Проблема прогнозирования будущего
Вопросы на пятницу 28.10.2016
Тема 3 «Глобалистика и прогнозирование будущего»
1. Дать определение прогнозированию. Чем обосновывается сама возможность прогнозирования? Что включает в себя разработка прогноза? Пояснить, какие бывают прогнозы. Что такое «горизонт прогнозирования»?
2. Пояснить задачи Римского клуба, назвать его девиз.
3. Раскрыть сущность понятий «ноосферное мировоззрение» («ноосферное сознание», «планетарное сознание»). Пояснить суть понятия «ноосфера».
4. Что понимается под коэволюционным развитием природы и общества?
5. Дать определение устойчивому развитию. Почему появилась концепция устойчивого развития, какие задачи она призвана решать? Чем должно характеризоваться устойчивое развитие?
6. Пояснить, что такое «экологическая устойчивость». Примеры путей ее достижения.
7. Пояснить, что такое «экономическая устойчивость». Примеры путей ее достижения.
8. Пояснить, что такое «социальная устойчивость». Примеры путей ее достижения.
9. Пояснить, что должна включать эффективная политика по устойчивому развитию.
10. Раскрыть философские основания концепции устойчивого развития.
11. Дать определение категориям «ценность» и «ценностное отношение». Каким образом человек ориентируется в мире ценностей, определяя, что для него действительно ценно? Какие факторы влияют на его выбор ценностей? Что является основанием для оценивания? Раскрыть классификацию ценностей. Пояснить, какую роль играют духовные ценности в разрешении глобальных проблем.
Текст на пятницу 28.10.2016
Проблема прогнозирования будущего
Разрешить глобальные проблемы означает, прежде всего, выявить причины их возникновения, сегодняшнее состояние и динамику развития, после чего можно приступать к процессу выработки конструктивных путей их разрешения. Помочь этому может прогностика, т.е. теория и практика прогнозирования, или исследования будущего. Будущее – это будущее состояние мира, т.е. природы и общества, со всеми результатами разнообразной человеческой деятельности. Развивается прогностика с 70-х г. ХХ в. Прогнозирование – это научно обоснованное суждение о возможных событиях, явлениях, состояниях чего-либо в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках осуществления этих событий, явлений, состояний[1]. Речь идет о систематическом научном исследовании перспектив развития мира.
Обосновать возможность прогнозирования можно:
Ø с онтологических позиций: оно возможно благодаря действию причинно-следственных связей и существованию объективных законов развития природы и общества;
Ø с гносеологических позиций: его возможность обосновывает принцип познаваемости мира.
Кроме того, прогнозирование основано на способности живых организмов к опережающему отражению; человек способен создавать у себя в сознании идеальную модель, идеальный план будущей вещи или будущего действия. Прогнозирование предполагает учет обратной связи между прогнозом и субъектом прогнозирования.
В арсенале методов социального прогнозирования (прогноз касается состояния общества) имеются следующие:
· анкетирование (экспертная оценка),
· моделирование (исследование прогностической модели объекта),
· экстраполяции тенденций развития (если для объекта в прошлом было характерно развитие с постоянной скоростью, или с постоянным ускорением, то предполагается, что эта скорость (или ускорение) не изменится и в будущем),
· метод исторических аналогий[2].
В самом общем виде разработка прогноза включает в себя:
1) создание программы прогнозного исследования,
2) построение исходной модели (в виде системы математических уравнений или хотя бы упорядоченной совокупности количественных и качественных показателей прогнозных явлений),
3) построение прогнозного фона (учет внешних факторов, влияющих на прогнозируемое явление),
4) разработку профильных и фоновых показателей и сведение их в систему,
5) верификацию (проверку истинности) полученных результатов[3].
Прогнозы бывают:
1) поисковые – дают представление о направлении развития и вероятном состоянии объекта прогнозирования в определенный период в будущем,
2) нормативные – прогнозирование достижения наперед определенных задач и целей.
Существует понятие «горизонт прогнозирования». Это временной отрезок, на который осуществляется прогнозирование. Прогноз на 50-100 лет называется сверхдолгосрочным, на 30-40 – долгосрочным, 10-20 лет – среднесрочным, на 1 год – краткосрочным.
