Методы обучения и преподавания. Методические рекомендации

Методические рекомендации

Для семинарских занятий

Специальность: 5В130100 «Общая медицина»

Дисциплина:ОР 1109 основы права

Кафедра: социально-гуманитарных дисциплин

_1_курс

Темы №1 - 18

Составители:

Преподаватель кафедры СГД, к.п.н.

________________ С.Б. Мукушев

Семей – 2011 г.

Утверждены на заседании кафедры, Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения

________

________

________

Заведующий кафедрой СГД, к.и.н., доцент _______________ Г.М. Сергазина

Утверждены на заседании кафедры, Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения

________

________

________

Заведующий кафедрой СГД, к.и.н., доцент _______________ Г.М. Сергазина

Утверждены на заседании кафедры, Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения

________

________

________

Заведующий кафедрой СГД, к.и.н., доцент _______________ Г.М. Сергазина

Утверждены на заседании кафедры, Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения

________

________

________

Заведующий кафедрой СГД, к.и.н., доцент _______________ Г.М. Сергазина

Утверждены на заседании кафедры, Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения

________

________

________

Заведующий кафедрой СГД, к.и.н., доцент _______________ Г.М. Сергазина

Утверждены на заседании кафедры, Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения

________

________

________

Заведующий кафедрой СГД, к.и.н., доцент _______________ Г.М. Сергазина

1. Тема № 1: «Основные понятия о государстве, праве и государственно-правовых явлениях»

2. Цель: Установить факторы, повлиявшие на появление государства и права. Отметив особенную важность государства, научить отличать свойственный ему аппарат управления, скопив в руках необходимую власть, формирующей общество и понимание, что это специальная политическая организация управления. Найти основные принципы, соответствующие праву.

3. Задачи обучения: дать и уточнить понятия основных правовых явлений и государства. Работа с данными терминами и знание (уметь различать, выучить особенности и др.).

Основные вопросы темы

  1. Методы исследования и объект исследования предмета «Основы права».
  2. Понятие государство и его особенности.
  3. Признаки государства и функции государства.
  4. Понятие права и правовых отношений.
  5. Нормы права и его структура.

5. Методы обучения и преподаванияПри проведении занятия в традиционной форме, в течении последних 15 минут каждому студентому будет роздано индивидуальное задание, студент ответ будет сдавать в виде схемо-конспектов, на листе ответов внизу напишет понятия 2-х неповторяющих терминов из глоссария. Вместе с этим члены группы могут задавать вопросы тьютору.

Литература

1.Оспанов К. Основы права. Алматы: Жеты Жаргы 2006

2. Основы государства и права Республики Казахстан. Учебное пособие
Отн. ред. Г.С.Сапаргалиев - Алматы: Жеты Жаргы, 1999.

3. Дулатбеков П.О.,, Амандыкова С.К., Турлаев А.В. Основы государства и нрава современного Казахстана: Учебное пособие.-Астана: ИКФ«Фолиант», 2000.

4. Турлаев А.В. Основы права. - Караганда: Издательство АРКО, 2004.

5.Ибраева А.С. Ибраев Н.С. Теория государства и права: Учебное пособие. - Алматы: Казахский университет, 2001.

7. Контроль:

Вопросы:

1. Покажите взаимосвязь государства с обществом?

2. Каковы основные ососбенности унитарного государсва?

3. Как вы понимаете смысл слова «Демократия»?

4. Каковы особенности Казахстанского правового государства?

5. Какова связь права с государством?

6. Назовите особенности элементов правовых норм?

7. Что такое соответствие актов законам?

1. Тема № 2Основы конституционного права Республики Казахстан

2. Цель: Показать особенную роль Конституционного права в правовой системе любого государства. Необходимо наизусть знать понятие Конституционного права. Необходимо объяснить роль и место Конституционого права индивида в государстве. Надо видеть Конституционное право как важный набор правовых норм, регулирующих очень важные взаимоотношения, закрепленные государством. Предмет Конституционного права составляет основу структуры общественных отношений государства с обществом и непосредственно связан с осуществлением государственной власти. Уточнение методов регулирования Конституционно-правовых отношений.

