Социальная политика государства

Социальная политика государства - совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социаль­но-экономических условий жизни общества и отношений между его соци­альными группами.

Объектом социальной политики является практически все населе­ние страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных катего­рий населения).

Субъектом социальной политики наряду с государством выступают различные институты гражданского общества (общественные, религиоз­ные, благотворительные и иные объединения).

Главная цель социальной политики - обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения, создание условий для развития чело­веческого потенциала.

В соответствии с целью основными направлениями социальной по­литики являются:

создание условий и возможностей всем трудоспособным гражда­нам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

обеспечение рациональной занятости населения на основе сохра­нения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, соз­дание новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, ор­ганизация систем подготовки и переподготовки кадров и др.;

обеспечение общего роста денежных доходов населения, создание условий для повышения их реального содержания и справедливого рас­пределения;

улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхо­вания;

снижение уровня малообеспеченности и имущественной диффе­ренциации населения;

повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рацио­нализации систем льгот.

Важнейшими принципами формирования и функционирования со­циальной политики являются:

принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т. д.);

принцип социальной солидарности, понимаемый как общая под­держка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и це­лей населения данной страны;

принцип социальной справедливости, имеющий исторические осо­бенности, но в целом понимаемый как отношения симметричности (или эквивалентности) в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального по­ложения человека).

В Республике Беларусь социальная политика включает в себя сле­дующие составляющие:

1) политика регулирования доходов населения — представляет собой совокупность принципов, мер и средств регулирующего воздействия госу­дарства в области доходов;

2) политика обеспечения занятости – это система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно выби­раемой занятости населения;

3) политика социальных гарантий - представляет собой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для созда­ния минимума гарантированных условий обеспечения жизнедеятельность членов общества;

4) политика социальной защиты – это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска;

5) политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

В зависимости от уровня проведения различают: общегосударственную, региональную и отраслевую социальную политику.

По виду выделяют социальную политику в области здравоохранения, образования, культуры и искусства, жилищную, пенсионную, семейную, молодежную, женскую, политику в области материнства и детства.

Социальная политика государства осуществляется посредством со­циальной защиты и социальной гарантии.

Успех или неудача в решении социально-экономических проб/ предопределяет устойчивость или неустойчивость данной эконом ческой системы и самого общества.

Социальная устойчивость предполагает:

• стабильный уровень цен на основные предметы потреблен и услуги;

• недопущение гипертрофированной дифференциации доходов населения;

• формирование надежной системы социальной защиты и социальной гарантии для членов общества.

Социальная неустойчивость общества обусловливается главным с разом резкой дифференциацией доходов населения, означающей зарождение двух полярных слоев населения — непомерно богатого и бедного населения.

Социальная политика государства предполагает социальную ответственность граждан за результаты экономического развития стран Увеличение социальной ответственности граждан за экономическую эффективность возможно при выполнении следующих требований:

• улучшения экономического и социального положения населения страны по мере деловой активности;

• обоснованной дифференциации доходов и потребления в зависимости от итогов экономической деятельности;

• достижения оптимального уровня соотношения расходов на социальные нужды между государством, гражданами из своих доходов и предпринимателями.

Проблема распределения доходов была и остается наиболее актуальной. Она обсуждалась во все времена человеческой истории и продолжает дискутироваться в наши дни. По поводу распределения доходе существуют две позиции: одна из них заключается в том, что равенстство в распределении является основным условием выживания капитализма; другая исходит из того, что равенство в распределении доходов, наоборот, приведет к гибели капитализма.

Это в теории; на практике же распределение доходов было и остается неравным, что обусловлено как объективными, так и субъективны ми обстоятельствами.

Что такое доход? Доход — это сумма денег, полученная за конкрет­ный период времени в форме заработной платы, жалованья, гонорара, прибыли, ренты, процента, трансфертных платежей (пособия по социальному обеспечению и безработице, социальные пособия многодетным семьям и т. п.).

Конечный доход определяет покупательную способность конкрет­ного индивида. Следует иметь в виду, что кроме денежных доходов существуют натуральные доходы. К ним относятся не только продук­ты домашнего хозяйства, но и безналичные трансферты (оплата медицинских услуг, субсидии на жилье, продовольственные талоны, транс­портные карточки и т. п.).

В экономической литературе выдвигают следующие при­чины неравенства доходов.

1. Люди имеют неодинаковые умственные, физические и эстетиче­ские способности. Наличие высоких интеллектуальных способностей дает возможность иметь относительно высокооплачиваемую работу. Лица, обладающие сравнительно низким уровнем умственного разви­тия, обречены на низкооплачиваемые работы. Наличие особых физи­ческих способностей позволяет быть высокооплачиваемыми спорт­сменами и получать высокую заработную плату. Имея эстетические способности, индивид становится высококвалифицированным музы­кантом или художником.

Следовательно, обладая талантами, индивиды вносят более высо­кий вклад в создание ВВП, что приносит им более высокие доходы.

