Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды.

Одной из основных задач экогигиены в области гидросферы является оценка качества воды, предназначенной для питья, приготовления пищи и удовлетворения потребностей людей. При решении этой задачи надлежит придерживаться определенного плана. Прежде всего, следует иметь четкое представление о требованиях, предъявляемых к воде того или иного назначения. В связи с тем, что качество воды определяется не только ее свойствами в данный момент, но и возможностью сохранения этих свойств в течение всего времени эксплуатации водоисточника, то есть его надежностью, следует выяснить санитарно-техническое состояние водоисточника, условия санитарно-топографического расположения на местности и санитарно-эпидемиологическую обстановку. Такая информация может быть получена на основе изучения соответствующих документов и проведения изысканий. И, наконец, необходимо иметь данные о химическом составе воды и ее микробной обсемененности. На основании этой информации делается заключение о качестве воды и возможности ее употребления без обработки или после исправления тех недостатков, которые в ней обнаружены.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

1) Абиотические факторы гидросферы:

1. микроорганизмы

2. фитопланктон

3. световой режим

2) Биотические факторы водной сферы:

1. кислородный режим;

2. углекислотный режим;

3. животные.

3) Современные проблемы гидросферы:

1. дефицит запасов пресной воды;

2. дефицит соленой воды;

3. увеличение водоносности рек.

4) Органолептические факторы гидросферы:

1. цвет;

2. коли индекс;

3. рН.

5) Микроорганизмы, содержащиеся в воде:

1. гемолитические стрептококки;

2. синегнойные палочки;

3. гетеротрофные бактерии.

6) Количество минеральных солей в пресных водах, г/дм3:

1. 2,5;

2. до 1,0;

3. до 0,1.

7) Употребление минеральной воды с высокой минерализацией приводит к:

1. нарушению вводно-солевого обмена;

2. появлению эндемических заболеваний;

3. появлению простудных заболеваний.

8) Систематическое употребление жесткой воды человеком может привести к:

1. нарушения функции ЦНС;

2. мочекаменной болезни;

3. воднонитратной метгемоглобинемии.

9) Вода является основным источником поступления в организм:

1. калия;

2. фтора;

3. йода.

10) Фтор участвует в:

1. развитии зубов;

2. развитии болезни Минамата;

3. развитии эндемического зоба.

11) При избыточном поступлении фтора в организм развивается:

1. кариес зубов;

2. флюороз;

3. анемия.

12) Кобальт участвует в:

1. стимуляции кроветворения;

2. жировом обмене;

3. дыхании.

13) При недостатке марганца возникает:

1. нарушение функции почек;

2. судорожная болезнь;

3. задержка роста;

14) Источники загрязнения воды:

1. промышленные предприятия;

2. радионуклиды;

3. тяжелые металлы.

15) Загрязнители воды физической природы:

1. радионуклиды;

2. пестициды;

3. нитрозамины.

16) Влияние загрязнителей органического происхождения на гидросферу:

1. ускорение фотосинтеза

2. замедление процессов самоочищения

3. ускорение процессов самоочищения

17) Употребление воды с повышенным содержанием кадмия может вызвать у человека:

1. кариес;

2. остеопороз;

3. канцерогенный эффект.

18) Избыточное содержание хлора в питьевой воде:

1. ухудшает вкус;

2. увеличивает цветность;

3. снижает мутность.

19) Загрязнение воды нитратами говорит о:

1. увеличении жесткости воды;

2. наличии старого фекального загрязнения;

3. свежем фекальном загрязнении.

20) Избыток фтора в воде вызывает:

1. флюороз;

2. кариес;

3. эндемический зоб.

21) Производственные сточные воды городов содержат:

1. фенолы;

2. пестициды;

3. удобрения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Решение ситуационных задач по оценке качества питьевой воды.

1. Оценить качество питьевой воды.

2. Дать эколого-гигиеническую оценку полученным результатам.

3. Определить, какие отклонения в состоянии здоровья населения могут наблюдаться.

4. Предложить мероприятия по улучшению качества воды.

Задача 1

Анализ проб воды из шахтного колодца показали, что: рН – 7,5; общая жесткость – 10 мг-экв/л, аммиак – 0,3 мг/л, нитриты – 0,004 мг/л, нитраты – 110 мг/л, железо – 1,2 мг/л, фтор – 0,5 мг/л, стронций – 10 мг/л. Дать оценку качества воды. Какие отклонения в состоянии здоровья могут возникнуть у населения, употребляющего такую воду. Заполнить таблицу по форме:

Элемент Источник Механизм действия Симптомы

Задача 2

Для города предложено использовать в качестве источника водоснабжения протекающую через него реку. Одно из наиболее крупных промышленных предприятий спускает в нее выше по течению сточные воды, содержащие мышьяк, ртуть, кадмий. Анализы проб воды, отобранных в месте предполагаемого водозабора, показали, что качество воды в реке остается практически стабильным: рН – 8, общая жесткость – 16 мг-экв/л, БПК5 – 5,5 мгО2/л, нитраты – 100 мг/л, железо – 1,5 мг/л, фтор – 0,04 мг/л, марганец – 3 (0,1) мг/л, свинец – 2 (0,03)мг/л, фенол – 4 (0,01) мг/л, никель – 3 (0,1) мг/л, кадмий – 2 (0,001) мг/л, молибден – 2 (0,25) мг/л, мышьяк – 2 (0,05) мг/л, ртуть – 1 (0,0005) мг/л, йод – сл.

Оценить качество воды в подаваемом водозаборе. Какие отклонения в состоянии здоровья могут возникнуть у населения, систематически употребляющего такую воду.

Примечание: в скобках приведены значения ПДК данных веществ.

Задача 3

Водоснабжение осуществляется из шахтного колодца. Анализ колодезной воды показал следующее: рН-6,0; общая жесткость – 3 мг-экв/л, аммиак – 0,4 мг/л, нитриты – 0,003 мг/л, нитраты – 105 мг/л, железо – 1,5 мг/л, фтор – 0,004 мг/л, марганец – 0,4 мг/л, медь – 2 мг/л, свинец – 0,02 мг/л.

Оценить качество воды. Какие заболевания могут возникнуть у населения, регулярно употребляющего воду из данного колодца?

Основная литература

1. Медицинская экология: учеб. пособие / А.Н. Стожаров А.Н. – Минск: Выш. шк., 2007 – 368 с.

Дополнительная литература

2. Стожаров А.Н. Экологическая медицина: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГМУ, 2002. – 198 с.

3. Семенов И.П. Гигиеническая оценка качества питьевой воды при централизованном и нецентрализованном водоснабжении: Метод. рекомендации / И.П. Семенов. – Мн.: БГМУ, 2003. – 34 с.

4. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Учебное пособие для химико-технологических ВУЗов. – М.: Высш. шк. 1988. – 272 с.

5. Небел Б. Наука об окружающей среде. – М., 1993.

Наши рекомендации