3. Задачи обучения: Научить находить особенности Конституций Республики Казахстан каждого периода. Выделение президентского типа управления государством с принятием последней Конституции. Ознакомление с периодами: 7 октября 1998 года, 21 мая 2007 года, когда дважды были внесены изменения и дополнения в конституцию. Показать связь Конституции с другими законами.

4. Основные вопросы темы:

  1. Понятие и сущность Конституции.
  2. Методы и предмет Конституционного права.
  3. Этапы развития Конституции Республики Казахстан, структура Конституции республики Казахстан.
  4. Функции, состав Конституционного совета РК.
  5. Понятие избирательной системы Республики Казахстан, виды и особенности.
  6. Понятие утрата гражданства РК.

5. Методы обучения и преподаванияРабота проводиться в малых группах, каждой из которых дается задание: студентам даются разные вопросы по теме, на вопросы отвечают все члены группы. В виде дополнительного задания студентам заранее дается вопрос «Защита прав человека в Казахстане» для защиты в виде презентации (видео-клипа и др.). Вместе с этим члены группы могут задавать вопросы тьютору.

Литература

1. Оспанов К. Основы права. Алматы: Жеты Жаргы 2006

2. Основы государства и права Республики Казахстан. Учебное пособие
Отв. ред. Г.С.Сапаргалиев - Алматы: Жеты Жаргы, 1999.

3. Дулатбеков П.О.,, Амандыкова С.К., Турлаев А.В. Основы государства и нрава современного Казахстана: Учебное пособие.-Астана: ИКФ «Фолиант», 2000.

4. Турлаев А.В. Основы права. - Караганда: Издательство АРКО, 2004.

5. Ибраева А.С. Ибраев Н.С. Теория государства и права: Учебное пособие. - Алматы: Казахский университет, 2001.

Контроль

вопросы

1. что относится к предмету регулирования Конституционного права?

2. Назовите особенности Конституций Казахстана 1993 года и 1995 года?

3. Каковы пути получения, прекращения гражданства?

4. Каков правовой статус первого президента Республики Казахстан?

5. конституционный статус правительства?

1. Тема № 3, «Правоохранительные органы и суд Республики Казахстан».

2. Цель: охранительная служба - законная, обеспечивающая правопорядок, защиту прав и интересов граждан, общественных, государственных и других объединений, права и свободы человека и гражданина, законодательно закрепленные порядки, четко обеспечивающиеся мероприятиями, поддерживающие их реализацию, ознакомление с государственными органами по борьбе с преступлениями и другими правонарушениями. Правовые основы организации и деятельности судебных органов. Место, роль и значение суда в системе государственных органов. Система судов в Республике Казахстан: Структура судебного органа: коллегии (надзорная, по гражданским делам, по уголовным делам): пленарное заседание суда. Принципы организации и деятельности суда, гарантии независимости судьи. Порядок отбора кандидатов на должность судьи. Осуществление правосудия - как основная функция судов в Республике Казахстан. Пути развития и совершенствования судебной системы.

3. Задачи обучения: ознакомление с системой правоохранительных органов и уточнение с основными принципами работы судебных органов.

Основные вопросы темы

1. Понятие и виды правоохранительных органов Республики Казахстан.

2. Органы юстиции Республики Казахстан.

3. Органы покуратуры Республики Казахстан.

4. Органы внутренних дел Республики Казахстан.

5. Судебная система Республики Казахстан.

6. Органы национальной безопасности Республики Казахстан.

7. Адвокатура и наториат Республики Казахстан.

8. Служба безопасности президента РК.

5. Методы обучения и преподаванияпроведя работу со схемо-конспектами, проверкой работы с глоссарием, по последним двум вопросам защитить на десять – пятьнадцать минут, создав «группу экспертов», затем по данным вопросам задаются дополнительные вопросы, на вопросы «группа экспертов» должна ответить полностью. Вместе с этим студенты имеют право задать вопросы тьютору.

Литература

1. Основы государства и права Республики Казахстан. Учебное пособие
Отн. ред. Г.С.Сапаргалиев - Алматы: Жеты Жаргы, 1999.

