Рассуждайте и доказывайте

1. Докажите, что программы являются основным документом, в соответствии с которым следует строить всю работу по обучению, воспитанию и развитию младших школьников?

Выделите части программы и их взаимосвязь

2. Концепция программы раскрыта в пояснительной записке. Проведите анализ содержания ее для программ 3. А. Клепининой, А. А. Плешакова, Н. Я. Дмитриевой, И. П. Товпинец. Ответьте на вопросы:

— Какие образовательные и воспитательные задачи стоят перед курсом природоведения и естествознания? Сравните их.

— Каким образом в программах предусматривается развитие школьников? Выявите общие и разные подходы к решению данной проблемы в программах.

— Каково содержание и структура курсов?

— Какие принципы отбора и структурирования учебного матери­ала указываются в пояснительных записках? Проследите их реали­зацию в содержании курсов.

— Какие формы и методы работы по природоведению определе­ны в программах? Объясните, почему указаны именно они.

— Какова преемственность содержания между классами? Результаты анализа запишите в таблицу.

Элементы   ПРОГРАММЫ  
анализа   3. А. Кле-   А. А. Пле-   Н. Я. Дмитри-   Н. Ф. Ви-   А. А. Ва-   О. Т. По-  
программ   пинина   шаков   ева, И. П. Тов-   ноградо-   хрушев   глазова,  
            пинец   ва и др.   и др.   В. Д. Ши-  
                        лин  
1. Цели                          
и задачи                          
2. Содер-                          
жание                          
I кл.                          
II кл.                          
III кл.                          
IV кл.                          
3. Принци-                          
пы отбора                          
и располо-                          
жения                          
учебного                          
материала                          
а) общие                          
б) специ-                          
фические                          
4. Веду-                          
щие                          
методы                          
обучения                          
5. Формы                          
обучения                          

3. Конкретизируйте следующее положение традиционных про­грамм:

«Природоведение по своему содержанию является предметом естественнонаучного цикла, поэтому ведущее место в его препода­вании должны занимать методы, свойственные этим наукам». Мож­но ли это положение отнести к вариативным программам? Аргу­ментируйте свой вывод.

4. В рекомендациях для учителя А. А. Плешаков выделяет сле­дующие основные идеи курса:

— идея многообразия природы;

— идея экологической целостности природы;

— идея единства природы и человека.

Каким образом эти идеи реализуются в содержании курса и рас­сматриваются в пояснительной записке? Аргументируйте.

5. В пояснительной записке к программе А. А. Плешакова указы­вается, что «...содержание программы представляет широкие возмож­ности для осуществления дифференцированного подхода к учащим­ся при их обучении». Докажите правомерность этого утверждения на основе анализа содержания любой темы.

6. В пояснительной записке 3. А. Клепинина подчеркивает боль­шие возможности программы для осуществления на уроках приро­доведения межпредметных связей. Прокомментируйте.

7. В программе 3. А. Клепининой и Н. Я. Дмитриевой, И. П. Тов-пинец большое внимание уделяется проведению индивидуальных наблюдений за объектами природы. В чем сходство и в чем разли­чие в подходах авторов к организации и проведению наблюдений? Докажите (на основе анализа пояснительной записки).

8. В рекомендациях для учителя Н. Я. Дмитриева и И. П. Товпи-нец указывают на необходимость «...показать многообразие и богат­ство форм растений и животных, приспособленность их к услови­ям внешней среды...», подчеркнуть «...единство рассматриваемого объекта с окружающей средой»1. Каким образом эти идеи реализу­ются в содержании курса и трактуются в пояснительной записке? Аргументируйте.

9. Во всех программах имеется тема «Организм человека». Выя­вите цели изучения темы, ее место в содержании курсов, требования к знаниям детей в разных программах. Определите, опираясь на дан­ные анализа, чем различаются и что имеют общего подходы к изу­чению этого материала в различных программах. Ответ обоснуйте.

10. В пояснительной записке к курсу «Естествознание» (система Л. В. Занкова) указывается, что в программе реализуется принципы

1 Обучаем по системе Л. В. Занкова. — М., 1994. — С. 188—189.





дидактической системы, разработанной под руководством Л. В. Зан-кова. Докажите правомерность данного утверждения.

11. Во всех программах большое внимание уделяется экологичес­кому образованию школьников1:

«...ответственное значение приобретает целенаправленная рабо­та школы по формированию «экологической культуры» (А. А. Пле-шаков, с. 146);

«...дать учащимся некоторые знания о. значении охраны приро­ды, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране приро­ды...» (3. А. Клепинина, с. 137);

«Основная линия — прослеживание закономерных связей живой и неживой природы, об экологическом равновесии» (Н. Я. Дмитри­ева, И. П. Товпинец)2. Сравните подходы авторов программ к дан­ной проблеме. Что у них общего? Чем отличаются? Аргументируй­те свой ответ.

