Страхование грузов: при авиаперевозках, автоперевозках, перевозках водным и железнодорожным транспортом

Лекция 6. Транспортные риски

Транспортные риски подразделяются на риски каско и карго.

Транспортные риски каско подразумевают страхование воздушных, морских и речных судов, железнодорожного подвижного состава и автомобилей во время движения, стоянки (простоя) и ремонта.

Транспортные риски карго подразумевают страхование грузов, перевозимых воздушным, морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом.

В торговом мореплавании, вследствие его специфики риски такого рода имущественных потерь значительно выше, чем во многих других областях человеческой деятельности. Необходимость, по возможности обезопасить себя от таких потерь явилась причиной возникновения и широкого распространения морского страхования – прежде всего судов и грузов. Экономическая сущность морского страхования заключается в распределении убытков, возникающих у одного лица, между множеством лиц, которые тем или иным образом создают страховой фонд для компенсации убытков.

Цель морского страхования состоит в возмещении убытков застрахованному лицу за счет их распределения между другими страхователями. Наиболее распространенными видами морского страхования являются: страхование грузов, судов, их машин и оборудования, ответственности судовладельцев и в связи с этими видами развилось множество разновидностей морского страхования: страхование контейнеров, фрахта, ответственности фрахтователей и операторов, ответственности морских агентов и брокеров. Примером компаний страховщиков являются: АО «Ингосстрах» (Россия), НАСК, «Остра», «Оранта» Украина. После заключения договора морского страхования и уплаты страховой премии, страховщик выдает страхователю страховой Полис (это документ удостоверяющий заключение договора морского страхования).

Объектами страхования по полису страхования морского каско являются:

- повреждения или гибель судна в результате:

- морских опасностей;

-пожара, взрыва;

-умышленного повреждения судна третьими лицами;

-выбрасывания груза или частей судна за борт с целью его спасения;

-пиратства;

-контакта с неподвижными и плавучими объектами;

-столкновений судов;

-извержения вулкана, землетрясения, удара молнии;

-наличия латентных дефектов и непредвиденных поломок корпуса, машин и оборудования;

- небрежности и халатности команды судна, офицеров, лоцманов и стивидоров;

-небрежности и халатности при ремонте судна;

-контакта с летательными аппаратами.

-расходы по спасанию;

- расходы по предотвращению, уменьшению и определению убытков.

Ставки страховой премии зависят от: возраста судна; типа судна; района плавания; объема страхового покрытия; франшизы.

Страхование грузов: при авиаперевозках, автоперевозках, перевозках водным и железнодорожным транспортом

Страхование грузов (карго)- имущественное страхование, применяемое с целью защиты грузов от транспортных рисков (повреждения, утраты, уничтожения груза) при транспортировке от грузоотправителя к грузополучателю различными видами транспорта как при мультимодальных, так и смешанных (комбинированных) перевозках.

При страховании грузов осуществляется страхование следующих видов перевозок груза:

1. Страхование грузов при автоперевозках (страхуются как внутренние автоперевозки грузов так международные автоперевозки груза);

2. Страхование грузов при перевозках железнодорожным транспортом (страхуются как внутренние железнодорожные перевозки грузов так и международные железнодорожные перевозки грузов);

3. Страхование грузов при авиаперевозках (страхование внутренних авиаперевозок и международных авиаперевозок грузов);

4. Страхование грузов при перевозках водным транспортом (речным и морским водным транспортом) (страхование внутренних водных перевозок и международных водных перевозок груза);

5. Страхование грузов при смешанных перевозках, т.е. перевозках груза различными видами транспорта (страхование комбинированных перевозок груза, (внутренних и международных перевозок груза).

Объекты страхования при страховании грузов:

1. Все виды грузов (товары, оборудование, наливные грузы, крупногабаритные грузы, негабаритные грузы, сборные грузы, генеральные грузы, тяжеловесные грузы, контейнерные грузы, скоропортящиеся грузы) в том числе опасные виды грузов, перевозимые всеми видами транспорта по всему миру;

2. Расходы, связанные с транспортировкой грузов (фрахт, услуги по охране груза, таможенные расходы, транспортные и накладные расходы по доставке груза до места назначения и другие расходы, связанные с перевозкой груза);

3. Ожидаемая прибыль в пункте назначения от реализации груза но не более 10% от страховой суммы груза (при страховании данного объекта используются условия ИНКОТЕРМС 2010).

Период страхования при страховании грузов:

При страховании грузов при перевозке, возможны несколько вариантов страхования:

Разовое страхование грузов - страхование на срок конкретной перевозки (разовая отправка, разовая перевозка груза) - страховка действует на период данной перевозки;

Многоразовое страхование грузов (страхование грузов по генеральному полису, генеральному договору) как правило, заключается на длительный срок. Страхование по генеральному полису возможно в случае осуществления на постоянной основе однотипных перевозок по одному и тому же маршруту сходных (однородных) грузов. Преимуществами страхования по генеральному договору является значительное уменьшение документооборота, ускорение процесса и как правило данный тип страхования используется транспортными компаниями имеющими постоянные договоры перевозки с определенными контрагентами, характеризующиеся постоянством как по срокам, маршрутам и так и перевозимым видам грузов.

Страховая сумма определяется при страховании грузов в зависимости от объекта страхования:

Любые виды грузов - страховая сумма определяется от действительной суммы груза в месте его нахождения (отправления);

Расходы связанные с транспортировкой грузов - от стоимости транспортных расходов, фрахта;

Ожидаемая прибыль - не более 10% от страховой суммы груза.

