Роль государства в защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций

Человечество еще на заре своего существования пришло к выводу, что различ­ным опасностям, в том числе разрушительным силам природы, лучше всего противо­стоять только объединившись в коллективы и сообщества. Более того, можно утверж­дать, что данное обстоятельство в какой-то мере явилось одной из причин возникно­вения государств.

Рассматривая эту проблему в историческом плане, нетрудно заметить тенденцию, заключающуюся в том, что по мере развития цивилизации, технического прогресса роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихий­ных бедствий, аварий, природных, техногенных и экологических катастроф неуклонно возрастало.

В конце XX века во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катас­трофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия.

Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их пос­ледствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г. Спитак в 1988 г. (в Армении) заставила форсировать принятие решений по данному вопросу.

В связи с этим в ст. 72 Конституции Российской Федерации (1993 г.) было за­писано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий».

В Федеральном законе Российской Федерации «О защите населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятом после этого (1994 г.), целью которого являлось создание правовых основ в области предупреждения катастроф, снижения размеров ущерба и потерь от них, а также лик­видации их последствий, были расписаны полномочия органов государственной влас­ти всех уровней, в том числе Президента Российской Федерации, Федерального Соб­рания, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.

Это свидетельствует о том, что в России вопросы защиты человека при катастро­фах природного и техногенного характера были подняты на уровень государственной политики.

Какова же роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от при­родных, техногенных и других опасностей и угроз?

Прежде всего, она состоит в создании системы соответствующих организацион­ных структур. В России на всех уровнях образованы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Важная роль принадлежит государству в деле создания специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Фе­дерации (от 3 августа 1996 г. № 924) определен перечень сил и средств единой госу­дарственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, часть из которых предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, другая часть - это силы ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В рамках государственной политики создана и продолжает совершенствоваться законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, функционирования РСЧС и др.

Особое внимание государство в современных условиях уделяет проведению ак­тивной научно-технической политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных целевых научно-технических программ. Одной из таких программ является Государственная научно-техническая программа «Безопасность населения и народ­нохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» (ГНТП «Безопасность»).

С каждым годом усиливается материальная и финансовая поддержка меропри­ятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. При этом речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, что само по себе крайне важно, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов. Вместе с тем следует отметить, что в современных условиях для реализации всех необходимых ме­роприятий одних только государственных средств не хватает. В связи с этим важное значение приобретают вопросы внедрения экономических механизмов, обеспечиваю­щих привлечение необходимых сил и средств.

Усиливается роль государства по расширению международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Открытость нашего государства позволяет осуществлять целенаправлен­ную интеграцию РСЧС в складывающиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сотрудничество организуется путем заключе­ния договоров и иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтересованности, участия в работе круп­нейших специализированных международных организаций.

На современном этапе основной целью государственной политики в области за­щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение га­рантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением сле­дующих основных принципов:

• защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Феде­
рации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на тер­ритории страны;

• подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций
осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

• при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность за­
дач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

• мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций раз­
личного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с между­
народными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Рос­сийской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми
актами;

• основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных
ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в
случае их возникновения, проводится заблаговременно;

• планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономичес­ких, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной
опасности возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;

• объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необ­ходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил
и средств;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется си­лами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложи­лась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств,
в установленном законодательством Российской Федерации порядке, привлекаются
силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также, при необхо­димости, силы и средства других субъектов Российской Федерации.

Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и регио­нальных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совер­шенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций на всех уровнях, а также с помощью комплекса мер организационного. технического, экономического и административного характера.

Финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Феде­рации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона Российской Федерации (ГО РФ)

Для России, территория которой расположена в различных физико-географичес­ких и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в миро­вой практике была сформирована специальная структура - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­ных бедствий.

Исторический анализ показывает, что защита населения и территорий в чрезвы­чайных ситуациях природного, техногенного, экологического, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий всегда весьма актуальна.

При этом степень возникновения угроз и опасностей обусловливала уровень реа­гирования на них, состав необходимых сил, средств и организационных структур: от обеспечения безопасности на объектах и территориях до образования государствен­ных, многонациональных систем защиты населения и территорий.