2. Люди имеют различный уровень образования. Чем выше про­фессиональная подготовка, тем выше оплата труда. Например, в США лица, имеющие начальное образование, получают заработную плату втрое меньшую в сравнении с лицами с высшим образованием. Чем выше уровень образования, тем больше требуется инвестиций в чело­веческий фактор.

3. Люди неодинаково наделены собственностью. Одни граждане имеют мало или вовсе не имеют собственности. Другие обладают боль­шим объемом собственности (машины, оборудование, недвижимость, земля и прочее). В результате «богатство рождает богатство», т. е. на собственность получают большие доходы.

Кроме названных выше имеются и другие факторы, обеспечиваю­щие неравенство в распределении доходов.

Различают два вида доходов: номинальные и реальные. Номиналь­ный доход — это денежная форма доли национального дохода, посту­пающая в личное, потребление индивида. Реальный доход – количество материальных благ и услуг, которое индивид может приобрести на свои денежные доходы.

Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного заня­того, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов харак­терно для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели.

Более точная картина распределения доходов в обществе получится, если разбить его на 10 доходных групп - децилий. В этом случае рассчи­тывается децильный коэффициент дифференциации доходов, выражаю­щий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокоопла­чиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Если население страны разбивается на пять доходных групп, так на­зываемые квинтили, то рассчитывается квинтильный коэффициент дифференциации доходов, показывающий соотношение между средними доходами 20% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними дохо­дами 20% наименее обеспеченных.

социальная политика государства - student2.ru Для определения неравенства в доходах отдельных групп населения, разбитых на квинтили, используется кривая Лоренца (puc.), характери­зующая неравномерность распределения. Кривая Лоренца показывает, ка­кой долей совокупного дохода располагает то или иное (в %) количество населения (или семей в % от их общего числа).

 
  социальная политика государства - student2.ru

F

E

D

C

A B K

0 20 40 60 80 100

Доля семей, %

Рис. Кривая Лоренца

При построении кривой Лоренца по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокуп­ного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределе­ния дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что лю­бой данный процент семей получает соответствующий процент дохода.

Чем больше отклоняется кривая от биссектрисы равномерного рас­пределения располагаемых ресурсов, тем более неравномерным является распределение дохода в обществе. И наоборот, если линии совпадают, то имеет место равномерное распределение дохода.

Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Для характеристики распределения совокупного дохода между груп­пами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини), который рассчитывается как отношение площади сегмента, образованной между прямой OF и кривой OABCDEF, к площади треугольника OFK. Получим показатель, измеряющий уровень неравенства, называемый коэффициентом Джини. Он изменяется от 0 до 1. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны яв­ляются уровень и качество жизни населения.

Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Уровень жизни населения измеряется различными индикаторами и показателями, позволяющими всесторонне его характеризовать, определить дальнейшее развитие социальной политики государства и меры по ее реали­зации. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает 12 основных групп: 1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики; 2) санитарно-гигиенические условия жизни; 3) потребление продовольственных товаров; 4) жилищные условия; 5) образование и куль­тура; 6) условия труда и занятость; 7) доходы и расходы населения и др.

Кроме этих основных показателей выделяют также некоторые ин­формационные показатели: ВВП на душу населения, национальный доход на душу населения, объем потребления на душу населения и др. Более сложным показателем является показатель качества жизни населения.

Под качеством жизни в настоящее время понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идео­логических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

В широком смысле понятие «качество жизни населения» включает четыре блока характеристик:

1) продолжительность жизни населения; 2) уровень жизни населения; 3) социальная безопасность; 4) качество ок­ружающей среды.

Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни насе­ления в основном включена в систему национальной статистики Беларуси.

Традиционно в экономической теории выделяют четыре подхода к проблеме справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное.

Эгалитарный подход означает, что в обществе справедливым при­знается уравнительное распределение доходов.

Роулсианский подход назван по имени Дж. Роулса, он предполагает справедливым такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества.

Утилитарный подход означает, что справедливым признается такое распределение доходов, при котором максимизируется общественное бла­госостояние, представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества.

Рыночный подход предполагает, что результаты конкурентных ры­ночных процессов справедливы, поскольку они награждают тех, кто спо­собнее и трудолюбивее. Иначе говоря, при рыночном подходе более спра­ведливым будет неравномерное распределение в пользу тех, кто вносит больший вклад в конечный результат.

Выбор подходов и принципов справедливого распределения доходов для каждого общества определяется его политическим, экономическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенно­стей развития общества.

Социальная политика реализуется на двух основных уровнях: общенациональном и региональном (местном).

Под политикой занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на обеспечение рациональной, свободно избираемой занятости населения. При этом занятостью считается та­кая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей и приносит субъекту заработок (доход).

Политика занятости опирается на определенную систему принци­пов. Они могут различаться в разных странах. Но главными из них можно считать следующие: принцип равных возможностей в трудо­устройстве всех трудоспособных; принцип содействия в трудоустрой­стве граждан с ограниченной трудоспособностью; принцип предос­тавления социальной зашиты безработным.