Особую роль в исследовании будущего и в создании глобальных моделей сыграли Доклады Римскому клубу. Римский клуб – международная неправительственная организация, основанная в 1968 году. Она объединила ученых, общественных деятелей, промышленников более чем из 30 стран. Среди задач, которые ставит перед собой Римский клуб, можно выделить осмысление глобальных проблем, создание методологии их исследования, моделирование развития мира, разработка глобальных прогнозов. Эта организация одной из первых осознала опасные последствия неконтролируемого использования современной техники и технологии, точнее, кризисные последствия их применения, и попыталась наметить пути выхода из кризиса, ознакомить с ними общественность, правительства в том числе. Ученые Римского клуба впервые применили метод математического моделирования к исследованию социально-экономических процессов. Девизом Римского клуба является ориентир «Мыслить глобально, действовать локально».
Доклады Римскому клубу выполняются независимыми рабочими группами, состоящими из авторитетных ученых и высококвалифицированных специалистов, которым Клуб лишь задает тему и обеспечивает финансирование научных исследований за счет привлечения различных фондов и спонсоров. При этом он не влияет ни на ход работы, ни на ее результаты и выводы. Окончательным итогом работы над определенной темой являются ее обсуждение и утверждение, которые происходят, как правило, на ежегодной конференции Клуба при участии ученых, общественных и политических деятелей, представителей прессы. Затем Римский клуб публикует доклад и доводит его до сведения общественности. Всего по заказу Римского клуба было подготовлено более 20 докладов и один доклад (отчет) был сделан самим Клубом – «Первая глобальная революция»,который был написан в 1991г. президентом Римского клуба А. Кингом и генеральным секретарем Клуба Б. Шнайдером[4]. С.В. Дубовский выделил пять основных направлений глобальных исследований, заложенных Римским клубом. К ним относятся, во-первых, анализ механизма общесистемного кризиса при помощи моделей системной динамики, когда мир описывается в целом без деления на страны и регионы и используется сравнительно небольшое число переменных; во-вторых, анализ эволюции глобальных проблем при помощи многомодельного описания многорегионального мира, при этом используются десятки тысяч переменных; в-третьих, анализ отдельных фрагментов мирового развития при помощи статистических рядов и простых автономных макромоделей, которые можно исследовать аналитически (исследуются циклы Н.Д. Кондратьева, конкуренция и замещение технологий и природных ресурсов, проблемы разоружения и безопасности и т.п.); в-четвертых, анализ проблем биосферы при помощи моделей климата и глобальных биогеохимических циклов, которые дают возможность учесть влияние таких последствий человеческой активности как парниковый эффект и ядерная катастрофа; в-пятых, разработка теоретических концепций и парадигм развития мировой системы в новых условиях приближения к глобальным ограничениям[5].
При всем разнообразии подходов к пониманию будущего развития общества, различии моделей и прогнозов, их авторы сходны в том, что коренные изменения во всей системе социокультурных факторов, без которых невозможно разрешение глобальных проблем современности, предполагают формирование нового, планетарного, мировоззрения. Иногда пишут о глобальном сознании, но это, по сути, одно и то же. Появилось понятие «ноосферное мировоззрение», основанное на понятии «ноосфера». Оно вошло в научный оборот в ХХ веке (Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, А.Л. Яншин и др.). Основоположниками учения о ноосфере (от греч. «ум» и «сфера», т.е. сфера разума) по праву считают В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. Выдающийся ученый В.И. Вернадский писал: «Мы переживаем в настоящее время исключительное проявление живого вещества в биосфере, генетически связанное с выявлением сотни тысяч лет назад Homo sapiens, создание этим путем новой геологической силы, научной мысли, резко увеличивающей влияние живого вещества в эволюции биосферы»[6]. Характеризуя современное ему состояние мира, В.И. Вернадский подчеркивал: «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте»[7]. Ноосфера создается, прежде всего, ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества. В.И. Вернадский обратил особое внимание на тот факт, что научное мировоззрение развивается во взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Уничтожение или прекращение одной какой-либо деятельности человеческого сознания сказывается угнетающим образом на другой[8]. Все области духовной жизни необходимы для развития науки, они являются той питательной средой, в которой она черпает свои жизненные силы. Существует и обратный процесс: рост науки неизбежно вызывает необычайное расширение границ философского и религиозного сознания.
Сегодня под ноосферой понимают не просто гипотетическое будущее состояние общества, в котором приоритетное место будет занимать разум, наука, а такое общество, в котором мерой, показателем национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, который живет в гармонии с природой.
Большой вклад в осознание перспектив развития нашей цивилизации, в создание и развитие концепций ноосферы внесло такое философское направление как «русский космизм». Среди его представителей – Н.Ф. Федоров, А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и другие. О том, что Вселенная и человек разделяют судьбу друг друга, писали и другие представители как русской (например, Н.А. Бердяев), так и украинской (например, В.И. Винниченко) философской мысли.