Необходимость образования государственных систем защиты населения и терри­торий как в России, так и за рубежом, была в свое время обусловлена прежде всего ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.

В России (СССР) становление и развитие системы защиты населения и террито­рии от чрезвычайных ситуаций различного характера можно условно разделить на три этапа.

1 этап (1932-1961 гг.). Создание и функционирование местной противовоздушной
обороны (МПВО)

Создание МПВО было обусловлено появлением и бурным развитием после Пер­вой мировой войны авиации и химического оружия и ростом их возможностей по на­несению ударов по тыловым объектам страны.

В годы Великой Отечественной войны МПВО обеспечила успешную защиту насе­ления от ударов фашистской авиации и создала условия для устойчивого функцио­нирования объектов экономики, превратилась из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, стала важным элементом обороноспособности госу­дарства.

2 этап (1961-1990 гг). Создание и функционирование системы Гражданской обо­роны страны.

Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки потребова­ли коренных изменений военных доктрин ядерных стран, при этом проблема защиты населения и территорий от оружия массового поражения приобрела еще большую остроту и важность.

В связи с этим в 1961 году было принято решение о преобразовании МПВО в гражданскую оборону. Отличие МПВО от гражданской обороны состояло в следую­щем:

• во-первых, система защитных мер гражданской обороны должна была обеспе­чить защиту населения и территорий от поражающих факторов качественно нового
оружия - оружия массового поражения;

• во — вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской оборо­ной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное
время и обеспечение всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне;

• в-третьих, в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последс­твий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматрива­ющая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших;

• в-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударс­твенный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей
территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Перед Гражданской обороной была поставлена задача - совместно с ПВО стра­ны не допустить в будущей войне уничтожения 25 - 30% населения нашей страны и 50 - 70% ее производственных мощностей, сконцентрированных в крупных городах, что представляло собой «неприемлемый ущерб» и могло привести к военному краху.

Высокая степень готовности ГО к выполнению этой задачи в 60 - 70 годы была одним из сдерживающих факторов развязывания ядерной войны со стороны вероят­ных противников СССР.

Однако ориентация ГО в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно приводила к однобокости развития системы защиты населения от ЧС. Чернобыльской катастрофа подтвердила это, показав, что Гражданская обо­рона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера, в то же время, в 80-е годы, когда несколько уменьшилась международная напряженность, стали накапливаться проблемы защи­ты населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера.

В 1987 г. были приняты меры по приданию системе ГО определенных функций в плане непосредственного решения задач по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера. Однако Спитакская трагедия показала, что ре­шительных мер по реорганизации гражданской обороны принято не было, она опять оказалась не готовой к решению задач мирного времени. Сложившаяся обстановка требовала создания новой государственной системы, способной эффективно решать задачи защиты населения и территорий в ЧС как в военное, так и в мирное время.

3 этап (1990- по настоящее время). Создание государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в условиях как мирного, так и военного времени.

Начало создания структуры - 27 декабря 1990 года, когда было принято постанов­ление Совета министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой госу­дарственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Корпус возглавил Сергей Кужугетович Шойгу. Именно этот день - 27 декабря - в 1995 году Указом Президента РФ объявлен Днем спасателя Российской Федерации. 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого был назначен С. К. Шойгу.

19 ноября Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по де­лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председатель - С.К.Шойгу, Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданс­кой обороны РСФСР Министерства обороны СССР. 10 января 1994 года ГКЧС Рос­сии был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), министр - Сергей Шойгу. 9 декабря 1992 года на базе бывших Высших центральных курсов гражданской обороны создана Академия гражданской защить МЧС РФ, уникальное, не имеющего аналогов в мире учебное заведение.

21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал глав­ным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуа­ций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятель­ности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и де­ятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера.

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обо­роны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

Основными задачами МЧС являются:

1) реализация единой государственной политики в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности;

2)осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правитель­ства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны,
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по
чрезвычайному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации;

3) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации
нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контроль­ных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

4)осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности,
а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в
указанной области;

5) осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в об­ласти гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситу­аций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией.

Как упоминалось выше, в апреле 1992 г. для реализации государственной поли­тики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства Российской Федерации была образована Российская служба спасе­ния — Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 г. в единую государственную систему предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций.

