Особенности конкуренции в РФ

Поддержка конкуренции в Российской Федерации гарантируется Конституцией Российской Федерации, является постоянным приоритетом государственной политики.

Антимонопольную деятельность государство осуществляет с помощью антимонопольного законодательства РФ.

В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении моно­полистической деятельности на товарных рынках» установлено, что антимонопольное законодательство РФ базируется на Конституции РФ и состоит из Закона «О конкуренции» и принятых на его основе прочих федеральных законах, которые ставят перед собой задачу в регулировании отношений, которые оказывают влияние на конкуренцию на рынке товаров, услуг и финансо­вых средств. Такие отношения также могут регулироваться ука­зами Президента, постановлениями Правительства РФ.

К основным целям антимоно­польного законодательства следует отнести:

1. Определение организационных и правовых основ по ограничению и пресечению недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности предприятий на территории РФ(характерна только антимонопольному законодательству);

2. Обеспечение условий для основания и действенного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств (обладает более широким характером, может быть отмечена как одно из курсов деятельности всего гражданского законодательства).

Антимонопольное законодательство действует на всей территорию РФ. А в некоторых случаях и на международном уровне.

В основе антимонопольного законодательства выступает на первом месте Конституция РФ, которая гарантирует целостность эконо­мическою пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В тоже время Конституция воспрещает экономическую деятельность, которая направлена на моно­полизацию и недобросовестную конкуренцию.

К основным федеральным законам, которые регулируют конкурентное поле в рыночной экономике РФ следует отнести Закон РФ «О естественных монополиях»; За­кон РФ «О связи»; Закон РФ «О финансово-промышленных группах»; Закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.

В нормах антимонопольного законодательства отражаются процессы государственного вмешательства в эконо­мические отношения, процессы взаимопроникновения част­ных и публичных начал правового регулирования. Для антимо­нопольного законодательства характерно сочетание норм раз­личных отраслей права: гражданско-правовых, административ­ных, уголовных.

Правоотношения, которые регулируются антимонопольным зако­нодательством, в своем основании имеют гражданско-пра­вовые свойства. Субъекты экономических отношений, которые действуют в условиях свободной торговли и производства, самостоятельно устанавливают свою рыночную стратегию. Они используют все допустимые свободы договора, определяя содержание согла­шений и выбирая контрагентов.

Гражданско-правовые нормы антимонопольного законодательства упорядочивают договор­ные связи, запрещая установленные типы соглашений, или ус­танавливая требования к их содержанию. Предусмотрена законодательная граж­данско-правовая ответственность за нарушение норм антимо­нопольного законодательства

К административным относятся нормы, которые регулируют структурное строение, права и обязанности антимонопольных органов, порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольных правил. В определенных случаях применяется административная ответственность.

Ст. 178 УК РФ (см. Приложение 3)объявляет преступными монополистические действия и ограничение конкуренции. Практика уголовно­го преследования за нарушение антимонопольных правил берет свое начало в антитрестовском законодательстве США. Од­нако считаем, что установление уголовной ответственности менее эффективно в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства, чем установление гражданско-правовой и административной ответственности, и выполняет в основном функцию общей превенции.

Делая общий вывод можно сказать, что антимонопольное законодательство несет комплексный характер, в котором сочетаются диспозитивные и императивные нормы, частно- и публичноправовые начала. Тенденцией современного права является тесное переплетение пуб­лично- и частноправовых начал, ярким примером которого может служить антимонопольное законодательство.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами - "война цен". Она осуществляется многими способами: снижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по существующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и т.п. Большей частью ценовая конкуренция применяется для выталкивания из рынка более слабых соперников или проникновение на уже усвоенный рынок.

Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является неценовая конкуренция. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительской стоимости затрудняет соответствующие мероприятия со стороны конкурента, вне как формирование качества проходит продолжительный цикл, который начинается накоплением экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, который известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурентным направлениям.

В наше время приобрели большое развитие разнообразные маркетинговые исследования, которые имеют цель - изучения запросов потребителя, его отношение к тем или иным товарам, знание производителем подобной информации разрешает нему точнее знать будущих покупателей его продукции, понимать и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.п.

Большую роль в неценовой конкуренции играет до и после продажное обслуживание покупателя. Предпродажное обслуживание включает удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов).

В связи с возрастанием влияния на общественность средств массовой информации, прессы реклама постоянная одним из важнейших методов ведения конкурентной борьбы, вне как с помощью рекламы можно определенным чином формировать мысль потребителей о том или другой товар, причем как в лучший, так и в худшую сторону. В качестве доказательства можно привести следующий пример.

