Социальная эффективность и ее показатели

На организационном уровне социальную эффективность целесообразно разбить на 4 группы. Прежде всего, показатели, характеризующие условия труда работников организации:

-морально-психологический климат;

-уровень конфликтности в коллективе предприятия;

-удовлетворенность работников своим трудом;

- нервно-эмоциональная нагрузка;

-удельный вес творческих операций;

-уровень заболеваемости работников;

- нервно-эмоциональная нагрузка;

-уровень заболеваемости работников;

-уровень травматизма работников;

-обеспеченность работников предприятия санитарно- гигиеническими помещениями;

-температурный режим в рабочих помещениях;

-освещенность рабочих мест;

-напряженность, интенсивность труда;

-уровень шума, запыленности помещений;

-удельный вес нормируемых операций;

-рациональность режимов труда и отдыха;

-удельный вес неквалифицированного труда;

-внутренняя культура в предприятии;

-уровень механизации и автоматизации труда;

-уровень компьютеризации административно-управленческого труда.

К показателям, характеризующим социально-бытовые условия работников -организации, можно отнести:

-жилищные условия (обеспеченность жильем) работников и членов их семей;

-обеспеченность детскими дошкольными учреждениями;

-обеспеченность лечебными учреждениями;

-обеспеченность культурно-просветительными учреждениями;

-обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения;

-уровень социальной активности работников; средняя заработная плата работников предприятия, в том числе по категориям работников; текучесть кадров.

К показателям социальной эффективности, характеризующим квалификацию работников, можно отнести следующие:

-общеобразовательный уровень работников;

-профессиональный уровень работников;

-уровень квалификации кадров;

-уровень экономической грамотности кадров;

-уровень правовых знаний работников;

-уровень общей культуры работников.

Основные показатели социальной эффективности, характеризующие организацию и мотивацию труда, это:

-дисциплина труда;

-исполнительская дисциплина;

-участие работников в управлении (выработке и принятии управленческих решений);

-уровень организации и оснащенности рабочих мест;

-обеспеченность работников нормативной документацией;

-материальное и моральное стимулирование работников;

-трудовая активность работников;

-соотношение формальных и неформальных структур.

Приведенные показатели социальной эффективности, характеризующие состояние или уровень тех или иных явлений, являются статическими. Их могут дополнять динамические показатели, характеризующие развитие социальных явлений. Причем рост одних показателей (уровня квалификации кадров, обеспеченности работников жильем, уровня механизации труда и др.) говорит о повышении социальной эффективности менеджмента, рост других (уровня заболеваемости работников, уровня конфликтности и др.) - о ее снижении. При этом можно производить сравнение фактически достигнутых показателей с базовыми, что позволяет реально представить степень социальных изменений в коллективе данного предприятия. Однако оценка социальных результатов нуждается в сравнении фактически достигнутых показателей с общественно необходимыми, отражающими требуемый уровень социального развития коллектива.

Показатели социальной эффективности определяют с помощью экономической и статистической отчетности, анкетирования работников, метода экспертных оценок и других. Причем некоторые показатели определяются с известной степенью условности, другие - вообще не могут быть выражены количественно.

Приведенные частные показатели характеризуют ту или иную сторону социальной эффективности менеджмента. Разностороннюю ее оценку дает интегральный, обобщающий показатель. Для расчета его может быть использован следующий методический подход.

Прежде всего выбирается несколько наиболее существенных характеристик (частных показателей) социальной сферы данной организации с учетом специфики ее деятельности и других факторов.

Далее методом экспертных оценок производится «взвешивание» указанных частных показателей, в процессе которого определяются «весовые» значения, степень важности каждого оцениваемого показателя. При этом в роли экспертов могут выступать директор, главные специалисты, а также ведущие работники планово-экономической службы организации. Наряду с методом экспертных оценок можно использовать метод корреляционного анализа. В данном случае рассматриваемые «веса» находятся на основе коэффициентов парной корреляции, характеризующих значимость вклада частных показателей в обобщающий. При этом все показатели располагаются в ряд в предполагаемом порядке уменьшения их важности, после чего производится попарное сравнение соседних показателей, и на основе сравнения с учетом условия нормировки решается вопрос об их относительной значимости. После чего производится оценка состояния конкретных показателей в рассматриваемой организации.