Основная цель создания этой системы - объединение усилий центральных орга­нов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предуп­реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

РСЧС строится по территориально-производственному принципу и включает в себя территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: феде­ральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Ее структура по­казана на рис.1.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федера­ции в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административ­но-территориальному делению этих территорий.

Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя руководящий орган - комиссию по чрезвычайным ситуациям, орган повседнев­ного управления, специально уполномоченный для решения задач в области граждан­ской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (министерства, главные управления,


ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
№п\п Содержание Федеральный Региональный Территориальный Местный Объектовый
Органы управления Координирующие Межведомственная комиссия Региональный центр КЧС КЧС КЧС КЧС
Повседневного управления МЧС Региональный центр РЦ ГОЧС Главное управление ГОЧС Управления, отделы ГОЧС Отделы, специалисты ГОЧС
Наблюдения и контроля Центр управления в кризисных ситуациях ЦУКС РЦ (ОДС) Оперативно-дежурные службы ОУ ГОЧС (ОДС) Дежурно-диспетческие службы (ДДС)
Силы и средства Наблюдения и контроля Подразделения «Н и К», «Росгидромета», Минатома, органы исполнительной власти потенциально опасных объектов, сеть наблюдения, лабораторного контроля ГО и др.
Ликвидации ЧС Подразделения поисково-спасательных служб МЧС, противопожарные подразделения, войска ГО, формирования «Медицины катастроф», подразделения МО, МВД, аварийно-спасательные формирования различного назначения и др.
Информационно-управляющие системы Информационный центр Информационно-управляющий центр Информационно-управляю-щий центр ГОЧС Абонентский пункт органов управления ГОЧС Информационный центр
Финансовые и материальные резервы Базы, склады, хранилища с материальными средствами
Функциональные подсистемы Органы управления, силы и средства ГОЧС, информационно-управляющие системы, ресурсы министерств и ведомств
                       

управления, отделы ГОЧС), собственные силы и средства территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, защитные сооружения, а также специальные учебные заведения.

Конкретные структуры территориальных подсистем и их звеньев определяются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции. При этом, как правило, каждая территориальная система имеет собственную ие­рархию, включающую городские, районные и объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям, соответствующие органы повседневного управления, силы и средства.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях эконо­мики. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Функциональных подсистем насчитывается более трех десятков: подсистема наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и состоянием окружающей среды; подсистема охраны лесов от пожаров; .подсистема контроля обстановки на потенциально опасных объектах; подсистема сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений и др., создаваемые на базе соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Рос­сийской Федерации.

Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также органы управления, силы средства, непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован путем районирования России по шести [регионам. В составе РСЧС образованы Центральный (г. Москва), Северо-Западный |(г. Санкт-Петербург), Южный (г. Ростов-на-Дону), Приволжско-Уральский (г. Екате­ринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный {г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации. Его границы совпадают с границами военных округов.

Основным органом управления, ответственным за функционирование сил и средств подсистем РСЧС на территории региона, является соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение регионального центра - координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, входящих в состав региона, организация их взаимодействия при работах по предуп­реждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководство силами и средствами МЧС России, дислоцирующимися на территории региона.

К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства территориальных подсистем РСЧС с элементами функциональных подсис­тем, дислоцированных на этих территориях.

Местный уровень охватывает территорию муниципальных образований (района, - города, района в городе), а объектовый - территорию предприятия, учреждения и организации.

Основным органом управления, ответственным за противодействие чрезвычайным ситуациям на соответствующей территории, является комиссия по чрезвычайным ситуациям соответствующего органа исполнительной власти (местного самоуп­равления).

Комиссия как коллегиальный орган объединяет в себе ответственных предста­вителей местных ведомств, что позволяет заблаговременно реализовывать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в чрезвычайных условиях - оперативно мобилизовывать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать чрезвычайные ситуации. Комиссии возглавляются заместителями руководителей ор­ганов исполнительной власти. Рабочими органами этих комиссий являются минис­терства, главные управления, управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Следует отметить, что эти органы, являющиеся основны­ми органами повседневного управления, функционируют на всех уровнях, вплоть до сельского района включительно.

