Задания для самостоятельной работы студентов. Дисциплина:Экология и устойчивое развитие

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРОДА СЕМЕЙ

КАФЕДРА: ПИТАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Силлабус

(Syllabus)

Дисциплина:Экология и устойчивое развитие

Код дисциплины: Есо 1106

Специальность: В5130100ОМФ

Объем учебных :90

Курс:1, Семестр:1

Семей – 2015г.

Силлабус (рабочая программа студента) составлен кафедрой питания и гигиенических дисциплин на основании типовой учебной программы по экологии и устойчивому развитию

Автор (ы): Преподаватель Пономарева Р.С.

Обсужден на заседании кафедры от _______. _______________2013г

Протокол №____

Зав.кафедрой питания и гигиенических дисциплин, профессор_____________________ Токанова Ш.Е.

Профессорско-преподавательский состав включает в себя:

Сведения о преподавателях:

ФИО Должность, ученая степень, ученое звание, Научные интересы и достижения/категория
1. Токанова Ш.Е.   Профессор Зав.каф
2. Апсаликов К.Н.   Профессор Директор НИИ РМ и Э
3. Чайжунусова Н.Ж. Профессор Консультант по международным связям
4. Ибраев С.С. К.м.н, ст преподаватель Ответственный за профориентационную работу
5. Довгаль Г.Д. К.б.н преподаватель Ответственная по курсу эпидемиологии
6. Кембаева К.У. Ст.преподаватель Ответственная за гигиену труда
7. Турдунова Г.К. Ст.преподаватель Председатель КОП по мпд
8. Пономарева Р.С Преподаватель Старший кратор кафедры
9. Темиржанова А.Е. преподаватель Завуч
Голубев П.Г. К.м.н.преподаватель Отвественный за гигиену труда
11. Бачевская Е.С. преподаватель Ответственная по СМК
Бейсенгазина М.Б. преподаватель завуч
Касымова А.А преподаватель  
Алтынбекова А.А. преподаватель В декретном отпуске
15. Нуртазина С.К. преподаватель Ответственная за СНО
Бекжигитова А.А. преподаватель Ответственная за инновации
Досымханова А.Б. магистрант  
Дюсембаева А.С. магистрант  
Мамарбаева А.К. магистрант  
20. Амантаева Г.К. магистрант  

Контактная информация: : г.Семипалатинск, ул.Уранхаева 6, корпус «Виварий», 3 этаж.

Политика дисциплины:: Политика дисциплины – это общие требования кафедры, предъявляемые к обучающемуся в процессе изучения данной дисциплины, направленные на наиболее полное освоение обучающимися (студент, интерн, резидент, магистрант, докторант) учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и обучающихся.

Обучающийся обязан:

• В полном объеме овладевать знаниями, умениями, практическими навыками и компетенциями.

• С первого курса накапливать «Портфолио» в электронном варианте для достижения компетенций по выбранной образовательной траектории.

• Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся.

• Знать и соблюдать Кодекс Корпоративной этики ГМУ г Семей, в том числе пункт «Требования к внешнему виду».

• Быть дисциплинированными и опрятными, вести себя достойно в Университете, больницах, соблюдать тишину и порядок на занятиях, в холлах и коридорах.

• Вход обучающихся в аудиторию и выход из аудитории после начала занятий (фактического начала занятий преподавателем) допускается только с разрешения преподавателя.

• Для полного освоения учебной программы по дисциплине посещение лекций, практических (лабораторных, семинарских) занятий является обязательным. На клинических кафедрах обязательно посещать обходы профессора или доцента, врачебные консилиумы.

• Соблюдать требования кафедры к посещению СРОП (самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя).

• Присутствовать на лекциях, практических, лабораторных и семинарских занятиях, экзаменах в медицинской форме

• Иметь санитарные книжки на клинических кафедрах с допуском от СЭС.