Отдельно хочется остановиться на взглядах Н. Ф. Федорова.
Выдающийся русский космист Н. Ф. Федоров (ХІХ – нач. ХХ в.) соглашался с тем, что Бог создал человека по Своему образу и подобию, трактуя смысл этого утверждения по-своему. Цель жизни человека, его назначение – действительно уподобиться Творцу и Иисусу Христу. Для этого человек должен научиться творчески регулировать, разумно и нравственно преобразовывать природу во вселенских «макрокосмических» масштабах, использовать энергию ветра, Солнца, добывать металлы из космической пыли, научиться свободно перемещаться в космосе, исцелять больных и воссоздавать свой организм, воскрешать умерших, что также является задачей космической. Эти грандиозные задачи для своего осуществления требуют преодоления конечности человека и его преобразования – и физического, и нравственного. Необходим постоянный творческий труд человека над самим собой, постоянное развитие процесса познания. Н. Ф. Федоров подчеркивал, что человеку невозможно быть микрокосмом, не умея познавать макрокосм, управлять им, воссоздавать его. Строго говоря, в понимании Н. Ф. Федорова микрокосмом является не отдельный человек, а все соборное человечество, объединившееся для разрешения общей задачи, выполнения «общего дела» – регуляции и преобразования Вселенной. Орудия, с помощью которых человек будет преобразовывать природу, превратятся в органы человека. Этот всеобщий преобразовательный процесс – путь человека к себе самому, к своей сущности, и в то же время – путь сближения микрокосма и макрокосма и их взаимного превращения. Макрокосм через человека начинает осознавать самого себя, управлять собой и совершенствоваться.
Ноосферное мировоззрение пытается выработать формы конструктивного диалога между людьми разных культурных традиций, национальностей, религиозных взглядов, поколений и гендерных отличий. В современной литературе по глобалистике понятие «ноосферное сознание» тесно связано с понятием «планетарное сознание». Иногда их практически отождествляют, иногда уточняют, что ноосферное сознание (мировоззрение) является одним из проявлений глобального, или планетарного, сознания.
Планетарное сознание исходит из общечеловеческих интересов и ценностей, предполагает способность мыслить категориями планетарного масштаба и осознание личной сопричастности к мировым процессам. Это мировоззрение должно быть диалектическим, так как именно в таком случае оно будет адекватно отражать этот сложный, постоянно изменяющийся мир, органическое единство природы, человека и общества. Планетарное сознание и понимание себя не деталью огромного механизма, а микрокосмом, является основой для практической реализации принципа коэволюционного развития природы и общества, предполагающего переосмысление природы и сущности человека, его роли во Вселенной, осознание существования общества и природы как единой социоприродной целостной системы. Коэволюционное развитие – совместное согласованное развитие природы и общества, при котором ущерб, наносимый природе, минимален или стремится к нулю. Это тоже одно из важнейших условий устойчивого развития и его философских оснований. Необходимым условием такого развития является формирование у людей диалектического, системного мышления, адекватных представлений о философской и научной картинах мира, о природе и сущности человека, вытекающих из этого представлений о смысле человеческой жизни, а также радикальное изменение системы ценностей. А для начала люди должны научиться понимать, что когда человек наносит ущерб природе, он наносит его и себе самому.
Антропоцентризм гуманистов эпохи Возрождения и периода Нового времени подчеркивал деятельную, творческую сущность человека, который стремится к познанию и активному освоению природы и себя самого. Однако тогда вмешательство человека в природу еще не было столь масштабным и разрушительным. Но вектор был задан: главный критерий – экономическая эффективность. Этот экономоцентризм оказался связан с техноцентризмом, и оба они являются особой формой современного антропоцентризма. В литературе можно найти высказывания, что на смену последнему должен прийти биосфероцентризм. Человечество так далеко зашло в создании средств для уничтожения себя и Земли, что начинать преобразование мировоззрения необходимо с осознания жизни в качестве высшей и вечной, универсальной ценности. Необходимо, привлекая весь мировой духовный опыт, воспитать в себе то, что замечательный ученый Альберт Швейцер назвал благоговением перед жизнью. Он утверждал, что действительно нравственным является только такой человек, для которого священна жизнь как таковая. А. Швейцер писал: «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет»[9]. И все возникающие в обществе принципы, убеждения и идеалы должны измеряться мерой этой абсолютной этики, а все формы деятельности на ней основываться. Человек будет и в дальнейшем активно преобразовывать природу и себя самого. Однако, одно дело, если он будет при этом исходить из осознания того, что вне природной среды он жить не может, и совсем другое, если он будет смотреть на нее как на строительный материал.