Учитывая средства, которые применяют соперники в конкурентной борьбе конкуренцию можно условно поделить на добросовестную и недобросовестную.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

· снижение цен ("война цен");

· повышение качества продукции;

· развитие до и после продажного обслуживания;

· создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.п.

Но рядом с методами добросовестной конкуренции существуют и другие, менее законные, методы ведения конкурентной борьбы – так называемая недобросовестная конкуренция.

Основными методами недобросовестной конкуренции являются:

· экономический (промышленный) шпионаж;

· подделка продукции конкурентов;

· подкуп и шантаж;

· одурачивание потребителей;

· махинации с деловой отчетностью;

· валютные махинации;

· утаивание дефектов и т.п.

Предотвращение такой несправедливости возможно с помощью патента, который заверяет изобретение и закрепляет за собственником патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения.

Основными законными путями собирания информации о конкурентах есть: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, которые дали публично бывшие служащие конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклада инженеров-консультантов; издание, которое они выдают конкуренты; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и т.п.

Эффективным способом экономического шпионажа является также внедрение "своего человека" в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, которая разрешает получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия, связанные с антимонопольной политикой и т.п.

3.2. Состояние конкуренции в российской экономике

Наиболее точный индикатор успешности рыночных преобразований, свободы экономической деятельности и равенства предприятий всех форм собственности в рыночном обороте это состояние конкуренции в российской экономике.

В 2012 году коллективом авторов под руководством директора Центра исследования конкуренции и экономического регулирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации А.Е. Шаститко проведено исследование макроэкономических последствий ограничения конкуренции. По результатам исследования была получена первая в России интегральная количественная оценка потерь для экономики, возникающих вследствие недостаточного развития конкуренции в различных ее секторах.

Согласно исследованию источниками таких потерь являются эффекты, давно известные в экономической теории. Это не только завышенные цены, складывающиеся на слабоконкурентных рынках, и недопроизведенные объемы продукции – это еще и более высокие издержки, стимулов снижать которые в условиях слабой конкуренции не возникает; недостаточная заинтересованность в инновациях; расходы, которые фирмы тратят на монополизацию рынка или поддержание картелей вместо того, чтобы вкладывать ресурсы в производство. Кроме того, ограничение конкуренции на одном из рынков по цепочке приводит к снижению эффективности на других рынках, где данный товар используется как сырье в процессе производства или оказания услуги.

Авторы исследования ограничиваются оценкой влияния завышенных цен и издержек. Проанализировав потери от ограничения конкуренции в пяти секторах экономики – газовом секторе, секторе грузовых железнодорожных перевозок, строительстве, фармацевтике и ограничениях на импорт – авторы пришли к выводу, что даже самая консервативная оценка возникающих потерь составляет не менее 1,6 трлн руб. в год, или 3,0% отечественного ВВП.

Так, по оценкам авторов, слабое развитие конкуренции в газовой отрасли, где доминирующее положение сохраняется за ОАО «Газпром», приводит к тому, что регулируемый тариф на газ – хотя и находится на уровне существенно ниже экспортных цен – все же оказывается завышенным по сравнению с потенциально конкурентными ценами в России как минимум на 15%. Ситуацию усугубляет и то, что высокие тарифы предоставляют потенциальным конкурентам «Газпрома» так называемый «ценовой зонтик»: в отсутствии возможности расширить рыночную долю, у конкурентов исчезают и стимулы намного снижать цену по сравнению с ценой ОАО «Газпром». Кроме того, сравнение данных о динамике валовой добавленной стоимости газового и нефтяного сектора свидетельствует о дополнительных потерях, возникающих в результате завышения издержек. В итоге, суммарные потери в секторе в ценах 2011 г. составили около 200 млрд. руб., или 0,4% российского ВВП.

Схожая по эффектам ситуация наблюдается в секторе грузовых железнодорожных перевозок. Сохранение в данном секторе доминирующих позиций дочерних обществ ОАО «РЖД» – тарифы на услуги которых, в отличие от ОАО «РЖД», не регулируются – приводит к завышению расценок на перевозку над уровнем регулируемых тарифов на 15-40%, что подтверждается материалами дел, возбужденных ФАС России. При этом по оценке авторов, тарифы с большой вероятностью также являются завышенными по сравнению с потенциально конкурентным уровнем. В итоге, данные эффекты транслируются в потерю как минимум 1,34% ВВП.

Ограничения конкуренции в строительстве, по мнению авторов, имеют своим источником прежде всего избыточные административные барьеры, для преодоления которых зачастую используются коррупционные схемы. В итоге 75,8% опрошенных строительных компаний оценивают административные барьеры на рынке как «высокие» или «запредельно высокие».

