и структурной перестройки межотраслевых комплексов и сфер деятельности: науки и инновационной деятельности, промышленности, АПК, строительного комплекса, сферы услуг, внешнеэкономической деятельности, а также регионов страны. Дан прогноз ожидаемых социально-экономических последствий и организационный механизм управления Программой [18].

Основываясь на сказанном в 3-й главе отметим, что для Республики Беларусь в ближайшей перспективе необходимо приложить максимум усилий для модернизации экономики и гармонизации её структуры. Кризисные времена дают возможность более трезво взглянуть на проблемы в экономике и выделить ту её часть, куда стоит направить больше средств и ресурсов, наша страна весьма зависима от внешних рынков и от спроса на наши товары за рубежом. Что делает нашу экономику весьма зависимой от внешних рынков. На мой взгляд в ближайшее 10-тилетие наша страна должна более активно развивать такие отрасли как туризм, медицинское обслуживание, сфера высоких технологий и сфера обслуживания. Все это сферы не требуют больших материальных ресурсов, но при это имеют высокую добавочную стоимость, а так же способствуют развитию общества и науки. Главным результатом выше указанных мер должно стать создание необходимых условий устойчивого роста экономики, повышение уровня жизни населения.

Заключение

В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты структурной перестройки экономики государства.

Структурная перестройка экономики осуществляется в целях обеспечения экономического роста всего государства. Под этим подразумевается структурное улучшение состава ВВП, то есть повышение доли товаров длительного пользования, высококачественной продукции, современных услуг, в том числе финансовых и информационных.

Соответственно, объектом влияния структурной перестройки является экономическая структура – это строение, совокупность отношений, частей, представленных как единое экономическое целое.

Структурными сдвигами в экономике называют изменение долей, процентов, характеристик, параметров экономической структуры, причём это касается лишь тех изменений, которые кардинальным образом меняют свойства данной структуры.

Структурный сдвиг называется эффективным, если он соответствует прогрессивным тенденциям в экономике и не ухудшает ни качественных, ни количественных характеристик связанных с ним сдвигов.

Одним из главных направлений структурных преобразований в экономике является комплексное реформирование основной массы предприятий, предусматривающее их техническую модернизацию и радикальное изменение систем управления, то есть реструктуризацию предприятий.

При реализации структурной политики необходимо добиваться обеспечения экономической независимости страны, технологической перестройки экономики промышленности, развития импортозамещения, выпуска новой машиностроительной продукции.

Во второй главе курсовой работы проанализированы итоги развития экономики Республики Беларусь, в том числе по отраслям промышленности.

В связи с влиянием на экономику Республики Беларусь последствий мирового финансово-экономического кризиса и валютного кризиса можно отметить невыполнение запланированных на 2009-2012 г.г. показателей развития экономики государства. В частности это касается промышленности республики, за 3 года, объемы производства в которой сократились, снизилась численность задействованного в ней персонала, упал уровень рентабельности некоторых видов продукции.

Непосредственно в промышленности наибольший удельный вес по последним данным, равно, как и 9 лет назад, занимают машиностроение и металлообработка. Однако, данная отрасль больше других отраслей промышленности претерпевает ухудшение в состоянии. Почти на четверть по итогам 2009 г. сокращается производство.

Приведенная информация свидетельствует о необходимости дальнейших структурных преобразований в экономике страны, основные этапы и направления, которых рассмотрим далее.

В третьей главе работы представлены направления структурной перестройки экономики Беларусь.

На современном этапе структурная перестройка промышленности осуществляется в соответствии с Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015гг., которая предусматривает приоритетное развитие наукоемких и энергосберегающих подоотраслей промышленности, экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

Главная цель структурных преобразований в промышленности – создание конкурентоспособной высокотехнологичной продукции на основе внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Для перехода к устойчивому развитию в промышленности предусматривается эффективное использовании всех видов ресурсов на основе применения экологически чистых технологий.

В целом, важнейшей задачей структурной перестройки экономки является повышение отдачи инвестиций, минимизация незавершенных капиталовложений, то есть повышение эффективности производственного и непроизводственного накопления. В этой связи особое место в структурной перестройке экономики занимают сопутствующие цели: свертывание структурно-депрессивных производств и освобождение предприятий от техники, срок эксплуатации которой давно истек; сокращение, а в дальнейшем и прекращение выпуска устаревшей машиностроительной продукции; перегруппировка основных фондов предприятий. Последнее направление целесообразно осуществлять в рамках слияния и поглощения производств. Для стимулирования этих процессов важно упростить процедуру банкротства проблемных предприятий и смены их собственника.

Наши рекомендации