Обобщающий, интегральный, показатель социальной эффективности менеджмента можно получить путем суммирования произведений оценок частных показателей на соответствующие весовые коэффициенты.

Используя данный показатель, можно осуществлять сравнение социальной эффективности управления организацией в разные периоды, а также эффективности управления родственными организациями.

Данная методика расчета обобщающего показателя аналогичным образом может быть применена как к государственному, так и региональному уровню.

В иностранном опыте существует определённая система определения социальной эффективности. И выделены группы показателей, по которым она определяется. Естественно, более детальный и конкретный набор показателей определяет более серьёзный уровень оценки. Данные показатели указываются в социальной отчётности организаций и имеют высокий удельный вес в эффективности в целом.

Однако, как уже было неоднократно сказано, для нашей страны такого рода отчётность абсолютно нова и не разработана. Социальная эффективность оценивается неполно по наиболее наглядным показателям, что не может охарактеризовать ситуацию в целом, и имеет очень слабую законодательную и нормативную базу. Недостаточно высокий социальный уровень в организациях ещё не готов предоставлять и анализировать такого рода показатели. Многих из аспектов у нас просто напросто нет. Однако, составление собственного социального стандарта, адекватно оценивающего социальную эффективность организации в условиях белорусской, является очень важной и значимой задачей в политике организации, так как является основой качественного развития как социальной, так и экономической стороны организации и выхода его на мировой уровень.

Социальная эффективность общественного (национального, внутреннего) производства показывает, насколько его развитие отвечает достижению своей главной цели — служить потребителю, удовлетворять личные нужды каждого человека.
Уровень жизни — это состояние обеспеченности людей материальными и духовными благами определенной страны в конкретно-исторический период.
Он определяется уровнем фактического потребления материальных и духовных благ на душу населения, на одну семью, а также его соответствием национальному социальному стандарту — прожиточному минимуму.
Прожиточный минимум — это стоимостная величина набора продуктов питания, достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья, а также минимального набора непродовольственных экономических благ, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных нужд личности.
Прожиточный минимум является социальным стандартом, на основе которого формируются величины минимальной заработной платы, минимальной пенсии и размеры других социальных выплат.
Прожиточный минимум отражает так называемую черту бедности населения, за которой наступает деградация личности.
В развитых странах существует и такой показатель, как качество жизни населения, сформированный на основе так называемых индексов развития человека (ИРЧ), которые характеризуют: объем реального ВВП на душу населения;

Среднюю продолжительность жизни; уровень грамотности населения;
среднюю продолжительность обучения в стране.
Эти четыре индекса используются в мировой практике экспертами ООН для установления соответствия уровня жизни, образованности и долголетия граждан страны международным стандартам.
Кроме того, для анализа состояния и прогнозирования социально-экономической ситуации в стране рассчитывают и другие показатели:
уровень минимальной почасовой заработной платы; уровень безработицы;
коэффициент рождаемости;уровень развития здравоохранения;уровень физического развития человека; качество и комфортность жилья; продолжительность рабочей недели; количество свободного времени и наличие возможностей его рационального использования; условия работы и ее безопасность; степень распространения средств связи и коммуникаций; экологическое состояние окружающей среды и т. п.

3. СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННО - ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА.

Показатели социально-экономической эффективности инновационно-инвестиционного проекта отражают эффективность данного проекта с точки зрения интересов всего общества, с тем обстоятельством, что оно несет все затраты, которые связаны с выполнением проекта. Эти показатели отражают целесообразность расходования ресурсов на осуществление конкретно данного проекта. Однако следует признать, что основным методом оценки социальной эффективности проекта остается экспертный метод. Экспертиза ожидаемых социальных последствий научно-технических инноваций может быть организована в различных формах:

• индивидуальная и (или) коллективная экспертиза с привлечением квалифицированных специалистов различных сфер деятельности;

• социологические опросы работников и населения;

