Задачи по теме: «Рынок ценных бумаг»

ЗАДАЧИ

2.1 Задачи по теме: «Теория поведения потребителя»….4

2.2 Задачи по теме: «Товар, цена, деньги, кредит» ……10

2.3 Задачи по теме: «Рынок ценных бумаг»…………….13

2.4 Задачи по теме: «Рынок труда»……………………….

Задачи по теме: «Рынок капитала и денег»

Задачи по теме: «Основные экономические понятия»

3. ТЕСТЫ …………………………………………………… 25 -106

ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ

Решения к задачам по теме: «Теория поведения потребителя»

Решения к задачам по теме: «Товар, цена, деньги, кредит»

Решения к задачам по теме: «Рынок ценных бумаг»

Решения к задачам по теме: «Рынок труда»

Решения к задачам по теме: «Рынок капитала и денег»

Решения к задачам по теме: «Основные экономические понятия»

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ 146 -158

ГЛОССАРИЙ

БИЛЕТЫ

ОТВЕТЫ К БИЛЕТАМ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Цели и задачи контрольной работы по общей экономической теории и выполнение контрольной работы по микроэкономике предусмотрено учебными планами высших учебных заведений. Основной целью написания контрольной работы является си­стематизация, расширение и закрепление теоретических знаний студента по дан­ному разделу экономической теории. Практикум содержит основные положения и формулы по микроэкономике, необходимые для контрольной работы. В нем приведены алгоритмы решения типовых задач по ключевым темам курса. Кроме того, данный практикум имеет большой комплекс, разработанный согласно ГОС О, тестовых заданий и ответов на них, билетов по дисциплине «Микроэкономика» с ответами, глоссарий, рабочую учебную программу и силлабус. Приведенный ниже материал должен помочь обучающимся применять полученные теоретические знания по такой сложной, базовой дисциплине, как «Микроэкономика», на практике. Это, несомненно, скажется на их аналитических и креативных способностях в будущей интересной и, далеко не простой работе, в качестве экономиста, бухгалтера, финансового аналитика, менеджера, маркетолога во всех сферах экономической деятельности.

Практикум может использоваться студентами как экономических так неэкономических специальностей очного и дистанционного отделений и магистрантов для самостоятельной подготовки к семинарам по курсу «Микроэкономика». Цель практикума - максимально облегчить учебу студентов и работу преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений, дав не только развернутые ответы на все задачи, но и задания разной степени сложности — от средней школы до университетского уровня

ЗАДАЧИ

Задачи по теме: «Теория поведения потребителя»

Задача 1.

Потребитель покупает в магазине мясо и сыр. Он может комбинировать их количество в таких соотношениях:

Комбинации Мясо (кг) Сыр (кг)
А 0,5
Б 2,5
В 1,5 1,5
Г 2,5

Определить предельные нормы замены мяса сыром.

Задача 2.

Определить предельную норму замены продукта питания одеждой.

Комбинация товаров А Б В Г
Одежда
Продукт питания

Задача 3.

Некто потребляет 5 шт. товара А, приносящего ему 8 ед. полезности и 12 шт. товара Б, дающего 18 ед. полезности. Он решил, что ничего не произойдёт, если он будет потреблять 7 шт. товара А и 10 шт. товара Б, которые принесут ему, соответственно 10 и16 ед. полезности. Определить величину предельной полезности для каждого товара и предельную норму замещения товаров.

Задача 4.

Заполнить таблицу:

Количество единиц продукта
Совокупная полезность
Предельная полезность          
Средняя полезность          

Задача 5.

На дискотеке Вы можете купить «Пепси» и «Фанту», при этом больше 5 бутылок Вам не выпить. Вы оцениваете для себя полезность напитков так, как представлено в таблице. Что Вы будете пить и в каком количестве, максимизируя полезность?

Количество напитков Полезность
«Пепси» «Фанта»

Задача 6.

Потребитель делает выбор между двумя товарами А и В. Предельная полезность каждого приведена в таблице. Какое количество каждого товара купит рациональный потребитель, если его бюджет равен 50 ден.ед., а цена товара А равна 10 ден.ед., В – равна 5 ден.ед.

Количество товара Товар А Товар В

Задача 7.

Для потребителя товар А по цене 0,7 ден.ед. приносит удовлетворение в размере 10 ютилей. Какую полезность в ютилах принесёт ему потребление товара В по цене 0,5 ден.ед. в положении равновесия?

Задача 8.

На графике дана бюджетная линия потребителя, которому необходимо приобрести два товара. Цена товара А равна 0,8 ден.ед., цена товара В равна 0,4 ден.ед. определить:

1. бюджет потребителя;

2. точку на графике, в которой потребитель может купить только товар А;

3. точку на графике, в которой не будет использован весь бюджет;

4. точку С на графике (3 единицы товара А и 7 единиц товара В). Что можно сказать про такой набор товаров?

