Механизм финансового выравнивания

Бюджетный механизм включат в себя множество аспектов, связанных с закреплением полномочий, распределением и перераспределением налоговых доходов и других ресурсов.

Несбалансированность доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов ведет к диспаритету их чистого дохода и, следовательно, к нарушению горизонтального равенства. Для населения это будет означать неравенство возможностей при получении коммунальных и других услуг. Вот почему требуются минимальные социальные стандарты для обеспечения справедливых субнациональных субсидий. В целях установления горизонтального равенства субнациональных бюджетов может быть оправдано вмешательство центрального правительства в региональную общественную политику.

Для обеспечения стабильного развития государства необходимо поддерживать должное соотношение централистских и децентралистских тенденций, уметь правильно оценивать и соединять их выгоды.

Основным вопросом федеративного государство является разделение задач и финансовых источников между различными уровнями государственного управления. Разграничение может носить как форму закрепления тех или иных сфер за соответствующим уровнем власти, так и определения сфер компетенции одного из уровней и сфер совместного ведения. Распределение расходной нагрузки на бюджеты соответствующих уровней непосредственно связано с распределением полномочий и функциями, закрепленными за тем или иным уровнем бюджетной системы.

Очень сложная проблема распределения налоговых полномочий и прав по формированию доходов бюджетов экономических субъектов в федеративном государстве, поскольку распределение налоговых полномочий, или объектов налогообложения, с позиций экономической эффективности, как правило, не совпадает с требованием обеспечить территориальному уровню власти доходы, необходимые для финансирования закрепленных Сфер или предметов ведения. В федеративном государстве каждый из уровней власти должен располагать необходимыми ресурсами для выполнения функций, которые закреплены за ним в соответствии с конституцией или иными законодательными актами. Эти ресурсы могут быть получены в распоряжение того или иного уровня власти с помощью налогообложения, различного рода займов или иными средствами. В условиях федеративного государства за экономическими субъектами должны быть закреплены права по введению своих собственных налогов, а если первый источник недостаточен, то необходим механизм распределения определенной категории налоговых поступлений (ка правило, федеральных налогов). Кроме того, экономические субъекты должны обладать правом осуществлять независимое заимствование на финансовых рынках.

Отмеченные виды дисбалансов требуют формирования различных механизмов их выравнивания. Каждая страна более или менее эффективно находит свой собственный способ корректировки таких дисбалансов. Целью выравнивания обоих дисбалансов в бюджетном механизме является необходимость обеспечения гражданам станы, независимо от их места проживания, равного уровня государственных услуг в рамках ОЭП. Во многих странах эта проблема решатся с помощью «финансового выравнивания», которое, по определению В. Биккеля, означает распределение прав и обязанностей по исполнению государственных задач между территориальными корпорациями публичного права, а также прав по ведению ими собственной бюджетной политики в целях осуществления этих задач.

В связи с данной проблемойприменяется механизм 2вертикального» и «горизонтального» выравнивания. «Вертикальное» выравнивание подразумевает наличие собственных финансовых полномочий у всех трех уровней государственной власти, включая местный. Реализация налоговых поступлений происходит частично по раздельной системе, согласно которой существуют федеральные, территориальные и местные налоги, а также в соответствии с так называемым налоговым союзом, в который входят важнейшие по поступлениям в казну налоги (налог на доход, налог на прибыль корпораций, НДС).

Таким образом, наличие собственных налоговых источников необеспечивает финансирование всех социально необходимых потребностей. Для того чтобы компенсировать имеющиеся несоответствия, требуется ввести механизм «горизонтального» выравнивания, так как существуют объективные исторические, географические и социально-экономические различия не только между отдельными регионами, но и отдельными образованиями внутри регионов. В основном несбалансированность бюджетов «погоризонтали» связана с неравномерностью экономического развития территорий и дифференциацией их доходных потенциалов, т.е. с нарушением баланса ОЭП. Различия возникают по причинам, не зависящим от самих территорий, таких, как отсутствие природных ресурсов, неблагоприятная демографическая структура населения, и др.

В связи с этим фактически во всех странах используются специальные субсидии для сглаживания горизонтальных диспропорций в уровнях бюджетной обеспеченности территорий. Поскольку такие меры для одних территорий выигрышны, для других проигрышны, их применяют только в случае , если территориальная дифференциация выходит за определённые пределы, когда становится реальностью утрата устойчивости социально-экономического государства в целом. Применение механизма межбюджетного выравнивания чревато снижением заинтересованности субсидируемых органов власти в проявлении инициативных действий по реализации и наращиванию собственного налогового потенциала территорий.

Построение системы межбюджетного выравнивания, учитывающей и общегосударственные, и территориальные интересы, проблема очень сложная.

Наши рекомендации