• Бережно относиться к имуществу кафедры, не сорить, не писать на столах, при порче имущества обязаны возместить причиненный ущерб.

• Запрещается носить обувь на шпильке.

• Соблюдать правила противопожарной безопасности.

• Соблюдать правила внутреннего распорядка университета.

• Активно участвовать в жизни кафедры (работа в кружке СНО, мероприятиях кафедры и т.д.).

• Принимать участие в работе научно-практических, патологоанатомических конференций и ассоциаций по специальности.

• Отключать мобильные телефоны во время лекций, занятий.

• Запрещается брать на экзамены сотовые телефоны, i–Phone, i-Pad, другие средства информационного сервиса. В случае пользования сотовым телефоном, i–Phone, i-Pad и др. в качестве подсказки обучающийся удаляется с экзамена, составляется Акт удаления с экзамена и ему выставляется оценка F. При использовании шпаргалок на экзамене или дифференцированном зачете обучающемуся автоматически выставляется итоговая оценка «неудовлетворительно».

• Отработки на кафедрах должны проводиться во внеурочное время, допускается в будничные дни (при этом на теоретической кафедре дежурный преподаватель должен находиться до 18.00), на клинической кафедре допускается проведение отработок во время ночного дежурства профессорско-преподавательского состава.

• В случае пропуска занятий по уважительной и неуважительной причине обучающийся обязан получить допуск из деканата в течение 7 дней со дня выхода на занятия.

• Обучающийся обязан отработать пропущенные занятия по уважительной причине в течение одного месяца..

• Пропущенные занятия по неуважительной причине обучающийсяв течение 2 недель проходит как дополнительный вид обучения (ДВО)на платной основе с составлением договора на оказание ДВО.

В случае, если обучающиеся нуждаются в дополнительных видах обучения и факультативных занятиях, то также составляется договор на оказание ДВО. Все виды ДВО проводятся на платной основе

• В случае пропуска лекций независимо от причины обучающийся должен иметь конспект лекционного материала и показать его лектору, отработать пропущенную лекцию – допуск с деканата для отработки лекции не требуется

• При отработке занятия, пропущенного по неуважительной причине, обучающемуся выставляется оценка не выше 2,33 (70%).

• При отработке занятия, пропущенного по уважительной причине, обучающемуся выставляется та оценка, на которую обучающийся ответил.

• В случае пропуска занятий обучающимися по уважительной причине (нахождение на стационарном лечении, возникновение событий чрезвычайного характера: стихийные бедствия, аварии и другие), староста группы или куратор обязаны в течение суток информировать кафедру и деканат о происшедшем любым способом (по телефону и прочее) с предоставлением в трехдневный срок документов, подтверждающих это обстоятельство. Оправдательными документами являются: справка со студенческой поликлиники (номер которой совпадает с номером в журнале выдачи справок поликлиники), свидетельство о смерти близких, донорская справка, свидетельство о бракосочетании, свидетельство о рождении ребенка. Интерны, резиденты, магистранты, докторанты обязаны предоставить больничный лист. При отсутствии подтверждающих документов причина считается неуважительной. В случае предоставления фальшивых справок допуск не выдается и по отношению к обучающемуся будут приняты административные меры в соответствии с Правилами внутреннего распорядка.

• Кафедре вместе с допуском предоставляется ксерокопия подтверждающего документа. Обучающийся может одномоментно отработать 2 занятия, пропущенных по уважительной причине.

• При отработке пропущенного занятия «нб» в бумажном журнале округляется и полученная оценка вносится в бумажный и электронный журнал. Заявки для проставления оценки в электронный журнал осуществляется в течение месяца с момента выдачи допуска деканата.

• В случае не отработанных двух и более занятий в установленный срок обучающийся считается неаттестованным. В зависимости от количества пропусков общего объема часов аудиторных занятий дисциплины (лекций, практических) внести следующие административные взыскания:

- 5 - 10% - замечание

- 11 - 15% - выговор

- 16-24% - строгий выговор

• Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится по каждой теме учебной дисциплины.