Издержки преодоления административных барьеров прямо включаются в цену недвижимости, завышая ее по разным оценкам от 1/4 до 1/3. Используя рассчитанные для стран ОЭСР коэффициенты эластичности инвестиций в жилье по издержкам, авторы оценивают потери в результате ограничений конкуренции в сфере строительства на уровне 0,21-0,54% ВВП.

В фармацевтике центральным механизмом сдерживания конкуренции остается затрудненная процедура клинических исследований и регистрации новых препаратов. По мнению авторов, усложнение данных процедур в результате реформы, проведенной в 2010 г., привело к тому, что вывод на рынок большинства новых препаратов затормозился в среднем на два года, а регистрация препаратов для лечения редких заболеваний стала практически невозможной. В связи с особым характером сектора, потери от препятствий развитию конкуренции в данном секторе измеряются не только в процентах ВВП, но и в человеческих жизнях. Вместе с тем, даже «циничная» экономическая оценка показывает, что облегчение процедуры регистрации и клинических исследований могло бы за счет одного расширения присутствия на рынке препаратов-дженериков дать выигрыш в 20-22 млрд. руб.

Наконец, высокий уровень импортных тарифов в Российской Федерации, (превышающий, по данным ВТО, уровень тарифов в 48% стран мира) ограничивает конкуренцию двумя способами. Во-первых, в секторе потребительских товаров, где обложение по ставке 15% большей части социально значимых товаров не только прямо повышает цены для потребителей, но и стимулирует поддержание высоких цен отечественными производителями. Во-вторых, в секторе товаров низкой степени переработки, которые являются предметами российского экспорта, импортные пошлины позволяют компаниям, которые на внешних рынках успешно конкурируют, назначая относительно низкие цены, формировать более высокие цены для внутренних потребителей. В результате, потери ВВП России от протекционистских импортных тарифов составляют от 1 до 3% ВВП, от 550 млрд до 1,6 трлн руб.

Суммируя минимальные оценки потерь в исследованных секторах, авторы пришли к выводу, что потери экономики, возникающие вследствие ограничения конкуренции, составляют не менее 3,0% ВВП страны. Соответственно, этой же величине равны и выигрыши, которые можно было бы получить в результате защиты и развития конкуренции.

Заключение

Итак, в современных условиях хозяйствования цель экономико-институционального регулирования конкуренции состоит не в уничтожении отношений монополизма, а в содействии развитию честных конкурентных отношений на рынке, в сдерживании развития негативных последствий монополизма и стимулировании его позитивного потенциала, состоящего в выполнении организующей, стабилизирующей функции, в корректировке поведения фирм монополистов в сторону эффективности при достижении приемлемого и адекватного уровня конкуренции, во внедрении инноваций, обеспечивающих поступательное развитие современной экономики.

Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно - технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция и конкурентоспособность в частности, является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Это способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктата производителей относительно потребителя. В результате конкуренции на рынке определенного товара устанавливается конкурентная рыночная равновесие между поставщиками этого товара.

Конкурентоспособность является результатом конкуренции проявляется в борьбе между различными субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации продукции и услуг, за лучшее качество оцениваемых благ и обслуживания потребителей.

Она способствует ускорению научно-технического прогресса и совершенствованию структуры национального хозяйства.

Сущность конкурентоспособности предприятия можно выразить следующим образом: конкурентоспособность организации - это совокупность свойств, отличающих ее от других субъектов хозяйствования выше степени удовлетворения своими товарами (работами, услугами) потребностей населения, эффективностью деятельности, возможностью и динамикой приспособления к условиям рыночной конъюнктуры, способностью к экономическому развитию на основе разработки и реализации конкурентных стратегий.

Исследуя трансформацию взглядов на конкурентоспособность предприятия, следует сделать вывод:

1) существуют различные подходы к определению системы обеспечения конкурентоспособности, которые не отражают динамики хозяйственных процессов в условиях стратегического развития и ограничений ресурсного потенциала;

2) показатель конкурентоспособности не учитывает функциональные особенности предприятия, в частности, влияния рынка потребительских товаров и покупательной способности населения;

3) конкурентоспособность рассматривают без учета системы взаимосвязей с другими экономическими категориями и показателями социально-экономической эффективности торговой деятельности;

4) критерии оценки, организационно-экономические характеристики и факторы динамики конкурентоспособности на уровне товар, предприятия, отрасли нуждаются в комплексной систематизации.

Конкурентоспособность производственного предприятия целесообразно систематизировать согласно маркетингового подхода с учетом рыночного сегмента хозяйствования и возможности его увеличения путем использования конкурентных преимуществ.