Страховая премия при страховании грузов:

Размер страхового тарифа устанавливается в зависимости от особенностей предстоящей перевозки: условий страхования, вида перевозки, вида груза и его упаковки (тары), маршрутов перевозки, наличия перегрузок, стоимости груза, объема перевозок, величины франшизы, наличия охраны и сопровождения грузов и других факторов.

Ориентировочные страховые тарифы при страховании грузов:

№ п/п Вид транспорта (как внутренние так и международные перевозки) Тариф (процент от страховой суммы (стоимости груза))
1. Автомобильный транспорт от 0,01% до 0,7%
2. Железнодорожный транспорт от 0,01% до 0,5%
3. Авиатранспорт от 0,01% до 0,3%
4. Водный (морской) транспорт от 0,01% до 0,4%
5. Комбинированные (смешные) перевозки от 0,15% до 0,7%

При заключении внешнеторговых сделок возникает целый ряд рисков, связанных с пространственной отдаленностью между покупателями и продавцами. Значительный вклад в выяснении проблем, связанных с этими рисками, и унификации практики по их избежанию внесли некоторые международные торговые и экономические организации - прежде всего Международная торговая палата в Париже.

В 1936 г. были опубликованы первые международные правила ИНКОТЕРМС, которые точно определяют обязанности субъектов сделки, распределение рисков и затрат между покупателями и продавцами при внешнеторговых сделках. Позже, в 1953, 1967, 1980, 1988, 1990 и 2010 годах под влиянием развития транспортной и коммуникационной техники были приняты некоторые дополнения и поправки.

Последние изменения (2010) являются результатом прежде всего необходимости приспособления терминов к увеличивающемуся применению компьютеров и средств связи при оформлении внешнеторговых и транспортных операций. Кроме того, изменения были необходимы и в связи с развитием транспортной техники, а точнее, с расширенным применением контейнеров и комбинированных сухопутных и морских перевозок.

Из всех видов риска во внешней торговле наиболее точно, полно и общепринято регламентированыриски на транспорте, несмотря на многочисленные сложные ситуации, в которые попадают иногда контрагенты при международном транспорте.

Регламентация ИНКОТЕРМС под редакцией Международной торговой палаты является самым важным вкладом в этом направлении. В новой редакции ИНКОТЕРМСторговые термины классифицированыновым способом, который облегчает их понимание и использование. В частности, они сгруппированы в четыре категории: "Е", "F","С" и "D".

Условия поставки можно классифицировать в зависимости от используемого транспорта на два вида (применимы как для международных, так и для внутренних поставок):

а) для любого вида транспорта

б) для водного транспорта.

К группе "Е". включающей условие, согласно которому продавец предоставляет товар в свои собственные помещения.

EXW -Франко завод (... название места). Данный термин возлагает, таким образом, минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения (любые виды транспорта).

Группа "F" содержит термины, согласно которым продавец должен передать товары перевозчику, указанному покупателем. В эту группу входят терминыFCA, FAS и FOB.

FCA - Франко перевозчик (... название места назначения). Данный термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешенные перевозки. Под словом "Перевозчик" понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.

FAS - Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки). Термин "Франко вдоль борта судна" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель.

FOB -Франко борт (... название порта отгрузки). Термин "Франко борт" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель.

Третья группа терминов, названия которых начинаются с буквы "С". означает, что экспортер должен заключить договор перевозки, но не принимать на себя риска случайной гибели или повреждения товара. В эту группу входят терминыCFR, CIF,СРТ, CIP.

CFR -Стоимость и фрахт (... название порта назначения). Термин "Стоимость и фрахт" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, однако, риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.

CIF - Стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения). Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. Однако, по условиям термина CIF на продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки. Следовательно, продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIF, от продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием. В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования.

СРТ-Фрахт/перевозка оплачены до (... название места назначения). Покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику. Под словом "перевозчик" понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого из них.

CIP -Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения). По условиям CIP на продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы. От продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием. В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. Под словом "перевозчик" понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого перевозчика.

Четвертая группа терминов - категория "D".Они означают, что продавец берет на себя весь риск, связанный с поставкой товара в страну местоназначения. К этой группе относятся терминыDAP, DAT, DDP.

DAP -Поставка в пункте (... название пункта). Продавец обязан за свой счет заключить договор перевозки товара до поименованного места назначения. Также он должен оплатить расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей, взимаемых при вывозе, оплатой всех пошлин, налогов и иных сборов, взимаемых при вывозе товара, а также расходы по транспортировке через любую страну до поставки. Продавец несет все риски утраты или повреждения товара до момента его поставки.

DAT -Поставка на терминале (... название терминала). Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара и его разгрузкой на терминале в поименованном порту или в месте назначения. Продавец обязан за свой счет заключить договор перевозки товара до поименованного терминала в согласованном порту или месте назначения, а также расходы по транспортировке через любую страну до поставки.

DDP -Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения). Продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в место назначения, и обязан выполнить таможенные формальности, необходимые не только для вывоза, но и для ввоза, уплатить любые сборы, взимаемые при вывозе и ввозе, и выполнить все таможенные формальности. DDP возлагает на продавца максимальные обязанности.

Наши рекомендации