12. Н. Ф. Виноградова утверждает, что специфика содержания предмета «Окружающий мир» делает «...необходимой корректиров­ку всех других звеньев методической системы: средств, методов и форм обучения. Реализация этого подхода ставит предмет «Окру­жающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспи­тание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы»1. Дайте оценку этому утверждению. Ответ обоснуйте.

13. Авторы курса «Окружающий мир» О. Т. Поглазова и В. Д. Ши-лин считают, что его введение «...в начальную школу позволит хотя бы частично избавиться от таких недостатков традиционного школь­ного образования, как преобладание обучения в ущерб развитию ученика, преобладание объяснительно-иллюстративного метода с опорой на память учащихся в ущерб развитию интеллектуального мышления и эмоций, недостаточный уровень экологического обра­зования, несогласованность содержания, форм и методов обучения в начальной и средней школе, недостаточное внимание к развитию творческого потенциала учащихся и к работе с одаренными деть­ми»3. Дайте оценку этому утверждению.

14. Создатели курса «Мир и человек» пишут, что к преподаванию в начальной школе возможны два подхода. «Первый из них исхо­дит из главного принципа — доступности. Он составляет для изу­чения узкий круг понятий, которые уже в начальной школе могут

быть определены достаточно научно (по-взрослому)... Второй под­ход предполагает ответы учителя на любые вопросы ребенка. Яв­ным преимуществом такого подхода является поощрение детской любознательности и обучение школьников осмыслению своих на­блюдений»1. Насколько равноценны выделенные авторами подхо­ды к преподаванию? Оцените каждый из них. Какие бы корректи­вы вы внесли в это высказывание? Аргументируйте.

15. Во всех указанных программах имеются темы «Ты — ученик», «Моя семья», «Организм человека», «Времена года». Выявите цели изучения этих тем, их место в программах курсов, требования к знаниям детей по этим темам. На основании анализа определите, в чем сходство и различие в подходах к изучению этого материала. Аргументируйте. Сравните содержание и структуру тем «Времена года» и «Организм человека» в программах «Окружающий мир» с такими же темами в курсах естествознания. Чем они сходны, чем различаются? Дайте оценку.

16. Во всех программах большое внимание уделяется экологичес­кому образованию школьников. Выявите по пояснительным запис­кам, каким образом авторы ставят эту проблему, какие пути опре­деляют для ее решения. В какой программе, на ваш взгляд, эта проблема рассматривается более целесообразно? Аргументируйте. Сравните подходы к решению проблемы в программах по «Окру­жающему миру» и естествознанию. В каких системах экологичес­кое образование представлено более полно? Докажите свою точку зрения.

17. Авторы программ «Окружающий мир» большое внимание уделяют игре. «Игра — не только любимое занятие, это вид деятель­ности детей. Для ученика — это деятельность по добыванию и ус­воению знаний» — пишет О. Т. Поглазова2. Н. Ф. Виноградова счи­тает, что на каждом уроке необходима игра, т. к. «...эта деятельность остается для младшего школьника актуальной и связывает веду­щую деятельность предыдущего периода развития (игровую) с той, которая является ведущей для ситуации обучения в школе (учеб­ной)3. А. А. Вахрушев отмечает, что применение игры в учебном процессе необходимо, поскольку делает этот процесс интересным и увлекательным. Почему авторы программ такое серьезное внима­ние уделяют игре? Отвечая на этот вопрос, просмотрите еще раз содержание программ. Сравните подходы к использованию игры

1 Программы. Начальные классы (I—IV).— М.: Просвещение, 1998. — С. 455.

2 Обучаем по системе Л. В. Занкова. — М, 1994. — С. 188.

3 Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир, 1 кл. - Ч. 1 - М.: ИНПРО-РЕС, 1996. - С. 5.

1 Вахрушев А. А. Мир и человек — М.: Новая школа, 1996. — С. 3—4.

2 Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир, 1 кл. - Ч. 1. - М.: ИНПРО-РЕС, 1996. - С. 9.

3 Программа: начальные классы (I-IV). - М.: Просвещение, 1998. - С. 455.





в познании окружающей реальности в программах по окружающе­му миру и природоведению. Ответ обоснуйте.

18. Курсы природоведения, естествознания и «Окружающий мир» считаются интегрированными. Докажите, что это правильно, рас­кройте разницу в подходах к интеграции в программах той и дру­гой группы.

19. В педагогической теории и школьной практике реализуются три модели экологического образования; однопредметная, межпред­метная, комбинированная, или смешанная1.