• всенародные референдумы, проводимые по проектам, затрагивающим интересы различных слоев общества или региона. При определении показателей социально-экономической эффективности в качестве результатов от осуществления проекта могут рассматриваться:

• конечные результаты производства (выручка от реализации нашей продукции на внутреннем и внешнем рынках);

• выручка от реализации интеллектуальной собственности (ноу-хау, компьютерные программы, лицензии на право использования изобретений и т.д.) и имущества, которые были созданы всеми участниками проекта;

• экологические и социальные результаты проекта, которые рассчитываются исходя из совместного воздействия всей совокупности участников данного инвестиционного проекта на социальную и экологическую обстановку в конкретном регионе, а также возможные последствия реализации проекта для здоровья населения;

• непосредственно финансовые результаты проекта (например, налоги, амортизация, прибыль). При определении социальных результатов проекта, в расчете эффективности инновационно-инвестиционного проекта отражаются:

• изменение числа рабочих мест в регионе;

• улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работающих;

• изменение надежности снабжения некоторыми товарами населения регионов или населенных пунктов;

• изменение условий труда работающих;

• экономия времени населения

• изменение структуры производственного и административного персонала. При определении социальных результатов инновационно-инвестиционного проекта используют следующие предпосылки: нужно, в первую очередь, чтобы проект соответствовал социальным нормам, условиям и стандартам соблюдения прав человека. Мероприятия по созданию нормальных условий труда и отдыха, по обеспечению работающих жилплощадью, продуктами питания, а также объектами социальной инфраструктуры являются необходимыми условиями осуществления инновационно-инвестиционного проекта, поэтому все эти мероприятия в составе результатов проекта не подлежат. Также в расчете эффективности учитываются улучшение бытовых, жилищных и культурных условий работников (к примеру, бесплатное или льготное условие предоставления жилья), а также затраты на создание или приобретение таких объектов входят в состав затрат по проекту (они тоже учтены в расчетах эффективности проекта в общем порядке). «Доходы от таких объектов (доля стоимости жилья, оплачиваемая в рассрочку, выручка компаний бытового обслуживания и т.д.) могут быть учтены в составе результатов инновационно-инвестиционого проекта. При расчете эффективности проекта учитывается также самостоятельный социальный результат таких мероприятий, который получается при росте рыночной стоимости жилья, (он обусловлен вводом в эксплуатацию дополнительных объектов социального и бытового назначения)»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы изучили социальную и экономическую эффективность. перед нами стояли задачи, которые мы успешно выполнили: Раскрыли понятия социальной эффективности т экономической эффективности; рассмотрели показатели экономической и социальной эффективности и социально экономическую эффективность.

Важнейшим качественным показателем общественного производства является его эффективность. Различают социальную и экономическую эффективность.

Социальная эффективность - это соответствие результатов хозяйственной деятельности основным социальным потребностям и целям общества, интересам отдельного человека. Интегрирующим показателем социальной эффективности есть производство товаров народного потребления в общем объеме производства за год. Экономическая эффективность производства - это достижение наибольших результатов при наименьших затратах живого и овеществленного труда.

Конкретными показателями экономической эффективности есть: производительность и фондоемкость труда, фондоотдача и фондоемкость продукции, материалоотдача и материалоемкость продукции, экономическая эффективность капитальных вложений, новой техники, энергоемкость продукции, повышение ее качества, экономия материальных затрат

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адамов, В.Е. Экономика и статистика фирм [Текст]: учеб. / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Фининсы и статистика, 2011

2. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учеб. пособие. / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2014.

3. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование учеб. / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2011.