Первые научные стратегии всемирного развития и выживания человечества были представлены в Докладах Римскому клубу, в работах таких ученых как Ж. Сен-Жеур, С. Коул, Я. Майлс и др.[10] Тезис о коэволюции природы и общества предполагает соотнесение человеческих действий с возможностями и законами природы. Можно утверждать, что данное утверждение было положено в основу концепции устойчивого развития, с развитием и реализацией которой сегодня связывает свои надежды мировое сообщество.
«Устойчивое развитие» (англ. sustainable development, более точный перевод – «непрерывно поддерживаемое развитие», а сегодня говорят еще «сбалансированное развитие») – термин, введенный специально созданной в 1983 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию, возглавляемой премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд в докладе «Наше общее будущее» (1987 г.) для обозначения социального развития, не подрывающего природные условия существования человеческого рода. Появление термина стало реакцией на глобальный кризис индустриализма, связанный с угрожающим истощением природных ресурсов, ухудшением состояния окружающей среды и поляризацией богатства и нищеты в мире[11]. Согласно определению Комиссии, это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои потребности[12]. Устойчивое развитие – это управляемое сбалансированное развитие общества, не разрушающего природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс цивилизации[13]. Есть и другие варианты определения, что свидетельствует о продолжающемся процессе осмысления этого понятия. Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2, Рио-де-Жанейро, 1992г.), в которой участвовали представители 179 стран, включая многих глав правительств и государств, впервые призвала все страны разрабатывать национальные стратегии устойчивого развития. Одобренная KОСP-2 программа действий («Agenda 21» - «Повестка дня на XXI век») охватывает более 100 программных областей, предлагая ориентиры для правительств, предпринимательских и общественных кругов всех стран. Программа отразила компромисс между представителями Севера и Юга: первые делали упор на требованиях к экологической и демографической политике, адресованных Югу, но неприемлемых для него; вторые акцентировали внимание на присущих Северу нерациональных структурах производства и потребления как главной причине загрязнений, истощения ресурсов и неустойчивого (unsustainable) развития[14]. В число одобренных КОСР-2 положений вошел тезис о необходимости изменения нерациональных структур производства и потребления, пересмотра традиционных концепций экономического роста, однако он остался скорее формальной данью ожиданиям представителей Юга. Как пишет А.Б. Вебер, дискуссия вокруг устойчивого развития прошла несколько этапов. Первоначально (1970-е гг.) на первом плане оказались проблемы ресурсных ограничений экономического и демографического роста; затем (1980-е гг.) вперед выдвинулись проблемы загрязнения окружающей среды и угрозы глобального экологического кризиса; в 1990-е гг. все более утверждалось понимание того, что устойчивое развитие имеет не менее значимое социальное измерение, связанное с поляризацией богатства и бедности, проблемами структурной безработицы, «старения» населения и обусловленного этим государственного долга, бремя которого ложится на будущие поколения[15].Интерес к идее устойчивого развития на протяжении 1990-х гг. несколько ослабел под влиянием западной пропаганды неолиберального рыночного глобализма. Однако далее были саммит в Йоханнесбурге (2002 г.), Конференция в Рио-де-Жанейро 2012 г. («Рио +20»). 12 января 2015 года Президент Украины Петр Порошенко издал указ, которым была одобрена «Стратегия устойчивого развития «Украина – 2020». Эта Стратегия определяет цель и приоритеты, прежде всего, социально-экономических, организационных, политико-правовых условий становления и развития Украины. Как указывается в документе, целью Стратегии является внедрение в Украине европейских жизненных стандартов и выход Украины на передовые позиции в мире.
Устойчивое развитие должно характеризоваться экономической эффективностью, биосферосовместимостью и социальной справедливостью при общем радикальном снижении антропогенной нагрузки на биосферу. Моделей будущего экономического развития стран мира выдвинуто уже много. Вероятнее всего, оптимальным является вариант, при котором экономическая эффективность, создаваемая рынком, сочетается с социальной защищенностью, основанной на целесообразном государственном регулировании рыночной экономики. Широко известный американский ученый Фрэнсис Фукуяма, приверженец рыночной экономики, в одной из своих последних работ пишет о социальном капитале (т.е. общепринятых нормах и ценностях, практикуемых определенной группой людей и позволяющих им сотрудничать), о доверии, делает вывод о том, что экономику нельзя рассматривать вне других сфер жизни общества, вне национально-культурного аспекта (так, например, первая часть его книги «Доверие» называется «Идея доверия: невероятная роль культуры в созидании экономического общества»)[16].