Задача 9.

Цена продукта А равна 1ден.ед., цена продукта В равна 2 ден.ед., доход потребителя – 18 ден.ед. Набор безразличия двух товаров задан таблично:

Товар А
Товар В

Построить бюджетную линию и кривую безразличия. Определить точку равновесия потребителя, наклон бюджетной линии, предельную норму замещения.

Задача 10.

Семья покупает каждый день два товара А и В. Цена товара А равна 0,6 ден.ед., товара В – 1ден.ед. На данный момент семья покупает такое количество этих товаров, что предельная полезность их последних единиц равна соответственно 40 и 50 ютилей. Можно ли сказать, что покупается набор, который приносит наибольшее удовлетворение? Если нет, то каким образом необходимо перераспределить расходы между двумя этими товарами?

Задача 11.

Потребитель тратит 13 ден.ед. в неделю на помидоры и огурцы. Предельная полезность помидор для него определяется уравнением: 30 – 2х, где х – количество помидор в кг. Предельная полезность огурцов представляет уравнение: 19 – 3у, где у –количество огурцов в кг. Цены товаров соответственно 2 и 1 ден.ед. Какое количество помидор и огурцов приобретёт рациональный потребитель?

Задача 12.

Как выглядят кривые потребительского выбора:

1. для абсолютно независимых товаров;

2. для товаров, имеющих абсолютно одинаковую, стандартную функцию предельной полезности;

3. для товаров, имеющих абсолютно ровную (горизонтальную) функцию предельной полезности;

4. для товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность;

5. для товаров, имеющих чёткий предел насыщения потребностей, нарисовать семейство кривых;

6. если товар 1, начиная с некоторого уровня, имеет нулевую полезность;

7. если товар 1 в определённых количествах исключительно необходим;

8. если оба товара, начиная с некоторого уровня исключительно необходимы. Построить семейство кривых, начиная с нулевой полезности.

9. если функция предельной полезности товара 1 при малых количествах стремится к бесконечности;

10. если функция предельной полезности товара 1 при малых количествах имеет конечное значение;

11. если функция предельной полезности товара 1 имеет отрицательный участок;

12. если функция предельной полезности для обоих товаров имеет отрицательный участок.

Задача 13.

Как изменится положение кривых потребительского выбора:

1. при увеличении полезности товаров 1 и 2;

2. при увеличении полезности товара 1.

Задача 14.

Полезность каждой потребляемой единицы товара зависит от количества потребляемого товара.

Q, шт.
U, ютиль

Если 1 ютиль оценивается в 1 ден.ед., то определить:

1. излишек потребителя при цене 7 ден.ед../шт., какое количество товара купит потребитель при данной цене?

2. цена снизилась до 5 ден.ед./шт. Каков теперь объём покупаемого товара, каков выигрыш потребителя от снижения цены?

Задача 15.

Кривые потребительского выбора между товарами А и Б для двух уровней полезности выглядят так:

Количество товара А, шт. Количество товара Б, шт.
При U=U1
При U=U2

Цена товара А – 2 ден.ед./шт., товара Б – 2 ден.ед./шт. Потребитель получает меньшую из двух полезностей, покупая некоторое количество товара А и Б? Kакую полезность он получает, каков его номинальный доход? Показать сдвиг точки потребительского равновесия при уменьшение цены товара Б в 2 раза. Проиллюстрировать графически.

Задача 16.

Функции потребительского выбора и бюджетная линия заданы графически. Показать графически:

1. изменение положения точки оптимального потребительского выбора при увеличении дохода потребителя;

2. изменение положения точки оптимального потребительского выбора при увеличении цены на товар Х1 в 2 раза;

3. эффект дохода и эффект замещения при указанном изменении цены.

Задача 17.

Пусть нам не известны кривые потребительского выбора, но известен характер товара. Можно примерно показать направление и соотношение величин эффектов дохода и замещения, а также суммарное изменение объёмов потребляемых обоих товаров (на графике) при изменении цены одного товара. Сделайте это для следующих случаев. Товар 2 - нормальный, растёт цена на товар 1. Товар 1:

1. нормальный товар высшей группы;

2. нормальный товар низшей группы;

3. нормальный товар низшей группы, цена на товар 1 падает;

4. товар Гиффена;

5. товар престижа.

Задача 18.