4. Вершигора, Е.Е. Менеджмент учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 2013

5. Вечканов, Г.С. Экономическая теория : учебник. - 2-е изд. / Г.С. Вечканов. - СПб.: Питер, 2014

6. Герчикова, И.Н. Менеджмент учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. / И.Н. герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2013

7. Гончаров, В.И. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие. / В.И. Гончаров. - Минск: Современная школа, 2010

8. Жуков, А.Л. Аудит человеческих ресурсов организации : учеб. пособие./ А.Л. Жуков. - М.: МИК, 2010

9. Зайцев, Н.Л.Экономика организации : учеб. / Н.Л. Зайцев. - М.: Экзамен, 2012

10. Инвестиции : учебник / под ред. В.В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2011

11. Кара, А.Н. Экономика сферы обслуживания : учеб. пособие / А.Н. Кара, Е.Е. Спиридонова, Н.А. Воронина. - М.: Академия, 2011

12. Кейлер, В.А. Экономика предприятия : курс лекций. / В.А. Кейлер. - М.: ИНФРА-М, 2012

13. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом : учеб.. - 2-е изд., перераб. и доп. / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2008

14. Кибанов, А.Я. Служба управления персоналом учеб. пособие / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, М.В. Ушакова. - М.: КноРус, 2010

15. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: регламентация труда: учеб. пособие / А.Я. Кибанов, Г.А. Мамед-Заде. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Экзамен, 2013

16. Кобелев, О.А. Электронная коммерция : учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / О.А. Кобалев. - М.: Дашков и К, 2014

17. Козырев, В.М. Основы современной экономики : Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Финансы и статистика, 2014

18. Лапыгин, Ю.Н.Теория организации : учеб. пособие. / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2011

19. Лафта, Дж.К. Теория организации :учеб. пособие.. - М.: Проспект, 2013

20. Липсиц, И.В. Экономика : учебник. - 5-е изд., перераб. / И.В. Липсиц. - М.: Омега-Л, 2010

21. Лобачева, Е.Н. Научно-технический прогресс : учеб. пособие. / Е.Н. Лобачева. - М.: Экзамен, 2014

22. Методические указания «Оценка проекта (расчет эффективности) к диплому бухгалтера»: - Курган. – 2014

23. Носова, С.С. Экономическая теория. Дистанционное управление : учеб. пособие. / С.С. Носова - М.: КноРус, 2010

24. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики [Текст]: учебник. - 2-е изд., изм. / Р.М. Нуреев . - М.: НОРМА, 2012

25. Одегов, Ю.Г. Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход : учеб.-практич. пособие / Ю.Г. Одегов, К.Х. Абдурахманов, Л.Р. Котова. - М.: Альфа-Пресс, 2011

26. Парахина, В.Н. Теория организации : учеб. пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. - 5-е изд., стер.. - М.: КноРус, 2012

27. Политэкономия (экономическая теория): учебник / под ред. Д.В. Валового. - 3-е изд,. - М.: Журнал "Управление персоналом", 2014

28. Прогнозирование и планирование экономики : практикум / под ред. Г.А. Кандауровой. - 4-е изд., испр.. - Минск: Экоперспектива, 2012

29. Рофе, А.И. Труд: теория, экономика, организация : учеб. для вузов. / А.И. Рофе. - М.: МИК, 2013

30. Столяров, В.И. Экономика : учеб. / В.И. Столяров. - М.: Академия, 2011.

31. Теория инновационной экономики : учебник / под ред. О.С. Белокрыловой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014

32. Терентьев, М.В. Экономика фирмы : конспект лекций / М.В. Терентьев, Н.Т. Савруков. - СПб.: Политехника, 2013

33. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория. [учеб. - 2-е изд. / А.Ф. Шишкин. - М.: Владос, 2010

34. Экономика : учеб. / под ред. А.С. Булатова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2012

35. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учеб. пособие / соавт. В.К. Скляренко, В.М. Прудников, Н.Б. Акуленко. - М.: Инфра-М, 2014

36. Экономика фирмы : учебник / под ред. В.Я. Горфинкельа. - М.: Юрайт, 2011.

37. Экономическая теория (политэкономии): учеб. / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой . - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Изд-во Рос. экон. акад.им. Г.В. Плеханова, 2013

38. Экономическая теория : учеб. для вузов / под ред. В.Д. Камаева. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Владос, 2010

39. Экономическая теория : учебник / под ред. Е.Н. Лобачевой. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Высшее образование, 2011

40. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций : учебник / под ред. Г.П. Журавлевой. - М.: Дашков и К, 2014

Наши рекомендации