Относительность конкурентоспособности во многом определяется тем, что конкуренция сама собой возникает там, где есть «сечение» целей - конфликт по поводу доступа к тем или иным ограниченных ресурсов или возможностей, то есть при возникновении конкурентной борьбы. Динамический характер конкурентоспособности порождает ее постоянную недостаточность. Это - один из основных движущих моментов, который влияет и на стратегические, и на оперативные решения, поскольку не существует постоянных конкурентных преимуществ, любые преимущества рано или поздно будут скопированы или превзойдены конкурентами. Единственным устойчивым конкурентным преимуществом является постоянное движение вперед, постоянные инновации во всех сферах деятельности.

На современном этапе антимонопольное законодательство РФ, составной частью которого является законодательство об антиконкурентных соглашениях, — одна из самых динамично развивающихся отраслей российского права.

Антимонопольная политика государ­ства должна быть направлена, прежде все­го, на решение задач по формированию и развитию конкурентных отношений в эко­номике. Политика содействия конкурен­ции традиционно включает следующие моменты: стимулирование создания новых предприятий: поощрение действующих производителей к производству ранее мо­нополизированных видов продукции; облегчение равного доступа ино­странных фирм на монополизированные рынки: развитие эффективного малого и среднего бизнеса; продолжение процесса реструкту­ризации, разгосударствления и приватиза­ции, формирование институтов рыночной экономики и укрепление эффективных собственников.

Приложение 1.

Рисунок 1.1. Место деловой репутации в прибыльности предприятия

 
  Особенности конкуренции в РФ - student2.ru

Приложение 2.

Рисунок 1.2. Взаимосвязь основных понятий теории конкурентоспособности

Особенности конкуренции в РФ - student2.ru Особенности конкуренции в РФ - student2.ru Особенности конкуренции в РФ - student2.ru Особенности конкуренции в РФ - student2.ru Особенности конкуренции в РФ - student2.ru Особенности конкуренции в РФ - student2.ru

Приложение 3.

Статья 178. Ограничение конкуренции. УК РФ

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

2. Те же деяния:

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом - тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Библиографический список

I. Нормативно-правовые акты.

1.1. О конкуренции : федеральный закон от 26 июля 2006 г. №401 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2006. – 30 июля. – С.1.

1.2. О естественной монополии : федеральный закон от 8 августа 2001 г. №126 – ФЗ // Российская газета. – 2001. – 12 августа. – С.1-18.

1.3. О связи : федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126 – ФЗ // Российская газета. – 2003. – 10 июля. – С. 4.

II. Специальная литература.

2.1. Артельных И. В. Оценка конкурентоспособности предприятия : учебное пособие / И. В. Артельных; под ред. В. И. Уколовой. – Москва : Российский налоговый курьер, 2013. - № 18. - С. 45-49.

2.2. Большой экономический словарь / А.Н. Азриелян, О. М. Азриелян, О. М. Калашникова, О. И. Квардакова ; Институт новой экономики. –Москва : изд-во Института новой экономики, 2011. - 1472 с.

2.3. Бурцев В.В. Повышение конкурентоспособности предприятия : В.В. Бурцев; под. ред. И. Н. Морозовой. – Москва: Дрофа, 2013. - С. 10-15.

2.4. Гарасим Ю.И. Государственная политика борьбы с недобросовестной конкуренцией: антидемпинговая и антимонопольная политика / Ю. И. Герасим // Новый университет. Серия: Экономика и право. – 2012. - № 12. - С. 55-58.

2.5. Гордеев В.А. Исследовать конкуренцию в русле дальнейшего развития теоретической экономии / В. А. Гордеев// Теоретическая экономика. – 2013. - № 5. - С. 4-7.

2.6. Коротов П.А. Оптимальные варианты использования конкурентных преимуществ компании / П.А. Коротов // Практический маркетинг. - 2013. - № 8. - С. 2-9.

2.7. Микроэкономика: учебник для бакалавров / И. Э. Белоусова, Р. В.[и др.]; под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. — Москва: Изд-во Юрайт, 2014. - 263 с.

2.8. Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики (экспертно-аналитический доклад) / А. Н. Шаститко, А. К. Голованова, П. О. Крючкова и др. // Экономическая политика. – 2012. - № 6. - С. 5-53.

2.9. Соболевская А.А. Конкурентоспособность предприятия / А.А. Соболевская, А. К. Попов // Труд за рубежом. - 2013. - № 2. - С. 24-43.

2.10. Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 4. - С. 53-68.

2.11. Шепеленко С.Г. Повышение конкурентоспособности предприятия: учебное пособие для вузов / С.Г. Шепеленко. – Ростов-на-Дону : Март, 2012. – 547с.

2.12. Лобачева Е. Н. Экономическая теория / Е. Н. Лобачева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 516 с.

2.13. Кочеткова А. А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочеткова. - Москва: Дашков и К, 2013. - 696 с.

Наши рекомендации