• На последнем занятии подсчитывается оценка рейтинга допуска (ОРД) по дисциплине, в ведомости ОРД обучающийся ставит свою подпись об ознакомлении, а также ОРД проставляется в зачетной книжке ведущим преподавателем.

• Обучающийся, пропустивший по неуважительной причине 25% от общего объема часов аудиторных занятий дисциплины (лекций, практических) не допускается к промежуточной аттестации (экзамену/диф.зачету) по дисциплине и обязан пройти летний (платный) семестр. Обучающийся обязан отработать по индивидуальному графику пропуски по уважительной причине.

• Допуски из деканата хранятся в журналах учебных групп.

• Если обучающийся пропустил рубежный контроль по уважительной причине и не отработал в течение месяца, вместо «нб» в журнале выставляется «0» и его рейтинг автоматически снижается.

• В случае, если по одному предмету интеграции или смежных дисциплин 4,5 курсов специальности «Общая медицина» обучающийся получит «F», то во время летнего (платного) семестра обучающийся проходит только ту дисциплину, по которой имеется «F». Итоговая оценка в целом по предмету выставляется после прохождения платного семестра.

• Кафедра должна определить метод оценки каждого практического навыка (ОСКЭ, ОСПЭ, мини-клинический экзамен, у постели больного и др.), навыки сдаются обучающимися в течение семестра, выставляются в учебный журнал, суммируются, итоговая оценка за практические навыки оценки выставляются в период сессии в экзаменационную ведомость.

• В случае, если экзамен состоит из двух и более этапов, и обучающийся получает «0» по одному из этапов, это не является препятствием для допуска обучающегося к следующему этапу экзамена, оценка за экзамен подсчитывается в соответствии с удельным весом каждого этапа.

• Итоговая оценка за предмет подсчитывается только в случае, если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю (экзамену/дифф. зачету). При этом положительная оценка включает оценки от 50% до 100%, неудовлетворительная оценка - от 0 до 49%.

• В случае, если экзамен состоит из трех этапов, то доля тестового экзамена составляет 20%, практических навыков 10%, устного ответа – 10%. В случае, если экзамен состоит только из устного опроса и практического навыка – по 20% соответственно.

• Неудовлетворительные оценки, полученные на текущих занятиях и рубежном контроле не отрабатываются. При наличии неудовлетворительных оценок обучающийся получает низкую ОРД, которая в свою очередь влияет на допуск к экзаменам.

• Пересдача положительной оценки по промежуточной аттестации с целью ее повышения не разрешается.

• В зачетной книжке ОРД проставляется на правой стороне. Оценка дифференцированного зачета влияет на назначение стипендии.

• При условии выполнения учебной программы по всем дисциплинам семестра сдачи всех зачетов/получения ОРД, предусмотренных учебным планом данного семестра, обучающиеся допускаются к промежуточной и итоговой аттестации. Допуск к экзаменационной сессии оформляется распоряжением деканата, при этом в зачетной книжке обучающегося ставится штамп «допущен к сессии».

• Перевод обучающегося с курса на курс осуществляется на основании среднего балла успеваемости студента (GPA).

• Если обучающийся не набирает необходимого количества проходного балла GPA, проходит курс повторно с лишением образовательного гранта или отчисляется по собственному желанию.

• Обучающемуся, выполнившему программу курса в полном объеме, но не набравшему переводной балл (GPA), с целью повышения своего среднего балла успеваемости предоставляется возможность в летнем (платном) семестре повторно изучить дисциплину на платной основе (за исключением дисциплины «История Казахстана», по которой сдается государственный экзамен) и повторно сдать экзамен. Повторно полученная положительная оценка не влияет на назначение стипендии.

При восстановлении (после академического отпуска) или переводе со специальности на специальность обучающийся, обязан пройти весь курс полностью и сдать экзамены.