Предпосылкой достижения состояния устойчивого развития является, прежде всего, экологическая устойчивость, т.е. сохранение ненарушенных хозяйственной деятельностью человека естественных экосистем и восстановление нарушенных в необходимом для существования человечества объеме[17]. Некоторые ученые подчеркивают, что для сохранения и восстановления биосферного равновесия недостаточно стабилизировать или замедлить антропогенное давление на окружающую среду, оно должно снизиться на порядок. Для реализации модели устойчивого развития необходимо рационализировать потребление, экологизировать производства и нормализировать численность населения (последнее подразумевает прогнозируемую в обозримом будущем стабилизацию мирового населения, а в последующем постепенное его сокращение до уровня, совместимого с хозяйственной емкостью биосферы)[18]. Считается возможным такое повышение ресурсоэффективности, которое позволит богатым странам радикально уменьшить нормы потребления ресурсов на душу населения, сохраняя достигнутый уровень жизни, и повысить уровень жизни в развивающихся странах без чрезмерного увеличения общего расходования ресурсов.
Необходимо переводить промышленность на современные безотходные, малоотходные и ресурсосберегающие технологии. Следует осуществить перевод всех тепловых электростанций, работающих в настоящее время на твердом (уголь) или жидком (мазут) топливе, на газовое топливо; постепенно сокращать количество таких электростанций и вводить в строй электростанции, использующие альтернативные источники энергии: энергию солнца, приливов, ветра, геотермальных источников и т.п. Далее. Необходимо повышать эффективность и безопасность городских и промышленных очистных сооружений, переводить все промышленные и бытовые холодильные установки, использующие фреон, на системы иного типа. Следует отказаться от использования фреона во всех видах аэрозольных распылителей (дезодоранты, лаки, краски и т.п.). Все эти меры должны быть подкреплены соответствующей законодательно-нормативной базой. Необходимым является формирование у каждого человека экологической культуры. Биосфера сегодня должна рассматриваться уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов. Работа по воспитанию экологического сознания будет эффективной, если она начнется с самого раннего детства и будет предусматривать наряду с усвоением экологических знаний, правил и норм поведения, выработку навыков неукоснительного их выполнения.
Достижение экологической (биосферной) устойчивости требует экономически устойчивого развития. Экономика считается устойчивой (в смысле sustainability) при условии минимизации расходования невозобновимых природных ресурсов, их замещения возобновимыми и восстановления последних до уровня, необходимого для сохранения окружающей среды в устойчивом состоянии[19]. Это налагает определенные экологические и этические ограничения со стороны общества на функционирование рынка. Рынок не способен сознательно учитывать экологические и социальные издержки экономического роста, поскольку они не очевидны, отсрочены и падают в основном не на тех, кто принимает решения.
Неравномерность в темпах роста народонаселения требует различных подходов к регулированию этого процесса. В развитых странах, где снижается рождаемость, возникает проблема его роста, который пытаются обеспечить за счет перераспределения национального дохода в пользу малоимущих, сокращения безработицы, увеличения, иммиграционных потоков, расширения помощи на содержание детей, а также бесплатного здравоохранения и образования и т.д. В развивающихся странах регулирование рождаемости направлено на его сокращение. Это – «планирование семьи» в Индии, осуществляемое методами пропаганды и просвещения; это и ушедший в прошлое административный запрет в Китае иметь в семье более одного ребенка и др.
Как экологическая, так и экономическая устойчивость подразумевают переход к социально устойчивому развитию. Однако столкновения интересов развитых и развивающихся стран, их внутренние проблемы затрудняют это.
Переход к социально устойчивому развитию предполагает демократизацию общества. Способствовать решению проблем устойчивого развития может лишь такая система управления, которая ориентирована на долгосрочные цели и интересы общества (на этот рынок как таковой не способен).
Эффективная и перспективная политика по устойчивому развитию должна предполагать вовлечение максимально широких слоев населения, для чего использовать различные образовательные программы, развитие демократии и гражданского общества, формирование соответствующей системы ценностей; утверждение принципа верховенства закона; формирование осознания личной ответственности за происходящее в мире (а не только в своей жизни или жизни региона), способности адекватно реагировать на глобальные проблемы, искать и находить эффективные совместные решения.
К важнейшим взаимосвязанным философским основаниям концепции устойчивого развития можно отнести: