Международное сотрудничество в области окружающей среды

Международное сотрудничество с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира организовано под эгидой ООН и на двухсторонней основе. Необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды диктуется тем, что государства находятся в экологической зависимости друг от друга. Выбросы в атмосферу, загрязнение рек, морей и океанов не могут быть ограничены государственными границами. Таким образом, ряд важнейших частей окружающей среды относится к объектам международного сотрудничества. Прежде всего, это объекты не входящие в юрисдикцию государств:

- космос – самый характерный международный объект охраны – достояние всего человечества

- Антарктида – материк мира и международного сотрудничества, принципы охраны и использования которого установлены еще в 1959 г. Специальным договором об Антарктиде

- атмосфера Земли, в которой из-за природной циркуляции воздуха возникли глобальные экономические проблемы: погодно-климатические изменения, разрушение озонового слоя, трансграничный перенос загрязняющих веществ

- мировой океан – огромная кладовая природных ресурсов и общепланетарная транспортная система.

Кроме того, это объекты, входящие в юрисдикцию государств:

- разделяемые природные ресурсы, находящиеся в пользовании двух и более государств

- редкие и исчезающие растения и животные, занесенные в Красную книгу

- уникальные природные объекты, принятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, памятники природы), на содержание и охрану которых выделяются средства международными организациями за счет специальных фондов.

Экология и здоровье человека

Экология и здоровье человека:

а) химические загрязнения среды и здоровье человека;

б) биологические загрязнения и болезни человека;

в) влияние звуков на человека;

г) погода и самочувствие человека;

д) питание и здоровье человека;

е) ландшафт как фактор здоровья;

ж) проблемы адаптации человека к окружающей среде.

На человека оказывается влияние естесственных (природных) и вредных антропогенных факторов. Естесственные присущи в основном для сельской местности. Антропогенные факторы (преимущественно в городской черте) включают: выхлопы автомобильного транспорта, загрязнения атмосферы предприятиями (заводами), находящимися в городах, загрязнение питьевой воды, вследствие использования антибиотиков (обеззараживания), высокое содержание пыли и мельчайших pm – частиц - все это в совокупности вызывает различные заболевания.

Биосфера все более насыщается вредными для живых организмов веществами антропогенного происхождения. Миллиарды тонн в год этих веществ выбрасываются в атмосферу, сбрасываются в водоемы, накапливаются в отходах. С воздушными потоками, речными и морскими течениями вредные вещества переносятся на большие расстояния через границы государств, создавая глобальную проблему загрязнения, наносят ущерб здоровью людей, природе, материальным ценностям.

Устойчивое развитие

Под устойчивым понимают такое развитие, при котором человечество может удовлетворять свои потребности, не подвергая риску способность следующих поколений также удовлетворять свои потребности.

В основе концепции лежит утверждение, что окружающую среду и социально-экономическое развитие невозможно рассматривать как изолированные сферы. Поэтому лишь в мире со здоровой социально-экономической средой может быть здоровая окружающая среда.

При этом должны будут предотвращены экологические проблемы, такие как изменения климата, опустынивание. Концепция также предполагает развитие экологического образования, работу различных экологических объединений и др. Предполагается решение других проблем, которые связаны с экологическими косвенным образом: развитие промышленных и сельскохозяйственных технологий, борьба с бедностью, изменение структур потребления развитие устойчивых поселений и другие вопросы. Провозгласив концепцию устойчивого развития, конференция ООН призвала правительства государств мира принять национальные концепции устойчивого развития. В соответствии с этим издан Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Утверждена представленная Правительством РФ «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Документами намечены основные направления по реализации государственной экологической политики в России. Они включают мероприятия по обеспечению экологической безопасности, охране среды обитания, оздоровлению нарушенных экосистем и участию в решении глобальных экологических проблем.

Наши рекомендации