• В случае получения студентом по государственному экзамену по дисциплине "История Казахстана" оценки "неудовлетворительно", он на платной основе вновь записывается на эту дисциплину, повторно посещает все виды учебных занятий в следующем академическом периоде или летнем семестре, выполняет требования текущего контроля, получает допуск и пересдает государственный экзамен.(п. 85 приказа Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125).

• Пересдача положительной оценки государственного экзамена по дисциплине "История Казахстана" с целью ее повышения не разрешается.(п. 85 приказа Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125).

• Студент выпускного курса, не выполнивший требования рабочего и индивидуального учебного плана и рабочих учебных программ, остается на повторный курс обучения без прохождения летнего семестра.(п. 85 приказа Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125).

Введение

Взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности. Со времени появления человека на Земле влияние его на биосферу постоянно росло. Но именно в условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия человеческой деятельности приобрели глобальный характер. В невиданных ранее масштабах загрязняется окружающая среда. Наметились тенденции к истощению горючих и минеральных ресурсов. Разные виды антропогенной деятельности привели к прямому или косвенному уничтожению разнообразных видов животных и растений. Все это способствует ухудшению состояния современной биосферы, разрушению здоровья и духовности человека. Решение проблемы возможно в результате восстановления баланса, что представляет собой чрезвычайно сложную, беспрецедентную в глобальном отношении задачу, поставленную в 1992 го в Рио-деЖанейро, где была подписана и утверждена концепция по Устоичивому развитию. Устойчивое развитие в глобальной системе «общество –природа» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах разного уровня. При этом решающая роль принадлежит экологическому образованию, содержанием и сущностью которого является процесс формирования у личности экологического мировоззрения, основой которого является дисциплина «Экология и устойчивое развитие». Её цель - формирование ответственного бережного отношения студентов к окружающей среде и своему здоровью. Такой подход позволит будущим специалистам с высшим образованием принимать экологически грамотные решения и, тем самым, способствовать устойчивому развитию биосферы.

2. Цель дисциплины: сформировать целостное представление об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества.

Задачи обучения

• изучить основные закономерности функционирования живых организмов, экосистем различного уровня организации, биосферы в целом и их устойчивости;

• сформировать знания об основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствиях хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования;

сформировать современные представлен я о концепциях, стратегиях и практических задачах устойчивого развит в различных странах и Республике Казахстан;

‘сформировать у студентов широкий комплексный, объективный и творческий подход к обсуждению наиболее острых и сложных проблем экологии, охраны окружающей среды и устойчивого развития.

4.Пререквизиты: биология, география, химия, математика, физика.

5.Постреквизиты:

Краткое содержание дисциплины.

Определение экологии как науки. Цели, задачи и методы экологии. Краткая история формирования и развития экологических знаний. Разделы экологии: аутэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология. Взаимосвязь экологии с другими науками. роль экологии в решении практических задач. Экологические проблемы, их место и роль в современных экономических и политических тенденциях. Определение понятия «Устойчивое развитие» и роль экологии реализации концепции Устойчивого развития. Международные конвенции и договоры по глобальным экологическим проблемам. Правовые основы экологической безопасности РК.

Тематический план занятий

Тематический план лекций

  Наименование темы лекции Кол-во часов
  Семестр 1  
1. Вводная. Определение экологии как науки. Цели, задачи и методы экологии. История развития экологии как науки. Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования.
2. Аутэкология –экология особей. Экологические факторы окружающей среды. Основные среды жизни их характеристика.
3. Демэкология – экология популяций. Популяции как форма существования вида и ее основные критерии.
4. Синэкология- экология экосистем. Средомодифицирующая роль экосистем и проблема восстановления нарушенных экосистем.
5. Строение биосферы и ее границы. Основополагающая роль учения о ноосфере В.И.Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития.
6. Концепция Устойчивого развития. История возникновения понятия «устойчивое развитие».
7. Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие.
8. Проблема обеспеченности человеческого общества природными ресурсами. Рациональное природопользование.
9. Глобальные экологические проблемы современности, причины возникновения, последствия.
10. Заповедные территории Республики Казахстан.
11. Качество природной среды и здоровье населения.
12. Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан.
  Всего часов: 24  

