Выпишите из словаря краткие определения терминов. Растения–полупаразиты – __________________________________________________________
Растения–паразиты –
____________________________________________________
_________________________________________________________ .
Растения–сапрофиты – __________________________________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________________.
Растения–полупаразиты – __________________________________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________________.
Растения–хищники – __________________________________________________________
___________________________________________________.
2. Проанализируйте главу «Экологические группы растений» и Приложение 16 пособия Растительный мир Кузбасса и заполните табл. 4.
Сформулируйте ответы на вопросы.
1. Какой способ питания является преобладающим среди растений местной флоры?
____________________________________________________
2. Чем отличается питание растений – паразитов и растений - полупаразитов?
____________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Таблица 4
Способы питания растений флоры Кемеровской области
Растения–паразиты | Растения–полупаразиты | Растения–сапрофиты | Растения–хищники |
Повилика европейская | |||
Задание 5
Выпишите из словаря краткие определения терминов.
Экологическая группа – это __________________________________________________________
___________________________________________________.
Гидрофиты – это
__________________________________________________________
____________________________________________________
_________________________________________________________.
Гигрофиты – это __________________________________________________________
___________________________________________________.
Мезофиты – это
__________________________________________________________
___________________________________________________
_________________________________________________________.
Ксерофиты – это
__________________________________________________________
__________________________________________________.
Выпишите названия растений, изображенных на рисунках в пособии Растительный мир Кузбасса.
3. Определите название экологической группы, используя текст пособия Растительный мир Кузбасса (глава «Экологические группы растений») и заполните табл. 5.
Таблица 5
Экологические группы растений флоры Кемеровской области
Номер рисунка | Название растения | Экологическая группа |
Сформулируйте ответ на вопрос.
1. Почему флора области характеризуется разнообразием экологических групп растений по отношению к влаге?
______________________________________________
__________________________________________________________
ТЕМА 3. ДИКОРАСТУЩИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РАСТЕНИЯ
После изучения темы необходимо знать:
· определения терминов: ботаническое ресурсоведение, ресурсы (растительные, возобновляемые, исчерпаемые), растительное сырье (трава), ресурсные растения (пищевые, технические, лекарственные, декоративные, кормовые, медоносные), ядовитые, сорные растения.
· задачи ботанического ресурсоведения, особенности растительных ресурсов, характеристику основных групп ресурсных растений, основные правила заготовки растений, значение растений флоры области в практической деятельности человека.
· примеры растений из различных ресурсных групп.
После изучения темы необходимо уметь:
· объяснить последствия нерационального использования ресурсных растений;
· охарактеризовать особенности растительных ресурсов с примерами;
· объяснить значение растительных ресурсов в практической деятельности человека (с примерами).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3
Региональные флоры – источники видов, обладающих полезными свойствами. Ресурсная значимость флоры зависит от ее богатства: объема и систематического разнообразия. Однако до настоящего времени практическое значение многих растений нашей флоры до сих пор не установлено, а некоторые виды в настоящее время не могут использоваться, так как входят в группу охраняемых.
Цель занятия: определить значимость растений Кемеровской области для практической деятельности человека.
Материалы и оборудование
Пособия: Определитель растений Кемеровской области [5], Красная книга Кемеровской области [4], Растительный мир Кузбасса [6] или Список охраняемых растений Кемеровской области, Цитология растений [10], учебник ботаники [7].
Калькуляторы.
Задание 1
Сведения о значении растений нашей флоры в практической деятельности человека можно найти в различных источниках, в том числе и в Определителе растений Кемеровской области.
Какие группы растений по их значимости выделяются в региональном определителе?
Ход работы
Проанализируйте таблицу сокращений, используемых при характеристике растений в Определителе растений Кемеровской области, и дополните табл. 1.
Таблица 1
Значение растений в практической деятельности человека [5]
Проанализируйте табл. 1 и дополните предложения.
1. В Определителе растений Кемеровской области выделено _______ групп растений, имеющих значение в практической деятельности человека.
2. По содержанию веществ выделяют следующие группы: _______________________, ________________________________, _______________________, ________________________________, ____________________________________.
3. По характеру применения выделены следующие группы: _________________________, ____________________________, _________________________, ____________________________,
_________________________, ____________________________, _______________________.
4. Растения, наносящие ущерб человеку, объединены в группы ______________________________________________________.
5. Растения, которые должны применяться осторожно, так как при передозировке могут вызвать отравления, даже со смертельным исходом, входят в группы _________________, _________________.
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. По каким принципам выделены растения, имеющие значение в практической деятельности человека, в Определителе растений Кемеровской области?
_______________________________________
2. Каким образом можно использовать ядовитые растения?
______________________________________________
3. Какое применение могут найти витаминоносные растения?
______________________________________________
4. Как могут использоваться эфирномасличные растения?
_____________________________________________
Задание 2
По данным Определителя растений Кемеровской области доля значимых для практической деятельности человека видов выше всего в отделе Голосеменные, ниже всего – в отделе Папоротниковидные.
Какое применение могут найти споровые растения в жизни человека? Как используются голосеменные растения?
Ход работы
Выпишите из Определителя растений Кемеровской области названия семейств, относящихся к различным отделам споровых и к голосеменным растениям, и занесите их в табл. 2.
Таблица 2