Формирование и накопление человеческого капитала

Система формирования конкурентоспособного человеческого капитала отражает отношения, возникающие между субъектами формирования человеческого капитала по поводу его носителя, возникающие в целях становления, накопления и использования человеческого капитала индивида для получения благ, необходимых для восстановления ресурсов членов семьи и воспроизводства качественного человеческого капитала, отвечающего требованиям народного хозяйства, и обладающего достаточным потенциалом для сохранения и совершенствования способностей его носителя на протяжении периода активной жизни, для максимизации общего количества благ, получаемых индивидом, и общего количества ресурсов, отдаваемых им, что способствует экономическому развитию как предприятия, где он работает, так и национальной экономики в целом (рисунок 3) [15, с. 57].

 
  Формирование и накопление человеческого капитала - student2.ru
Формирование и накопление человеческого капитала - student2.ru

Рис.

Рисунок 3 - Субъектно-объектная структура формирования человеческого капитала

Взаимодействие субъектов становления, накопления, использования и воспроизводства человеческого капитала иллюстрирует субъектно-объектная структура формирования человеческого капитала, приведённая на (рис. 2.1), где взаимосвязи субъектов, оказывающих влияние на формируемый человеческий капитал, обозначены индексированной буквой (таблица 2).

Таблица 2 - Содержание этапов формирования и использования человеческого капитала

Инвестиционные мероприятия Этапы
Становление Накопление Использование Воспроизводство
Воспитание Унаследованные качества инди­вида: здоровье, память; склон­ность к творче­ству, науке, ко­торые являются результатом вложений в развитие предшествующих поколений. Семья и госу­дарство несут издержки, свя­занные с воспитанием, образованием, формированием потенциала здоровья индивида. Воспитание воздействует на эффективное использование человеческого капитала индивида. Семья, государ­ство, предприятия заинтересованы в здоровье работника и родителя, затрачивают средства на различные оздоровительные программы.
Образование Семья тратит средства на образование своих детей, с целью уве­личения получаемых благ в будущем. Государство стремиться доинвести-ровать в образование индивида, если с этим не справляется семья. Образование иг­рает важную роль в профессиональ­ной деятельности индивид; от его уровня зависит дальнейшее использование человеческого капитала. Образование ин­дивида влияет на его образ жизни и образ жизни окружающих. Воспроизводятся актуальные способности индивида.
Обеспечение здоровья инди­вида Обеспечение благоприятных условий для родителей и ребёнка с целью получения здорового носи­теля человече­ского капитала. Семья, госу­дарство обеспечивают спортивное, духовное, морально-психологическое воспитание индивида, что способствует обеспечению его нравст-венной и психологичес-кой устойчивости. Проведение предприятиями и государством соответствую-щих профилак-тических ме­роприятий для индивида, лечения про-фессиональных заболеваний, профессиональ­ных стрессов. Проведение оз­доровительного лечения средст­вами семьи, государства и предприятий с целью про­дления периода работоспо­собной деятельности индивида и рождения здорового поколения.

Окончание таблицы 2



Производстве-нная подготовка Обеспечение условий, позволяющих улучшить профессио­нально-квалифи­кационный уровень индивидов, с целью получения полноценного носителя человеческого капитала. Производствен­ная подготовка работников на фирме даёт возможность повысить эффективность производства и повысить профессиональ-но-квалифи-кационный уровень работников. Производственная подготовка позволяет фирме улучшить квалификацион-ный уровень работников, затрачивая при этом меньшее количество денежных средств, чем в случае приглашения специалиста со стороны. Инвестиции в благополучие персонала, его здоровье для снижения потерь рабочего времени и обеспечения полноценного воспроизводства населения.
Миграция и выявление информации, необходимой для исполь-зования челове-ческого капитала Семья и государство проводят определенные мероприятия с целью обеспечения здорового образа жизни родителей. Инвестиции се­мьи и государ­ства с целью выбора места обучения ребёнка с учётом его наклонностей и способностей. Семья перемещает и трудоустраивает человека в при­влекательные организации. Государство способствует трудоустройству безработных. Миграция семьи с целью поддер-жания и сохра-нения здоровья, необходимого для работы и воспроизводства здорового поколения.

Субъектами формирования человеческого капитала выступают семья, государство, предприятие и инфраструктура рынка, вступающие в социально-экономические отношения друг с другом по поводу целенаправленных влияний на носителя врождённой способности [8, с. 236].