2. Дулатбеков П.О.,, Амандыкова С.К., Турлаев А.В. Основы государства и нрава современного Казахстана: Учебное пособие.-Астана: ИКФ«Фолиант», 2000.

3. Турлаев А.В. Основы права. - Караганда: Издательство АРКО, 2004.

4. Ибраева А.С. Ибраев Н.С. Теория государства и права: Учебное пособие. - Алматы: Казахский университет, 2001.

5. Уваров В.Н. Теория государственного управления: Учеб. пособие. Часть 2: система государственного управления. - Алматы: КазГЮА, 2001.-352с.

7. Контроль(вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы:

1. Что такое правоохранительные органы?

2. Каковы главные функции министерства юстици РК?

3. Сущность функций органов быстрого реагирования и уточнения?

4. Как вы понимаете функцию адвокатов?

5. В чем особенность системы правоохранительных органов РК?

6. какие требования ставяться для тех, кто хочет стать судьей?

7. Какие органы входят в состав министерства внутренних дел РК?

1. Тема № 4, «Государственное управление в Республике Казахстан».

2. Цель: Управление появляется в среде объединения людей, для совместного проживания. Главная сущность управления это влияние на других, главный признак управления это его влияние на общественные отношения и сознание людей и на их поведение. У субъекта управления для реализации управления необходимо полномочие (власть), следовательно у руководителя должна быть способность подчинить (управлять). Вместе с этим, необходимо доказать, что у руководителя для управления обществом должны быть высшее специальное образование и знание.

3. Задачи обучения: Должно быть описание системы, превосходства, организации, регулирования управления. Доказать, что только при наличии данных качеств управление обществом будет эффективным.

4. Основные вопросы темы:

1. Понятие государственного управления и государственные органы

2. Нормы государствнного управления.

3. Объекты и субъекты государственного орегулирования.

4. Понятие, сущность и стркутура механизма государственного управления.

5. Принципы государственного управления.

6. Акты государственного управления.

Методы обучения и преподавания

проведя работу со схемо-конспектами, проверкой работы с глоссарием, по последним двум вопросам защитить на десять – пятьнадцать минут, создав «группу экспертов», затем по данным вопросам задаются дополнительные вопросы, на вопросы «группа экспертов» должна ответить полностью. Вместе с этим студенты имеют право задать вопросы тьютору.

Литература

1. Основы государства и права Республики Казахстан. Учебное пособие
Отн. ред. Г.С.Сапаргалиев - Алматы: Жеты Жаргы, 1999.

2. Дулатбеков П.О.,, Амандыкова С.К., Турлаев А.В. Основы государства и нрава современного Казахстана: Учебное пособие.-Астана: ИКФ«Фолиант», 2000.

3. Турлаев А.В. Основы права. - Караганда: Издательство АРКО, 2004.

4. Ибраева А.С. Ибраев Н.С. Теория государства и права: Учебное пособие. - Алматы: Казахский университет, 2001.

5. Уваров В.Н. Теория государственного управления: Учеб. пособие. Часть 2: система государственного управления. - Алматы: КазГЮА, 2001.-352с.

7. Контроль(вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Как вы понимаете субъекты государственного управления?

2. В чем сущность гласности норм государственного управления?

3. Назовите систему органов государственного управления?

4. Что такое государственный орган?

5. Какие меры принуждения возможны со стороны государственных органов?

1. Тема № 5 «Основы административного права Республики Казахстан»

2. Цель: Показать единую систему изменения и прекращения отношения, появляющиеся при реализации административно-исполнительного права. Система административного права состоит из основной и особенной частей, у каждой из которых есть основные институты, закрепление административно права. Понятие норм административного права – форма поведения, устанавливаемая государством, главная цель которой устанавливающая, изменяющая и прекращающая реализацию общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти.

3. Задачи обучения:необходимо знать, что на внутренние отношения влияют не только реализация полномочий органов исполнительной власти, но и законодательной, судебной, внутри самих органов прокуратуры, при осуществлении процесса руководства и изучить с какой целью делятся и на что направлены административно правовые отношения.Также они должны знать основание при возникновении внешних отношений, появляющиеся при реализации управления органами исполнительной власти для руководства поведения внешних объектов.

4. Основные вопросы темы:

1. Понятие административного права, предмет и правоввые отношения.

2. Система органов исполнительной власти Республики Казахстан.

3. Государственная служба Республики Казахстан и правовой статус государственных служащих.

4. Принципы и методы управления административного права.

5. Законодательная ответственность и административное правонарушение.

5. Методы обучения и преподавания: Занятие проходит в форме традиционного опроса и дебатов. Расматривается каждый вопрос темы, в течении выделенного времени студенты группы могут делать дополнения. Дебаты проходят между двумя командами, с целью ответить на вопрос «Возможно ли прекращение административного правонарушения?». В это время студенты могут задавать вопросы друг другу и преподавателю.

Литература

1. Оспанов К. Основы права. Алматы: Жеты Жаргы 2006

2. Основы государства и права Республики Казахстан. Учебное пособие
Отн. ред. Г.С.Сапаргалиев - Алматы: Жеты Жаргы, 1999.

3. Дулатбеков П.О.,, Амандыкова С.К., Турлаев А.В. Основы государства и нрава современного Казахстана: Учебное пособие.-Астана: ИКФ«Фолиант», 2000.

4. Турлаев А.В. Основы права. - Караганда: Издательство АРКО, 2004.

5. Ибраева А.С. Ибраев Н.С. Теория государства и права: Учебное пособие. - Алматы: Казахский университет, 2001.

7. Контроль(вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы:

1. В чем особенность отношений управления?

2. Назовите субъекты административных отношений?

3. В чем особенность правового статуса правительства?

4. На какие категории делятся госуарственные служащие?

5. Какие виды административных правонарушений вы знаете?

6. Как вы понимаете коррупцию?

1. Тема № 6, «Основы гражданского права Республики Казахстан(общие положения)»

2. Цель: Ознакомить студентов с понятием гражданского права - отрасль права, которая регулирует на началах юридического равенства имущественные и личные неимущественные отношения, связанные и не связанные с имущественными. Граждане как субъекты гражданских прав. Правоспособность граждан. Понятие и виды дееспособности граждан. Система гражданского права представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных гражданско-правовых институтов.

3. Задачи обучения: Акцентируя внимание на правовых способностях индивида, уточнив гражданско - правовые отношения субъектов, изучить права и обязанности участников гражданско-правовых отношений. Изучить чему подчинены отношения, на что опираются объекты правовых отношений.

Основные вопросы темы

1. Понятие гражданского права

2. Субъекты и объекты гражданкого права

3. Понятие права собственности, виды, основы появления.

4. Сделки и их особенности

5. Понятие обязательства и его виды.

6. Авторское право

5. Методы обучения и преподаванияПо первым 4 вопросамзанятие проводится в традиционной форме.В это же время по последним 2 вопросам создав группу экспертов, им на подготовку выделяется полчаса времени. Во время ответа «группа экспертов» может использовать самостоятельно приготовленные схемо-конспекты или слайды.«Эксперты» проведя защиту в течении 5-10 минут, потом по проведенному исследованию они должны полностью ответить на все поставленные вопросы. Вместе с этим студенты группы имеют право задать вопросы тьютору.

Литература

1. Основы государства и права Республики Казахстан. Учебное пособие
Отн. ред. Г.С.Сапаргалиев - Алматы: Жеты Жаргы, 1999.

2. Дулатбеков П.О.,, Амандыкова С.К., Турлаев А.В. Основы государства и нрава современного Казахстана: Учебное пособие.-Астана: ИКФ«Фолиант», 2000.

3. Турлаев А.В. Основы права. - Караганда: Издательство АРКО, 2004.

4. Ибраева А.С. Ибраев Н.С. Теория государства и права: Учебное пособие. - Алматы: Казахский университет, 2001.

5. Уваров В.Н. Теория государственного управления: Учеб. пособие. Часть 2: система государственного управления. - Алматы: КазГЮА, 2001.-352с.