Сущность однопредметной модели состоит в том, что экологиче­ское образование осуществляется в рамках одного предмета — при­родоведения или естествознания. Как показала практика, эта модель оказалась малоэффективной. В многопредметной или межпредмет­ной модели в каждом учебном предмете рассматриваются взаимо­отношения человека и окружающей среды. Реализация этой моде­ли на практике — процесс сложный, т. к. каждый учебный предмет имеет свое содержание, отличное от целей экологического образо­вания.

При смешанной модели все учебные предметы сохраняют свои учебно-воспитательные цели, а объединяет, координирует всю ра­боту по экологическому образованию интегрированный курс эко­логической направленности. Ученые считают, что и эта модель не идеальная, а поэтому поиск в создании моделей экологического образования продолжается.

Какая из трех моделей наиболее распространена в настоящее время в начальной школе и в каких курсах? Объясните, почему. Оп­ределите, к каким моделям относятся программы А. А. Плешакова, 3. А. Клепининой, Н. Ф. Виноградовой, А. А. Вахрушева, Н. Я. Дмит­риевой, И. П. Товпинец, С. Т. Поглазовой. Л. П. Салеевой. Докажи­те свою точку зрения.

20. В нашей стране экологическое образование выросло из тра­диционной работы школ по охране природы, которая зародилась еще в середине 20-х гг. в системе внеклассных занятий. В начале 70-х гг. в педагогической теории и практике широкое распростра­нение получил термин «природоохранное просвещение», который вскоре был заменен понятием «природоохранное образование». На смену последнему в 80-е гг. пришел термин «экологическое обра­зование»2. Раскройте содержание каждого термина. Как вы думаете, какова причина смены терминов? Аргументируйте.

1 Симонова Л. П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. / Начальная школа. 1999. № 8. — С. 16.

1 Захлебный А. Н. На экологической тропе. — М.: Знание, 1986. — С. 7.

21. В 90-е гг. на страницах педагогической печати вновь зазвуча­ли слова «метод проектов». Еще в 1926 г. Кагаров Е. Г. выделил отличительную черту этого метода — «проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое выполнение ее...»1. В наше время дидакты и методисты, обобщив исторический опыт разработ­ки метода проектов, выделяют следующие его этапы:

1) целеполагание (выделение цели с помощью учителя);

2) разработка проекта (плана деятельности по достижению цели);

3) выполнение проекта (конкретное практическое дело либо ряд практических шагов к намеченной цели);

4) подведение итогов выполнения проекта и определение за­дач для новых проектов.

Исходя из этой информации, оцените экологический проект Ры­жовой Н. «Мое дерево», опубликованный в журнале «Начальная школа», № 4,1997. Свою оценку обоснуйте. Разработайте свой эко­логический проект и защитите его на занятии.

22. Проработайте содержание сезонных экскурсий в природу в пособии для учителя 3. А. Клепининой «Природа и люди» или «Уроки природоведения во II классе» и выявите, какие экологичес­кие задачи ставятся перед экскурсиями, какими методами и приема­ми предлагается их решать. Оцените предлагаемые рекомендации. Аргументируйте свою оценку.

23. На весенней экскурсии в природу ученикам III класса (про­грамма I—IV) предложили проделать следующую работу:

а) просверлить шилом в коре березы или клена отверстие и уз­нать, движется ли в них сок, затем замазать отверстие пластилином;

б) выкопать по одному цветущему травянистому растению, рас­смотреть его части, подумать, почему это растение так рано зацве­ло, затем засушить его, принести в школу, чтобы составить герба­рий «Первенцы весны нашей местности».

Каково ваше мнение об этих заданиях? Оцените их с позиции экологического образования.

24. В методических рекомендациях для учителя «Природоведе­ние в третьем классе» А. А. Плешаков предлагает провести три эк­скурсии экологического характера при изучении темы «Природа и мы». Оцените предлагаемые автором темы экскурсий и методичес­кие рекомендации к их проведению.

25. Л. П. Салеева выдвигает для изучения естествознания метод экологических ситуаций и пишет следующее: «Метод экологических

1 Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. — Л.: Брокгауз — Ефрон, 1926. — С. 4.




7 Аквилева. Методика


ситуаций» позволяет обогащать школьников опытом принятия эколо­гически грамотных решений на основе нравственного выбора, разви­вать интерес и ценностно-значимые ориентации в отношении к среде». Докажите правильность или несостоятельность этого утверждения. Проиллюстрируйте свое доказательство конкретными примерами.