На федеральном уровне создана и функционирует Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ее состав включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей минист­ров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населе­ния и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

Основными задачами, решаемыми этой комиссией, являются:

• формирование и проведение единой государственной политики в области пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катас­трофами, стихийными и иными бедствиями;

• координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по раз­
работке проектов законодательных актов и других нормативных правовых актов по
вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в
установленном порядке проектов указанных документов в Правительство Российской
Федерации;

• подготовка предложений по формированию системы экономических, организа­ционно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защи­ту населения, территории страны от чрезвычайных ситуаций, обусловленных авария­
ми катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

• определение основных направлений совершенствования и дальнейшего разви­тия РСЧС;

• организация разработки проектов федеральных целевых и научно-технических
программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту насе­ления и территории страны от чрезвычайных ситуаций и координация работ по выпол­нению этих программ;

• координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного са­моуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам социально-эко­номической и правовой защиты, медицинской реабилитации граждан, пострадавших
в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимав­ших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• определение основных направлений международного сотрудничества в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решения этой комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными ми­нистерствами и ведомствами, входящими в состав Межведомственной комиссии, ор­ганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию).

Важнейшей составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учрежде­ния, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенци­ально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. К этим силам и средствам относятся силы и средства органов государс­твенного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и др.

Благодаря их деятельности предупреждается определенная часть катастроф, прогнозируется их возможное возникновение, об их угрозе оповещаются органы уп­равления и население.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

• войска гражданской обороны;

• поисково-спасательную службу МЧС России;

• Государственную противопожарную службу МЧС России;

• соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвида­ции последствий катастроф;

• противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные фор­мирования министерств, ведомств и различных организаций;

•учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие
другие.

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной си­туации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Финансирование РСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется за счет специ­альных фондов, выделяемых соответственно из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Распо­рядителями указанных фондов являются МЧС России и соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Таким образом, был создан единый федеральный орган исполнительной власти по решению задач защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного характера, а также ЧС военного характера.

Однако если МЧС было наделено функциями организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях любого характера, то РСЧС де-юре нацелена была только на решение задач защиты от ЧС природного и техногенного характера.

В 1999 г. Гражданская оборона была выведена из состава Министерства обороны и передана в распоряжение МЧС, а все ее структуры - в РСЧС, в том числе основные силы и средства бывшей системы ГО - подразделения сети наблюдения и лаборатор­ного контроля и войска ГО.

Таким образом, ГО де-факто прекратила существование и была преобразована в систему мероприятий по защите населения и территорий в условиях ведения бое­вых действий и вследствие этих действий, выполняемых структурными элементами РСЧС.

РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера, а в условиях ведения боевых Действий и в следствии этих действий (при определенных структурных изменениях) —и для решения задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военною характера.

Основные задачи РСЧС:

• разработка и реализация правовых и экологических норм, связанных с обеспе­чением защиты населения и территорий от ЧС;

• осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на пре­дупреждение ЧС и устойчивость функционирования предприятий, учреждений и орга­низаций, а также подведомственных им объектов в ЧС;

• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предна­значенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

« сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий в ЧС;

• подготовка населения к действиям в ЧС;

• прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области за­
щиты населения и территорий в ЧС;

• ликвидация ЧС;

• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего в
ЧС, проведение гуманитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области защиты в ЧС, в том числе
лиц, непосредственно участвовавших в их ликвидация;

• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий в ЧС.
Предназначение ГО

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Феде­рации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

В современных условиях гражданская оборона является одним из важных эле­ментов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.

Основные задачи ГО:

• обучение населения в области гражданской;

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных дейс­твий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и тех­ногенного характера;

• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные райо­ны;

• предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

• проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

• проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей
для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также
при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных
действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обеспечение, вклю­чая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и приня­тие других необходимых мер;

• борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследс­твие этих действий;

• обнаружение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическо­му, биологическому или иному заражению;

• санитарная обработка населения, обеззараживание (дезактивация) техники,
зданий, территории и проведение других необходимых мероприятий, а также при воз­никновении ЧС природного и техногенного характера;

• восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении
боевых действий или вследствие этих действий;

Наши рекомендации