Функции выбора между временем труда и величиной трудового дохода заданы графически. Задана линия дохода Д=(ставка з./пл.). Ттр. Показать:

1. какая из полезности отражает нулевую, большую полезность. А также отрицательную полезность;

2. какое количество труда выберет работник при данной зарплате;

3. как изменится положение точки оптимального выбора количества труда при увеличении ставки зарплаты в два раза;

4. эффект дохода, эффект замещения при изменения ставки зарплаты;

5. какая из линий равной полезности может стать линией нулевой полезности в случае:

a. наличие некоторого независимого дохода;

b. если данный труд – хобби;

6. какова точка равновесия при наличии независимого дохода;

7. чем отличается сдвиг линии равной полезности от сдвига линий дохода.

2.2 Задачи по теме: "Товар, цена, деньги, кредит"

Задача 1.

Спрос на рынке денег задано уравнением QD=145 – 4P, а предложение денег равно 25 млн. ден. ед. Определить:

1. норму банковского процента;

2. что произойдёт на рынке денег, если центральный банк произведёт эмиссию в размере 5 млн. ден.ед.

Задача 2.

Денежная масса на начало года равнялась 25 млн. ден.ед. Центральный банк производил эмиссию в размере 4 млн. ден.ед. Чему равна суммарная стоимость проданных товаров и услуг за год, если скорость обращения денег равна 6?

Задача 3.

В день рождения школьнику подарили 500 ден.ед. он знал, что банк А предлагает 20% по вкладам с начислением сложных процентов, а банк Б – 25% годовые с начислением простых процентов. В какой банк нужно положить деньги, и сколько он может получить там через 5 лет?

Задача 4.

Вкладчик положил в банк 15 тыс. ден.ед. и через год снял 18 тыс. За это время цены увеличились на 22%. Определить:

1. номинальную ставку;

2. реальную ставку.

Задача 5.

Ссуда выдана в размере 20 000 тенге. на срок с 10.01.15 до 15.06.15 под 14 % годовых. Определить сумму погашения ссуды.

Задача 6.

Кредитная организация начисляет проценты на срочный вклад, исходя из номинальной ставки 10 % годовых. Определить эффективную ставку при ежедневном начислении сложных процентов.

Задача 7.

Банк в конце года выплачивает по вкладам 10% годовых. Какова реальная доходность вкладов при начислении процентов: а) ежеквартально; б) по полугодиям.

Задача 8.

В первый год на сумму 10 000 ден.ед. начисляются 10 % годовых, во второй – 10,5 % годовых, в третий – 11 % годовых. Определить сумму погашения, если проценты выплачиваются ежегодно.

Задача 9.

В первый год на сумму 10 000 ден.ед. начисляются 10 % годовых, во второй – 10,5 % годовых, в третий – 11 % годовых. Определить сумму погашения, если проценты капитализируются.

Задача 10.

Определить, на какой срок вкладчику нужно поместить 10 000 ден.ед. на депозит при начислении простых процентов при ставке 10 % годовых, чтобы получить 12 000 ден.ед.

Задача 11.

Клиент имеет возможность вложить в банк 50 000 ден.ед. на полгода. Определить процентную ставку, обеспечивающую доход клиента в сумме 2 000 ден.ед.

Задача 12.

Определить, как изменится сумма денежных средств в размере 5 000 ден.ед. через год, если среднегодовой уровень инфляции составит 13 %?

Задача 13.

Определить, как изменится сумма денежных средств в размере 5 000 ден.ед. через 5 лет, если среднегодовой уровень инфляции составит 13 %?

Задача 14.

Годовой уровень инфляции составил 10 %. Рассчитать среднеквартальный уровень цен.

Задача 15.

Назовите организации, которые обеспечивают функционирование разных видов рынка:

1. рынок потребительских товаров (назвать виды торговых операций);

2. рынок труда;

3. рынок ценных бумаг;

4. рынок капитала;

Задача 16.

Коммерческий банк привлёк деньги клиентов на сумму 12 млн. ден.ед. При норме резервирования 15% все ресурсы были переданы в кредит. Подсчитайте доход и прибыль банка, если процентная ставки по депозитам равна 20%, по кредитам – 40 %.

Задача 17.

Продавец и покупатель заключили опционный контракт на сумму 100 ден.ед. С премией в 10 ден.ед. Для двух вариантов: опцион на покупку товара (актива) и опцион на продажу. Рассчитать выигрыш/проигрыш покупателя и продавца для пяти вариантов цен, сложившихся фактически на рынке на момент поставки товара (передачи актива).

В опционе активная сторона имеет право осуществить сделку, или отказаться от неё, а пассивная сторона обязана её осуществить по требованию активной. За это активная сторона платит пассивной премию, которая не возвращается при разрыве контракта.

Реальная рыночная цена  
Опцион на покупку Продавец          
Покупатель          
Опцион на продажу Продавец          
покупатель          

Задача 18.

