Структурно-логические схемы. Схема 1. Глобальные проблемы мировой экономики и их признаки

Схема 1. Глобальные проблемы мировой экономики и их признаки.

Структурно-логические схемы. Схема 1. Глобальные проблемы мировой экономики и их признаки - student2.ru

Схема 2. Глобальная продовольственная проблема в мировом хозяйстве.

Структурно-логические схемы. Схема 1. Глобальные проблемы мировой экономики и их признаки - student2.ru

Схема 3. Формы экономической зависимости, влияющие на глобальную продовольственную проблему.

Структурно-логические схемы. Схема 1. Глобальные проблемы мировой экономики и их признаки - student2.ru

Схема 4. Расширение сфер анализа экологических проблем с начала промышленной эры (сер. XIX – XX вв.).

Годы Характерные черты Коллективные взаимодействия. Технические устройства
1861 – 1886 гг. Начало Промышленной эры. Трудовое законодательство. Вершина статистической и начало эволюционной картины физического и социального мира и планы переустройства последнего. Теория электромагнитного поля. Система проводной связи: телефон, развитие телеграфа. Фонограф, граммофон. Железные дороги и паровое судоходство. Всемирная почта. Интернациональные рабочие движения.
1887 – 1923 гг. Новая физика (основы практически всей физики XX в. зародились с 1896 по 1915 г.). Математический аппарат в принципе был построен к 1923 – 1926 гг. Биология (возрожденная генетика и первые попытки биосинтеза). Беспроводная связь (радио, зарождение телевидения). Автотранспорт и авиация. Кинематография. I Всемирный конгресс физиков (1911 г.). Первая мировая война. Революция в Европе и в России. Интернациональные движения и партии. Первый мировой кризис (1929 – 1933 гг.).
1924 – 1945 гг. Глобальная концентрация власти и технологии. Реактивное оружие. Первый ядерный реактор. Атомные взрывы – «взрывы времени». Попытки регионального уничтожения социальных и глобально-этнических групп (ликвидация плюрализма и ретрореволюции). Столкновение темпа революции с естественным ритмом жизни социума. Подавление эволюционного плюрализма.
1946 – 1976 гг. Распространение технологии на атомное ядро, микроструктуру вещества, генетику, сферу интеллекта, экосистему планеты, т.е. на все уровни земной эволюции. Выход в космос. Начало политики материально-энергетического ресурсосбережения. ООН – первая попытка формирования планетарной структуры цивилизации. Начало экосистемного самосознания человека перед угрозой кризисов. Первые всемирные соглашения по защите окружающей среды.
1977 – 2010 гг. Микропроцессорная революция и интеллектуализация техносферы. Первые глобальные экологические кризисы: кислотные дожди, обеднение озонного слоя, загрязнение вод и т.д. Локальные, затем распределенные региональные, государственные, мировые информационные сети. Цифровые интегральные сети связи. Бытовая видеотехника. Мировая энергоэкономика, ресурсоэкономика, биосферная «экономика».

Тесты

1. Все глобальные проблемы:

а) носят общемировой характер;

б) нуждаются в срочном и неотложном решении;

в) требуют для своего разрешения совместных действий всего мирового сообщества;

г) угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил.

2. По мере развития человеческой цивилизации могут возникать новые глобальные проблемы:

а) да;

б) нет.

3. К путям преодоления бедности и отсталости относятся;

а) индустриализация в развивающихся странах;

б) либерализация хозяйственной жизни;

в) преобразование аграрных отношений;

г) содействие эмиграции населения;

д) реформа образования;

е) улучшение экологической обстановки;

ж) улучшение системы здравоохранения.

4. Основными проявлениями глобальной проблемы мира и демилитаризации являются:

а) конверсия;

б) глобальное противостояние;

в) локальные конфликты;

г) расширение «клуба» ядерных держав;

д) международный терроризм.

5. Важнейшими аспектами продовольственной проблемы являются:

а) дефицит продуктов питания;

б) несбалансированность питания;

в) снижение жизненного уровня;

г) сдерживание мирового производства сельскохозяйственной продукции.