Политика регулирования доходов населения как еще одна со­ставляющая социальной политики представляет собой совокупность прин­ципов, мер и средств регулирующего воздействия в области доходов.

Проблема бедности - острейшая проблема во многих странах мира. Под бедностью понимается такое экономическое состояние части на­селения, при котором оно не имеет минимальных нормативных средств существования и не способно к самовоспроизводству своей жизни. Бедность - это крайняя степень ограничения возможностей человека вести достойный, принятый в данном обществе и желательный для него образ жизни.

Количественная оценка бедности опирается на черту бедности - границу, определяемую тем минимально необходимым уровнем, ниже которого невозможно обеспечить удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

Различаются абсолютная, относительная и субъективная черта бедности. Под абсолютной чертой бедности понимают такой уро­вень жизни, который учитывает только основные физиологические потребности человека. Относительная черта бедности определяет­ся на основе сравнительного сопоставления со сложившимся сред­ним уровнем доходов по стране. Субъективная бедность - оценка человеком своего благосостояния с точки зрения того, насколько имеющийся доход позволяет ему и его семье жить достойно.

Признаками бедности считаются прежде всего низкое качество пи­тания и жилищных условий. «Бедность по доходу» в большинстве слу­чаев сопровождается также низкими показателями состояния здоровья и образования, так называемой «бедностью человеческого потенциала».

ООН в своих документах опирается, определяя бедность, на сле­дующий показатель: гражданин относится к бедным, если его личные расходы на потребление составляют 2 доллара в день. По данным ООН, таких бедных в мире насчитывается более 2 млрд. человек, т.е. 30% населения Земли.

Но мировая экономическая наука выделяет также категорию край­не бедных - живущих на менее чем 1 доллар в день. Таковых насчи­тывается в разных странах 1,2 млрд. человек, т.е. пятая часть народо­населения Земли - крайне бедные.

При социально-ориентированном подходе политика регулирова­ния доходов в силу особенности такого вида экономической системы занимает очень важное место. Ее главная задача - не допускать или на первом этапе минимизировать ту часть населения, которая оказывает­ся за чертой бедности. С этим связана и вторая задача - снизить по­ляризацию населения по доходам, в меру экономической необходи­мости и возможности снизив децильный коэффициент его дифференциации, который в странах ЕС равен 6, а в Швеции - 3. В Российской Федерации, по разным источникам, он составляет от 15 до 30. В Республике Беларусь он равен 5,6.

Политика социальных гарантий представляет собой совокуп­ность принципов, форм и методов, используемых государством с целью создания минимума гарантированных условий для обеспечения жизнедеятельности всех членов общества.

Главной современной формой установления социальных гаран­тий служат государственные минимальные социальные стандар­ты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые госу­дарством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально-значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

Важнейшим видом государственных минимальных социальных стандартов в нашей стране служит МПБ - минимальный потреби­тельский бюджет - это граница доходов, ниже которой не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально-приемлемый образ жизни граждан данного общества.

Важным видом минимальных социальных гарантий является ми­нимальная заработная плата - норматив, который определяет ми­нимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспе­чить воспроизводство его рабочей силы.

Политика социальных гарантий должна быть взвешенной, научно обоснованной. При ее реализации возможны две крайности. С одной стороны, ее реализация может снижать стимулы экономической активно­сти граждан и способствовать развитию их иждивенчества, подрывая эффективность экономики. А с другой стороны, эта политика, осуществ­ляемая неумело, может расширять слои бедных со всеми последствиями как экономического, социального, так и нравственного характера.

В структуру социальной политики входит также политика соци­альной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, исполь­зуемых государством для создания и регулирования условий, обес­печивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается риск возникновения в об­ществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, независящим от них причинам (безработица, инфля­ция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные послед­ствия, преступления против безопасности личности и т.п.).

Основными методами, используемыми для социальной защи­ты, являются:

♦ социальное обслуживание, осуществляемое на безвозмезд­ных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т.д.);

♦ социальное страхование как система предоставления финан­совой помощи за счет взносов обязательного или добровольного по­рядка и в зависимости от их размера. Взносы работников, работодате­лей и государства в пропорциях, определяемых законодательно в разных странах по-разному, служат источником для пособий, пенсий и др. социальных выплат;

♦ социальная помощь - это прежде всего адресный способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, т.е. находящихся за чертой бедности.

Политика защиты здоровья и экологической безопасности должна быть самостоятельной частью социальной политики в силу двух основных причин: тенденции депопуляции населения в связи с общим ухудшением здоровья под влиянием распространения новых грозных болезней, распространения наркомании, алкоголизма и пр.; тенденции нарастания опасности экологической катастрофы. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреж­дение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для это­го должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов, которые уста­навливаются органами государственной власти как социальные нор­мы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлет­ворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах.

Доцент , к.э.н., Филагович Н.Н.

Наши рекомендации