Тематический план семинарских (практических) занятий

  Наименование темы занятия Кол-во часов
1. Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования.
2. Экология особи-аутэкология. Организм и условия его обитания. Экологические факторы и их классификация. Основные среды жизни и их характеристика.
3. Экология популяций – демэкология. Статистические характеристики популяции: численность, плотность и биомасса популяции, возрастной и половой состав.
4. Экология сообществ – синэкология. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Основные формы межвидовых связей в экосистемах (нейтрализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, хищничество, паразитизм).
5. Биосфера и ее устойчивость. Формирование концепции биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Концепция живого вещества.
6. Концепция Устойчивого развития. История возникновения понятия «устойчивого развития»: Римский клуб, работы Медоуза и Форестера (Пределы роста, 1972).Факторы устойчивого развития, стратегия и принципы.
7. Модель устойчивого общества, его признаки и принципы функционирования.  
Проблема обеспеченности человеческого общества природными ресурсами. Характеристика природных ресурсолв Земли: атмосферы, гидросферы и литосферы.  
9. Рубежный контроль по темам 1-8
10. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. История взаимодействия природы и общества: основные этапы( биогенный, аграрный, промышленный, информационный), особенности и уроки.
11. Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие. Социально-экологический кризис и устойчивое развитие.
12. Проблемы «третьего мира». Преодоление отсталости – актуальная проблема устойчивого развития.
13. Принципы и методы охраны окружающей среды. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды.
14. Актуальные экологические проблемы устойчивого развития РК.
15. Экологический мониторинг, принципы его организации.
16. Качество природной среды и здоровье населения
17. Законодательство РК в области охраны окружающей среды. Международные конвкции и договоры по глобальным экологическим проблемам современности.
18. Итоговое занятие.
  Всего часов: 36  