6. Необходимость осуществления реформ в мировой торговле продовольствием вызвана:

а) ростом международного регулирования мировой торговли;

б) протекционизмом;

в) ухудшением экологии;

г) ростом государственной поддержки.

7. Позитивными последствиями энергетического и сырьевого кризиса являются:

а) нарушение существующей системы мирохозяйственных связей;

б) улучшение положения развитых стран в МЭ и МЭО;

в) создание объединений государств-поставщиков сырья и усиление их позиций в мире;

г) развитие энергосберегающих технологий;

д) проведение крупномасштабных геолого-разведочных работ и открытие новых месторождений;

е) поиск альтернативных видов энергии.

8. По оценкам ООН, в течение XXI столетия прогнозируется (отметить нужное):

а) повышение уровня рождаемости;

б) понижение уровня смертности;

в) рост средней продолжительности жизни;

г) понижение рождаемости до уровня простого замещения поколений;

д) повышение коэффициента смертности;

е) снижение общей продолжительности жизни.

9. К путям выхода из демографического кризиса в развивающихся странах относятся:

а) повышение уровня экономического развития развивающихся стран;

б) проведение жесткой государственной демографической политики (ограничение рождаемости);

в) регулирование рождаемости на международном уровне;

г) прекращение локальных военных конфликтов.

10.Определяющую роль в решении глобальных проблем играют:

а) международные экономические организации;

б) ТНК;

в) общие усилия всех стран;

г) усилия наиболее богатых стран мира.

Ответы на тесты:

1.а), б) в) и г) 2.а) 3.а), б), в), д) и ж) 4.в), г) и д) 5. а) и б) 6.б) и г)

7.в), г) и д) 8.б), в) и г) 9.а) 10.в)

Контрольные вопросы

1. В чем заключается главная причина проявления проблем, получивших название «глобальные проблемы»?

2. Каковы специфические признаки, позволяющие отнести проблему к категории глобальных?

3. Какие глобальные проблемы мирового развития на рубеже XX—XXI веков вы знаете?

4. Какие новые и нарождающиеся проблемы современного развития стали в конце XX века относить к категории глобальных?

5. В чем проявляется проблема бедности и отсталости? Каковы пути решения этой проблемы?

6. В чем состоит сущность мировой продовольственной проблемы?

7. В чем наиболее остро проявлялась проблема нехватки природных ресурсов? Какие пути решения энергосырьевой проблемы предлагаются в настоящее время?

8.Как развитые страны могут помочь развивающимся государствам в борьбе с последствиями загрязнения окружающей среды?

Задание

1. Факторы, определяющие изменение современного валютного курса.

2. Различие между тарифом на импорт и импортной квотой состоит в том, что:

а) квота никогда не приносит дохода государству, тогда как тариф дает такой выигрыш;

б) тариф никогда не приносит дохода государству, тогда как квота дает такой выигрыш;

в) квота может быть использована для ограничения притока импортных товаров на внутренний рынок, тогда как тариф не может быть использован в этих целях;

г) тариф может быть использован для полного (или почти полного) прекращения притока импортных товаров на внутренний рынок, тогда как квота не может быть использована в этих целях;

д) квота обеспечивает более надежную защиту отечественного производителя от иностранной конкуренции, чем тариф.

3. В таблице приведены данные о доле дохода разных факторов в стоимости, добавленной при производстве зерна и сахара, а также в национальном доходе страны А.

Факторы Зерно Сахар Национальный доход
Труд 0,35 0,20 0,30
Капитал 0,20 0,60 0,35
Земля 0,45 0,20 0,35

Предположим, что страна А обладает сравнительным преимуществом в производстве зерна и в результате установления свободных торговых отношений с другими странами начинает экспортировать зерно и импортировать сахар.

3.1. Рассчитайте показатели экспортной специализации для каждого из трех факторов.

3.2. Если бы факторы совершенно не могли перемещаться между секторами, кто бы выиграл в результате расширения торговли? Кто бы проиграл?

3.3. Если бы факторы обладали абсолютной мобильностью в пределах страны, кто бы выиграл и проиграл в этом случае?

Наши рекомендации