7. Контроль(вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы:

  1. Какова особенность гражданско-правовых отношений?
  2. Каковы виды сделки?
  3. Каковы основы появления и прекращения права собственноти?
  4. Понятие гражданско - правовой ответственности, основы ее появления, виды?
  5. Ответственность за невыполнение гражданско-правовых обязательств?
  6. Обязательства, возникающие при высоком риске?
  7. Обязательства, возникающие при причинении вреда?

1. Тема № 7 «Основы гражданского права Республики Казахстан(общие положения)»

2. Цель: Ознакомить студентов с понятием гражданского права - отрасль права, которая регулирует на началах юридического равенства имущественные и личные неимущественные отношения, связанные и не связанные с имущественными. Граждане как субъекты гражданских прав. Правоспособность граждан. Понятие и виды дееспособности граждан. Система гражданского права представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных гражданско-правовых институтов.

3. Задачи обучения: Акцентируя внимание на правовых способностях индивида, уточнив гражданско - правовые отношения субъектов, изучить права и обязанности участников гражданско-правовых отношений. Изучить чему подчинены отношения, на что опираются объекты правовых отношений.

Основные вопросы темы

1. Понятие интелектуальной собственности.

2. Принципы гражданкого права

3. Виды гражданских правоотношении.

4. Сделки и их особенности

5. Понятие и виды купли-продажи.

5. Методы обучения и преподаванияПо первым 4 вопросамзанятие проводится в традиционной форме.В это же время по последним 2 вопросам создав группу экспертов, им на подготовку выделяется полчаса времени. Во время ответа «группа экспертов» может использовать самостоятельно приготовленные схемо-конспекты или слайды.«Эксперты» проведя защиту в течении 5-10 минут, потом по проведенному исследованию они должны полностью ответить на все поставленные вопросы. Вместе с этим студенты группы имеют право задать вопросы тьютору.

Литература

1. Основы государства и права Республики Казахстан. Учебное пособие
Отн. ред. Г.С.Сапаргалиев - Алматы: Жеты Жаргы, 1999.

2. Дулатбеков П.О.,, Амандыкова С.К., Турлаев А.В. Основы государства и нрава современного Казахстана: Учебное пособие.-Астана: ИКФ«Фолиант», 2000.

3. Турлаев А.В. Основы права. - Караганда: Издательство АРКО, 2004.

4. Ибраева А.С. Ибраев Н.С. Теория государства и права: Учебное пособие. - Алматы: Казахский университет, 2001.

5. Уваров В.Н. Теория государственного управления: Учеб. пособие. Часть 2: система государственного управления. - Алматы: КазГЮА, 2001.-352с.

7. Контроль(вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы:

  1. Какова особенность гражданско-правовых отношений?
  2. Каковы виды сделки?
  3. Каковы основы появления и прекращения права собственноти?
  4. Понятие гражданско - правовой ответственности, основы ее появления, виды?
  5. Ответственность за невыполнение гражданско-правовых обязательств?
  6. Обязательства, возникающие при высоком риске?
  7. Обязательства, возникающие при причинении вреда?

1. Тема № 8 «Основы семейного права»

2. Цель: Знакомство с понятием семейного права, брачно-семейным законодательством. Уточнение особенностей личных и имущественных прав и обязанностей супругов, понятия режима имущества супругов, его видовой характеристики. Брачный договор. Порядок расторжения брака, судебное и внесудебное разбирательство дела.

3. Задачи обучения:

Узнать и уточнить такие понятия, как усыновление (удочерение) ребенка, опека, попечительство, понятие, общая характеристика. Семейные отношения возникают при заключении брака – это отношения между супругами, родителями и детьми и возможно, другими близкими родственниками. Семейные отношения когут характеризоваться, как имущественные и неимущественные. К неимущественным отношениям относятся права и обязанности родителей и детей, особенности международного права по защите прав детей.

Основные вопросы темы

1. Понятие, предмет и методы семейного права.

2. Семейно-правовые отношения и их источники.

3. Брак: брачные условия и порядок, прекращение брака.

4. Недействительность брака, личные и имущественные права и обязанности супругов.

5. Опека и попечительство.

6. Применение норм семейного права к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Наши рекомендации