Следует отметить взаимосвязь и взаимозависимость всех субъектов формирования конкурентоспособного человеческого капитала, особенно учебных заведений, служб занятости и предприятий. Государство не может самостоятельно устанавливать связи между производством и образованием. В свою очередь, бизнес не может даже при его глубокой заинтересованности в высококвалифицированной рабочей силе разрабатывать чёткое стратегическое направление развития образования, хотя может оказать серьёзное влияние на совершенствование ресурсной базы учебных заведений, модернизацию программ и используемых технологий обучения. Вступая в контакт с учебными заведениями, бизнес в каждом конкретном случае решает свои собственные проблемы, зачастую это краткосрочные производственные задачи. Поэтому эффективность функционирования всей системы образования зависит от направлений государственной политики в области образования, занятости и степени согласованности деятельности учебных заведений с производственными структурами. В свете сказанного особенно актуальным становится согласование целевых установок и мероприятий государственной политики на рынке труда и политики в области образования, то есть стремление к соответствию профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов и повышения их квалификации с учётом требований рынка труда сегодняшнего дня [16, с. 120].

Для конкурентоспособности на рынке труда, сейчас, зачастую, уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной области: требуются знания в смежных областях, второе, третье высшее образование. Помимо опыта работы и других требований необходимым условием является сочетание базового образования в области специализации компании-работодателя (например: строительство, телекоммуникации, химия, транспорт) с дипломом одной из ведущих бизнес - школ.

Следует отметить, что активная роль в формировании конкурентоспособного человеческого капитала страны принадлежит государству. Государство обеспечивает инвестирование в здоровье членов семьи, что является залогом формирования полноценного нового носителя человеческого капитала, и развития в дальнейшем его потенциала, участвует в профессиональном обучении, переобучении, переподготовке носителя человеческого капитала, так как он является решающим фактором интенсивного развития экономической системы.

Возглавляемая государством политика развития рабочей силы разделяется на два этапа:

1) подготовка трудовых ресурсов в системе формального образования;

2) предполагающий дальнейшую профессиональную специализацию и переподготовку кадров через научные и учебные центры, специальные курсы, организованные в фирмах или субсидируем ые государством[6, с. 178].

Государственная политика в области рабочей силы реализуется при широком финансовом, организационном и ином участии деловых кругов и социальных институтов. Данная политика способствует формированию квалифицированной гибкой рабочей силы.

Важный источник формирования человеческого капитала – накопление опыта в процессе работы. Обучение выступает как побочный продукт накопления капитала. Этот источник накопления человеческого капитала исключительно трудно поддается измерению. В этом отношении упомянутая выше модель Нельсона – Фелпса рассматривает человеческий капитал, накопленный в процессе образования, как предпосылку развития навыков, необходимых для приспособления к технологическим изменениям. С такой точки зрения человеческий капитал становится основой для производственного обучения и понимания технологического развития.

Накопление человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:

- на поддержание здоровья;

- на получение общего или специального образования;

- на поиск работы;

- на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве;

- на миграцию по зависимым и независимым от человека причинам;

- на рождение и воспитание детей;

- на поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п. [4, с. 172].

Динамика накопления человеческого капитала определяется индивидуальными решениями; при этом образование – основная (но не единственная) компонента запаса человеческого капитала. Принятие индивидом решений об инвестициях в образование во многом аналогично инвестиционным решениям компании. Индивидуальные инвестиции в образование можно рассматривать как издержки в терминах прямых затрат и альтернативных издержек. Поскольку инвестиции в человеческий капитал повышают индивидуальную производительность, выгоды от получения образования равны текущей ценности ожидаемых высоких доходов после получения образования.

Общепринято, что для расчета экономической эффективности вложений средств в человеческий капитал необходимо учитывать жизненно важные показатели, характеризующие социально-экономическую обстановку в стране (регионе). Таким показателем выступает ВВП для страны в целом или ВРП - для региона.

Таким образом, система формирования конкурентоспособного человеческого капитала должна включать современные стратегии переобучения, которые основываются на том, что наиболее эффективны вложения в общую подготовку, обеспечивающую гибкость и лёгкость ориентации в рыночных условиях. Теория человеческого капитала всегда исходила из высокой эффективности вложений в образование. Основная идея состоит в том, что адаптация накопленного человеческого капитала к рыночным условиям намного эффективнее и реальнее, чем полное его пересозидание.

Наши рекомендации