Исходя из реакции работника биржи определить кто заключал эти контракты – дилер, маклер, брокер.

1. я потерял всё. Вернул деньги только на 30%. Я не мог предвидеть, что это корпорация разорится;

2. я заключил сегодня 35 контрактов. Это ужас! Работы очень много, не успеваю всё оформить;

3. я заработал на этом контракте 8000 ден.ед. И клиент остался довольный;

4. купивши 500 акций известной фирмы и позднее перепродав их, я заработал хорошую сумму денег.

Задача 19.

На основании данных, приведённых ниже, определить величину денежных агрегатов в определённой стране:

Деньги на расчётных счетах в национальной валюте - 4511 млн.ден.ед.

Трастовые вклады в национальной валюте и ценные бумаги в коммерческих банках - 355 млн ден.ед.

Срочные депозиты - 7620 млн ден.ед.

Наличные деньги - 9583 млн ден.ед.

Задачи по теме: «Рынок ценных бумаг»

Задача 1.

Собственник акции с годовым дивидендом 25% решает её продать. Банковский процент равен 50%. По какому курсу будет продана акция?

Задача 2.

Облигация выпущена на три года. Ежегодный доход – 150 ден.ед., конечная выплата – 2000 ден.ед., рыночная ставка – 10% годовых. Найти текущую стоимость облигаций.

Задача 3.

Инвестор имеет два варианта вложения денег: купить землю или приобрести облигации на одну и ту же сумму. Рента равна 4,5 тыс.ден.ед./год, облигация погашается в течении трёх лет по 20 тыс.ден.ед.в конце каждого года. Какой вариант вложения денег выгоднее, обосновать. Средний банковский процент равен 10%.

Задача 4.

Спекулянт приобрёл по рыночной цене 1000 ден.ед. вексель номиналом 2000 ден.ед и сроком погашения через два года. По какой цене он сможет при необходимости, продать этот вексель через год?

Задача 5.

Дисконтная облигация выпущена на 3 года. Ежегодный доход равен 500 ден.ед., рыночная ставка – 10% годовых.

1. найти текущую стоимость облигации;

2. то же, но при наличии ежегодного риска разорения эмитента облигации 5%.

Задача 6.

По какой цене будет продана акция номинальная стоимость которой 300 ден.ед., если годовая сумма дивидендов, которую получает собственник акции равен 200 ден.ед., а банковский процент равен 12%.

Задача 7.

Курс обычной акции по сравнению с номинальною стоимостью вырос на 24%. Номинальная стоимость акции равна 500 ден.ед., банковский процент равен 5%. Какие дивиденды получит собственник акции перед её продажей?

Задача 8.

Компания выпускает в обращение определённое количество акций: на 200 тыс. ден.ед. обычных акции номинальной стоимостью 100 ден.ед.; 4 тыс. штук привилегированных акций номинальной стоимостью 200 тыс. ден.ед и нормою фиксированного дивиденда 10%. Вычислить:

1. какую сумму ежегодно компания должна выплачивать вкладчикам привилегированных акции;

2. если компания направила 140 тыс. ден.ед. с чистого годового дохода на выплату дивидендов акционерам, какой размер дивиденда получит собственник обычной акции.

Задача 9.

Вексель на сумму 20 000 ден.ед. и сроком погашения 10 октября учтен в банке 10 сентября текущего года по учетной ставке 10 % годовых. Рассчитать сколько получит владелец векселя (S) и сумму дохода банка (D).

Задача 10.

Вексель на сумму 50 000 ден.ед. и сроком обращения 1 год реализуется с дисконтом 12 % годовых. Определить целесообразность покупки векселя, если среднегодовой уровень инфляции составит 13 %.

Задача 11.

Облигация номинальной стоимостью 1 000 ден.ед. и фиксированной ставкой дохода 14 % годовых выпускается сроком на 3 года с ежегодной выплатой дохода. Определить целесообразность покупки данной облигации, если среднегодовой уровень инфляции составит 11 %.

Задача 12.

На депозитный сертификат номиналом 1 000 ден.ед. и сроком обращения 1 год начисляются проценты исходя из следующих данных: I квартал – 6 % годовых, II квартал – 8 % годовых. Каждый последующий квартал ставка процента увеличивается на 1 %. Рассчитать общую сумму погашения по сертификату, если проценты погашаются в конце срока.

Задача 13.

Целевая муниципальная облигация номинальной стоимостью 10 000 ден.ед. имеет процентный доход в размере 8 % годовых, реализуется с дисконтом 4 % годовых. Рассчитать финансовый результат от приобретения облигации, если срок ее обращения составляет 1 год и среднегодовой уровень инфляции 12 %.

Наши рекомендации