Современная идея дикой природы

Каков бы был мир, однажды лишенный

сырой земли и дикой природы? Позвольте

ему быть сохраненным. О, позвольте

остаться дикой природе и сырой земле.

Пусть здравствуют сорняки и дикая

местность.

Д. Хопкинс

Без новых идей и концепций мы обречены вновь и вновь повторять

старые ошибки. Созрела необходимость в интеллектуальных движениях,

отстаивающих дикую природу как таковую, – так некогда разработанная

философия человеческой свободы послужила основой для создания системы

гражданских прав.

Дикая природа – постоянная и важная часть земли. Но она не ресурс.

Дикая природа – это самоценность, начало, первопричина всего, первосозда-

ние, начальная точка эволюции. Дикая природа является центром, источником

абсолютной реальности, энергии, бытийной жизни. Дикая природа – это

высшая природа. Она пропитана необузданной силой и духом, она своевольна и

не поддается контролю. Дикая природа – сердце духовного мира, главное

пространство жизни.

Определяемая этими постулатами современная идея дикой природы – это

великая панкультурная идея, к которой рано или поздно придут все народы. 353

Может быть, самая радикальная идея в нынешнем мире – более радикальная,

чем идеи Маркса или Мао.

Современная идея дикой природы состоит в том, что свободная природа

является чем-то большим, чем просто ресурс или важный компонент

экологических систем. Дикая природа – это особое священное пространство.

Совершенно Иное, независимое государство, иная цивилизация, существующая

вне человеческого контроля, ущемляемое человеком меньшинство.

Дикая природа имеет свою внутреннюю ценность, свои интересы, свое

достоинство, свою цель и моральные права на существование и свободу.

Существование дикой природы хорошо само по себе, а уничтожение или

контроль над ней являются неправильным по своей сути.

Современная идея дикой природы объединяет взгляды либеральной

демократии, экологии, религии и морали. Согласно современной идее дикой

природы, мы должны любить, ценить, уважать и защищать дикую природу ради

нее самой и ее экологической ценности, а не ради потребностей человека.

Современная идея дикой природы восстанавливает древнее понятие

священности участков дикой природы, расширяет рамки демократии до защиты

моральных прав, свобод, автономии и независимости дикой природы и ее

видов. Современная идея дикой природы – это идея спасения всей оставшейся

дикой природы на Земле. Она помогает нам любить, уважать и защищать

дикую природу – все то, что еще остается свободным, грубым, диким,

красивым, непознанным и нетронутым. Дикая природа – для дикой природы.

Современная идея дикой природы учит, что люди не являются

господствующим видом на Земле, Земля создана не только для человека,

человеческая жизнь – всего лишь одна из форм жизни на планете, и человек не

имеет никакого права брать Землю в исключительное владение.

Современная идея дикой природы учит, что недостаточно защищать

немногие оставшиеся участки свободной природы. Необходимо отвести ей

огромные области, сейчас используемые человеком. Нужно убрать оттуда

людей и машины, рекультивировать дороги и распаханные земли, освободить

скованные плотинами реки. Пусть вновь туда вернутся корабельные сосны,

орлы, волки и медведи.

Чтобы в третьем тысячелетии сохранить биосферу, нам необходимы

новые мифы. Современная идея дикой природы пробуждает индивидуальное

восприятие и преобразует его в духовный опыт, в метафизическое понимание

мира. Она учит состраданию, покорности и сочувствию. За ней – великое

будущее.

Литература

1. Борейко В. Е. Закон США о дикой природе / / Современная идея дикой природы. – Киев, Киевский эколого-культурный центр, 2001. – С. 78.

2. Porteous A. Forest folklore, mythology, and romance. London, «George Allon, Unwin Ltd», 1928, p. 290.

3. «Нижегородские марийцы» / Сост. Н. В. Морохин. – Йошкар-Ола, Министерство культуры Республики Марий Эл, 1994. – С. 207 — 208. 354

4. Налимов В. П. Священные рощи удмуртов и мари / Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле. / Изд. второе, дополненное. – Киев КЭКЦ, 1999. С. 99-100.

5. Snyder G. Good, wild, sacred. Madley, «Five Seasons Press», 1984, p. 14 — 15.

6. Кожевников Г. А. О необходимости устройства заповедных участков. — Указ, сб. – С. 75.

7. Семенов-Тян-Шанский А. П. Задачи момента в деле охраны природы в России. — Указ. сб. –С.196.

8. Семенов-Тян-Шанский А. П. Свободная природа, как великий живой музей, требует неотложных мер ограждения. — Указ. сб. – С. 64.

9. Успенский П. Д. Сознание в природе. — Указ. сб. –С. 198.

10. Щербина Н. Ф. Избранные произведения. – Л., «Советский писатель», 1970. – С. 154.

11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Церковь и проблемы экологии // Гуманитарный экологический журнал. – Т. 3, вып. 2. – 2001. – С. 51.

12. Н u g h e s D. Francis of Assisi and the diversity of creation. — «Environmental ethics», 1996, p. 311 - 320.

13. Штильмарк Ф. Р. Таинство заповедания // Гуманитарный экологический журнал. – Т. 1, вып. 1. – 1999. – С. 38.

14. Грэбер Л. Дикая природа как священное пространство. – С. 41.

15. Там же. – С. 29.

16. Борейко В. Е. Постижение экологической теологии. – С. 60.

17. Бор с и ко В. Е. Постижение экологической теологии. – С. 62.

18. Павлова Т. Н. Биоэтика в высшей школе. – Киев, КЭКЦ, 1998. – С. 60.

19. Фишер С. Этика и право по отношению к животным. – Указ, сб. – С. 208.

20. Нэш Р. Права природы. История экологической этики. – Киев, КЭКЦ, 2001. – С. 127.

21. Стоун К. Должны ли деревья иметь права? // Гуманитарный экологический журнал. – Т. 3, вып. 1. – 2001. – С. 58.

22. Hargrove E. Foundations of environmental ethics. New Jersey, «Prentice Hall», 1988, p. 229.

23. Там же.

24. Там же.

25. Brad i E. Don't eat the daisies: disinterestedness and the situated aesthetic. — «Environmental values», v.7, № 1, 1998, p. 97 – 114.

26. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. – М., «Прогресс-Традиция», 1998. – С. 239 – 240.

27. Кант И. Основы метафизики нравственности / Сочинения. В шести томах. – Т. 4, ч. 1. – М., «Мысль», 1965. – С. 219 – 310.

28. Rudolf Otto. The idea of the holy. Oxford and New Jork, «Oxford University Press», 1950, p. 215.

29. Грэбер Л. Дикая природа как священное пространство. – С. 56. 355

30. Грищенко В. Н. Экологическая этика и заповедное дело. – «Заповщна справа в Украш!». – Т. 7, вып. 1. – 2001. – С. 3.

Итернет-источник – http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/7/bor.html

Наши рекомендации