Задания для самостоятельной работы студентов

План организации СРС

Тема СРС Форма Проведения СРС Форма контроля СРС График контроля СРС (сроки) Кол-во час
Экологические проблемы, их место и роль в современных экономических тенденциях.. Подготовка эссе Рубежный контроль, итоговый контроль 2 неделя
Роль экологии в реализации концепции Устойчивого развития. Подготовка презентации Рубежный контроль, итоговый контроль 2 неделя
Основные среды жизни и их характеристика. Подготовка реферата Рубежный контроль, итоговый контроль 2 неделя
Приспособленность человека для жизни в разных средах. Составление ситуационных задач Рубежный контроль, итоговый контроль 3 неделя
Популяция как форма существования вида и ее основные критерии. Подготовка презентации Рубежный контроль, итоговый контроль 3 неделя
Средомодифицирующая роль экосистем и проблема восстановления нарушенных экосистем. Подготовка реферата Рубежный контроль, итоговый контроль 3неделя
Стенобиотные и эврибионтные организмы Экологическая емкость среды. Составление ситуационных задач Рубежный контроль, итоговый контроль 3 неделя
Экологические пирамиды(численности, биомассы, энсргии). Подготовка презентация Рубежный контроль, итоговый контроль 4 неделя
Естественное развитие экосистем: первичная и вторичная сукцессия. Критерии и основные показатели устойчивости экосистем. Подготовка обзора литературы Рубежный контроль, итоговый контроль 4неделя
Строение биосферы и ее границы Подготовка презентации Рубежный контроль, итоговый контроль 5неделя
Основополагающая роль В.И.Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития. Подготовка реферата Рубежный контроль, итоговый контроль 5неделя
Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития. подготовка презентации Рубежный контроль, итоговый контроль 6неделя
Экологические проблемы связанные с интенсификацией сельского хозяйства. Подготовка презентации Рубежный контроль, итоговый контроль 6неделя
Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их эколого-генетические последствия. Подготовка альбома Рубежный контроль, итоговый контроль 6неделя
Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. Подготовка презентации Рубежный контроль, итоговый контроль 7 неделя
16. Мировая продовольственная проблема, пути решения Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль   7 неделя
17. Ресурсный кризис, причины, последствия, пути решения. Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль 8неделя
18. Социально-экологические проблемы Приаралья. Подготовка реферата Рубежный, итоговый контроль 8неделя
19. Последствия ядерных испытаний для человечества. Подготовка реферата Рубежный, итоговый контроль 9 неделя
20. Семипалатинский ядерный полигон и другие полигоны на территории РК. Подготовка реферата Рубежный, итоговый контроль 9 неделя
21. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Подготовка реферата Рубежный, итоговый контроль неделя
22. Антиядерное движение Невада-Семей. Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль 9неделя
23. Санитарно-экологический мониторинг. Подготовка альбома Рубежный, итоговый контроль 10неделя
24. Международные конвекции и договоры по глобальным экологическим проблемам. Подготовка глоссария Рубежный, итоговый контроль 10 неделя
25. Мероприятия необходимые для улучшения качества окружающей среды на примере различных регионов Казахстана. Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль 11 неделя
26. Проблемы охраны окружающей среды на примере некоторых сельских населенных мест Казахстана. Подготовка глоссария Рубежный, итоговый контроль 11 неделя
27. Понятияе «экологический риск» и «экологическая безопасность». Подготовка реферата Рубежный, итоговый контроль 12 неделя
28. Единая государственная система мониторинга, цель, задачи, функции Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль 12 неделя
29. Факторы, формирующие здоровье в различных регионах Казахстана.. Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль 13неделя
30. Экологический кодекс Казахстана. Подготовка презентации Рубежный, итоговый контроль 14 неделя
  Всего часов:30        

9.Литература основная и дополнительная:

Основная

1. Экология : учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - 12-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 602 с. - (Высшее образование)

2. Алишева К, Экология, Алматы.,2006

3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Устойчивое развитие: вводный курс: Учеб.

пособие. — М.: Университетская книга. — 312 с. 2006 г

4. Кенесариев У.И., Жакакшов Н.Ж.»Экология и здоровье населения» Алматы,2012 г

Дополнительная:

1. Доклады Министерства охраны окружающсй среды РК «О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.

2 .Концепция экологической безопасности РК, Астана, 2002.

3.Доклад конференции 00Н по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью_Йорк,1993.

4.Экологический кодекс РК, Астана 2007.

5. Шилов И.А. Экология : учебное пособие / И. А. Шилов. - 4-е изд., стериотип. - М. : Высшая школа, 2003. - 512 с.

6. Алибеков А.С. Токмолдаева З.К., Алибеков С.С., Краткий словарь по общей экологии,Алматы,Эверо,2010г,144 стр.

7. Экология и гигиена жилой среды: для специалистов Роспотребнадзора Губернский Ю.Д., Иванов С.И., Рахманин Ю.А.М., 2008

8. Атчабаров, Бахия Атчабарович. Заблуждения, ложь и истина по вопросу оценки влияния на здоровье людей испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне : научное издание / Б. А. Атчабаров. - Алматы, 2012. - 279 с. :

9. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПР Е С С » ,20 0 3

10.Ю.П.Пивоваров, В.В.Кролик, Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2002 –512 с.

11. Марфенин Н.Н. Концепция устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитич кий ежегодник) /1 Под общей редакцией: Данилова-Данильян ВИ., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.

13. Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2008 –512 с.

14. Иванов В.П. Общая и медицинская экология. : учебник / В. П. Иванов, О. В. Васильева, Н. В. Иванова ; ред. В. П. Иванова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 507 с. : ил

15. Экология человека Ю.А. Габов Караганда, 2012

Наши рекомендации