Выпишите из словаря краткие определения терминов. Растения–полупаразиты – __________________________________________________________

Растения–паразиты –

____________________________________________________

_________________________________________________________ .

Растения–сапрофиты – __________________________________________________________

__________________________________________________________

_________________________________________________________.

Растения–полупаразиты – __________________________________________________________

__________________________________________________________

_________________________________________________________.

Растения–хищники – __________________________________________________________

___________________________________________________.

2. Проанализируйте главу «Экологические группы растений» и Приложение 16 пособия Растительный мир Кузбасса и заполните табл. 4.

Сформулируйте ответы на вопросы.

1. Какой способ питания является преобладающим среди растений местной флоры?

____________________________________________________

2. Чем отличается питание растений – паразитов и растений - полупаразитов?

____________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Таблица 4

Способы питания растений флоры Кемеровской области

Растения–паразиты Растения–полупаразиты Растения–сапрофиты Растения–хищники
Повилика европейская      
       
       
       
       
       

Задание 5

Выпишите из словаря краткие определения терминов.

Экологическая группа – это __________________________________________________________

___________________________________________________.

Гидрофиты – это

__________________________________________________________

____________________________________________________

_________________________________________________________.

Гигрофиты – это __________________________________________________________

___________________________________________________.

Мезофиты – это

__________________________________________________________

___________________________________________________

_________________________________________________________.

Ксерофиты – это

__________________________________________________________

__________________________________________________.

Выпишите названия растений, изображенных на рисунках в пособии Растительный мир Кузбасса.

3. Определите название экологической группы, используя текст пособия Растительный мир Кузбасса (глава «Экологические группы растений») и заполните табл. 5.

Таблица 5

Экологические группы растений флоры Кемеровской области

Номер рисунка Название растения Экологическая группа
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Сформулируйте ответ на вопрос.

1. Почему флора области характеризуется разнообразием экологических групп растений по отношению к влаге?

______________________________________________

__________________________________________________________

ТЕМА 3. ДИКОРАСТУЩИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РАСТЕНИЯ

После изучения темы необходимо знать:

· определения терминов: ботаническое ресурсоведение, ресурсы (растительные, возобновляемые, исчерпаемые), растительное сырье (трава), ресурсные растения (пищевые, технические, лекарственные, декоративные, кормовые, медоносные), ядовитые, сорные растения.

· задачи ботанического ресурсоведения, особенности растительных ресурсов, характеристику основных групп ресурсных растений, основные правила заготовки растений, значение растений флоры области в практической деятельности человека.

· примеры растений из различных ресурсных групп.

После изучения темы необходимо уметь:

· объяснить последствия нерационального использования ресурсных растений;

· охарактеризовать особенности растительных ресурсов с примерами;

· объяснить значение растительных ресурсов в практической деятельности человека (с примерами).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Региональные флоры – источники видов, обладающих полезными свойствами. Ресурсная значимость флоры зависит от ее богатства: объема и систематического разнообразия. Однако до настоящего времени практическое значение многих растений нашей флоры до сих пор не установлено, а некоторые виды в настоящее время не могут использоваться, так как входят в группу охраняемых.

Цель занятия: определить значимость растений Кемеровской области для практической деятельности человека.

Материалы и оборудование

Пособия: Определитель растений Кемеровской области [5], Красная книга Кемеровской области [4], Растительный мир Кузбасса [6] или Список охраняемых растений Кемеровской области, Цитология растений [10], учебник ботаники [7].

Калькуляторы.

Задание 1

Сведения о значении растений нашей флоры в практической деятельности человека можно найти в различных источниках, в том числе и в Определителе растений Кемеровской области.

Какие группы растений по их значимости выделяются в региональном определителе?

Ход работы

Проанализируйте таблицу сокращений, используемых при характеристике растений в Определителе растений Кемеровской области, и дополните табл. 1.

Таблица 1

Выпишите из словаря краткие определения терминов. Растения–полупаразиты – __________________________________________________________ - student2.ru Значение растений в практической деятельности человека [5]

Проанализируйте табл. 1 и дополните предложения.

1. В Определителе растений Кемеровской области выделено _______ групп растений, имеющих значение в практической деятельности человека.

2. По содержанию веществ выделяют следующие группы: _______________________, ________________________________, _______________________, ________________________________, ____________________________________.

3. По характеру применения выделены следующие группы: _________________________, ____________________________, _________________________, ____________________________,

_________________________, ____________________________, _______________________.

4. Растения, наносящие ущерб человеку, объединены в группы ______________________________________________________.

5. Растения, которые должны применяться осторожно, так как при передозировке могут вызвать отравления, даже со смертельным исходом, входят в группы _________________, _________________.

Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.

1. По каким принципам выделены растения, имеющие значение в практической деятельности человека, в Определителе растений Кемеровской области?

_______________________________________

2. Каким образом можно использовать ядовитые растения?

______________________________________________

3. Какое применение могут найти витаминоносные растения?

______________________________________________

4. Как могут использоваться эфирномасличные растения?

_____________________________________________

Задание 2

По данным Определителя растений Кемеровской области доля значимых для практической деятельности человека видов выше всего в отделе Голосеменные, ниже всего – в отделе Папоротниковидные.

Какое применение могут найти споровые растения в жизни человека? Как используются голосеменные растения?

Ход работы

Выпишите из Определителя растений Кемеровской области названия семейств, относящихся к различным отделам споровых и к голосеменным растениям, и занесите их в табл. 2.

Таблица 2

Наши рекомендации