26. По мнению Л. П. Салеевой, экологическое образование в на­чальных классах будет эффективным, если в практике используют­ся следующие сочетания форм и методов обучения:

Урок — рассказ-объяснение учителя, беседа, самостоятельная ра­бота детей (актуализация экологических знаний, ценностных ориен­тации, выражение впечатлений, отношений);

Практическая работа — решение экологических задач, разбор экологических ситуаций, моделирование экологических связей;

Ролевая игра — выдвижение идей, объяснение причин возникно­вения и способ решения проблем;

Экскурсии — обследование непосредственного природного окру­жения, выявление уровня воздействия на него человека;

Полевой практикум — оценка состояния среды, практические дей­ствия по ее улучшению.

Дайте оценку предлагаемому Л. П. Салеевой сочетанию форм и методов. Подумайте, в каких программах данная рекомендация может быть реализована. Результаты занесите с таблицу. С табли­цей работайте следующим образом: если формы, рекомендованные Л. П. Салеевой, используется полностью, то поставьте знак «+», если лишь частично, то укажите, какие именно, если предлагаются иные, то запишите их на строчке «Другие формы».

Формы   Программы  
3. А. Клепинина   А. А. Плешаков   Н. Я. Дмитриева, И. П. Товпинец  
Урок              
Практическая работа              
Игра              
Экскурсии              
Полевой практикум              
Другие формы              

27. В учебнике А. А. Плешакова «Природоведение» для II—III классов используется моделирование экологических связей. По мнению автора, применение моделирования способствует понима­нию учащимися связей, служит «...опорой для запоминания и вос­произведения знаний о них», делает возможным «...непосредствен­ное участие в конструировании моделей, помогает активизировать познавательную деятельность детей». Докажите правомерность этого утверждения на конкретных примерах из учебника. Каково ваше мнение?

28. В настоящее время в методической литературе (А. А. Плеша­ков, 3. А. Клепинина, Л. П. Салеева и др.) активно поднимается вопрос о необходимости восстановления в классах начальной шко­лы уголков живой природы (зоны природы). Это обосновывается тем, что в уголке живой природы дети могут наблюдать:

1) общую связь живого организма с внешней средой;

2) морфофункциональную приспособленность к определен­ным элементам среды обитания;

3) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

4) специфику живого организма, его отличия от предмета;

5) многообразие живых организмов и разные способы взаимо­действия их со средой.

Сопоставьте обоснование целесообразности организации зоны природы в классе с общей целью экологического образования. На­поминаем, что цель экологического образования определяется как формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде, которое проявляется в трех аспектах1:

1) ответственность за сохранение естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека;

2) ответственность за свое здоровье и здоровье других людей, как личностную и общественную ценность,

3) активная созидательная деятельность по изучению и охра­не окружающей среды, пропаганде идей оптимизации вза­имодействия природы и общества.

Определите, какие из трех аспектов находят отражение в данном обосновании. Каким образом эта цель проектируется на начальную школу? Для этого еще раз рассмотрите пояснительные записки и содержание программ традиционного блока. Сравните их и сделай­те вывод. Результаты обсудите на занятии.

29. Общеизвестно, что дети нередко оценивают природу с пози­ции «Что я могу взять?» Часто можно слышать их суждения типа

1 Экологическое образование в школе. Концепция. — М., 1994. — С. 5.


7*




«Я люблю лес. Там много грибов и ягод» или «Лес дает бумагу и линейки», или «На лугу много цветов, из них можно делать букеты» и т. д. Такой утилитарно-прагматический взгляд на природу имеет свои причины. Что это за причины? Объясните, какими должны быть действия учителя, чтобы оценка детьми природы изменилась.

30. В концепции экологического образования в школе1 указыва­ется, что «ядро» его сочетания составляют научные, ценностные, нормативные и деятельностные компоненты.

Научный компонент предусматривает формирование научных знаний о природе, человеке, труде, производстве и обществе в их взаимодействии.

Ценностный компонент определяется универсальным значением природы для общества, значимостью для каждого человека. На его основе формируются нравственное и эстетическое отношение к ок­ружающей среде, преодолевается излишняя рационалистичность, потребительство. Акцент делается на развитие гармонии чувствен­ной, эмоциональной сфер личности.

Нормативный компонент ориентирован на владение системой моральных и правовых принципов, норм, правил, предписаний и запретов экологического характера.

Деятельностный компонент включает виды и способы деятель­ности школьников, направленные на формирование познаватель­ных, практических и творческих умений экологического характера, развитие волевых качеств учащихся; потребности и умения прояв­лять активность в решении экологических проблем.

Определите, насколько полно эти компоненты реализуются в со­временной начальной школе2. Свой вывод обоснуйте.

1 Экологическое образование в школе. Концепция. — М., 1994. — С. 16.

Начальная

2 В решении этой задачи вам поможет программа «Природоведение» школа — М.: «Дрофа», 2000 г.

Глава IV

Наши рекомендации