Профессиональное использование природных ресурсов

Каждая из выделенных идей имеет свое содержание, раскрываемое различны-ми отраслями науки и практики по-разному, но обязательно дополняя их и ни в коем случае не взаимоисключая.

Рассмотрев содержание экологической кулыуры, мы предприняли попытку разработки программы экологического образования, исходя из следующих принципов:

1 .Обязательная комплексная экологизация всех видов деятельности учителя и учащихся, т.е. предполагается включение экологических знаний во все учебные дис-1циплины, предусмотренные учебными планами детских дошкольных учреждений и |школ. При этом реализуется общий подход, определяющий экологизацию в содер-1жании учебных дисциплин, и выделяются экологические аспекты, обогащающие со-'держание экологической культуры с учетом особенностей данной конкретной учеб-ной дисциплины, с учетом многоаспектности существующих экологических проблем;

2. При разработке программы экологического образования обязательно реа-лизуется принцип преемственности между образованием в детских садах, началь-ных, средних и старших классах, а таюке дополняемость не только по вертикали, но и на уровне межпредметных связей;

3. Содержание экологического образования предполагает рассмотрение аль-тернативных образцов поведения и общения школьников с природой, т.е. формиру-ется возможность выбора поведения;

4. Организация обучения и воспитания ориентируется на формирование осоз-нания личностной причастности к возникновению и решению экологических про-блем путем включения детей в природоохранную деятельность через реализацию краеведческого подхода в экологическом образовании.

5. Формирование экологических знаний организуется с учетом не только на рациональную, но и на эмоциональную, чувственную сферу школьника, что позволит воспитать чувство причастности к состоянию природы, развить чувство бескорыс-тного восхищения её объектами, понять значимость их в нравственном совершен-ствовании каждого;

Реализация предполагаемой программы экологического образования требует переориентации деятельности учителя в процессе экологического воспитания с уче-том следующих требований: методологической основой экологического воспитания является теория о всестороннем развитии личности, единстве социально-природной среды, признание первичности законов природы как основы регулирования технического прогресса; воспитания высокой экологической культуры-, основанной на общечеловеческих принципах морали. Причем общечеловеческие ценности мо-рали определяются как умение предвидеть последствия неразумного вмешательства в природу.

Задачи экологического воспитания: сформировать у учащихся знание законов и закономерностей, определяющих оптимальное воздействие человека на природу, умения практической деятельности по улучшению окружающей среды, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активную жизненную позицию в решении экологических проблем, ценностные отношения (в равной степени как к источнику материальных, так и духовных сил общества и каждого человека), потребность об щения с природой в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.

Являясь органической частью всего целостного процесса формирования лич ности, экологическое воспитание тесно связано с другими аспектами воспитанин Так, основами чувства патриотизма являются любовь к родной природе, гордость за природные ресурсы, успехи страны в деле рационального использования окружаю щей среды. В процессе правового воспитания формируется чувство уважения к за конодательству в области охраны и рационального использования этой среды. Тес ная связь экологического и трудового воспитания заключается в необходимости формирования навыков правильной, экологически грамотной трудовой деятельног. ти. Эстетическое восприятие окружающей среды, умение видеть в природе источ ник красоты формируется в процессе эстетического воспитания.

Педагогические принципы организации экологического воспитания можно условно подразделить на две группы. В первую относим те, которые характерны для организации всего учебно-воспитательного процесса и экологического воспитания в частности. Ведущими из них являются принципы сотрудничества, связи теории с практикой, прогностичности, системности и систематичности, межпредметности и непрерывности. Они подчеркивают единство требований к процессу формирования всесторонне развитой личности, но применительно к экологическому воспитанию проявляют свои специфические черты. Например, принцип сотрудничества пред-полагает сообщение знаний, которые ориентируют на позитивное решение экологи-ческих проблем при сотрудничестве людей на различных уровнях. Это подразумева-ет организацию деятельности учащихся, направленной на улучшение окружающей среды.

Принцип прогностичности определяет знания, помогающие понять возможность решения экологических проблем, необходимость организации трудовой деятель-ноети в соответствии с нормами экологической культуры.

Системность, систематичность, связь теории с практикой предполагают обоб-щение знаний о научных основах рационального природопользования, органичес-кую связь экологических знаний с практикой, с овладением способами их примене-ния в каждом конкретном случае. Непрерывность подразумевает осуществление экологического воспитания, начиная с дошкольного возраста и в течение всей жиз-ни.

Принцип межпредметности наиболее общепризнан для отбора учебного со-держания экологического характера и определения условий построения процесса обучения. Он требует единства процессов, согласованного распределения элемен-тов экологического содержания в структуре отдельных учебных предметов, скоор-динированного развития экологических знаний и видов деятельности с учетом воз-растных особенностей учащихся, поэтапной интеграции экологических знаний и при-менения их в деятельности.

Ко второй группе относятся принципы, присущие только экологическому воспитанию:

принцип единства познавательной и практической деятельности в изучении и улучшении природной среды, который требует построения процесса воспитания эко-логической культуры при единстве формирования экологических знаний и умений целесообразного труда;

принцип комплементарности, т.е. дополняемости, требует комплексного ре-шения задач воспитания личности, а именно: выделение экологического аспекта в нравственном, эстетическом, физическом воспитании и т.д.;

принцип использования обучающей, воспитывающей и развивающей функ-ции изменяемой природы определяет необходимость в процессе экологического воспитания организации непосредственного общения с окружающей средой;

•принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходов, который достигается включением в структуру различных учебных дисциплин та-IX фактов и понятий, которые позволяют перенести знания с краеведческого уров-«я на национальный, государственный и наоборот, сочетать рассмотрение зкологи-юских проблем в мировом масштабе с посильным участием в их решении на местах.

Наиболее эффективными формами и методами экологического образования и воспитания является учебный процесс на межпредметной основе, исследовательс-сая работа в малых академиях и пр.; общественная деятельность, пропаганда эко-логических знаний среди населения.

Говоря о системе экологического образования и воспитания в целом, её мож-но представить как ряд последовательно сменяющихся и взаимосвязанных этапов. Первый - воспитание любви к природе, стремление к общению с ней, лежащие в основе всех средств и методов экологического воспитания. Второй этап характери-зуется вооружением знаниями об основных закономерностях развития природы, сложных взаимоотношениях человека с природой и о необходимости учитывать её ранимость и ограниченность возможности самовосстановления гюсле нанесенного человеком ущерба. Третий этап - воспитание экологической культуры, включающий формирование профессиональной экологической грамотности и привитие соответ- . ствующих умений и навыков, формирование экологического сознания и предвиде-ния, культуры чувств, культуры поведения в природе, экологической культуры труда и потребления «даров» природы. И четвертый этап - воспитание гражданской ответ-ственности за состояние природы как итог всей деятельности по воспитанию любви к природе, формированию экологической культуры личности.

Ориентируя деятельность педагога на предлагаемые подходы, эффективная реализация разработанной программы непрерывного интенсивного экологического образования и воспитания обеспечит подготовку подрастающих поколений, спо-собных принимать оптимальные решения по отношению к природе и обществу, быть ответственными за сохранение жизни на Земле.

Наши рекомендации