Тема: Экологическое нормирование

Тема 1

Предмет и система экологического права.

Объекты экологических правоотношений

Задачи

Задача 1.Гражданин Н. на территории городского зоопарка поймал лебедя и при попытке вывезти тушку убитой им птицы был задержан охраной зоопарка.

Дайте правовую квалификацию действий гражданина Н.

Ответ. Ответ:

Формально действия гражданина Н. квалифицируются по части 3 ст.30, части 1 ст.158 УК РФ: покушение на кражу Если Н. проник на территорию зоопарка незаконно (например, ночью), что естественно для такого рода преступления - то ч.3 чт.30 , п.б) ч.2 ст.158 - покушение на кражу с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище. Если же лебедь был особо ценным (тоже бывает), т.е. стоил дороже 250000 рублей - то ч.3 ст.30, ч.3 ст.158 - покушение на кражу в крупном размере, а если лебедь стоил более 1000000 рублей - ч.3 ст.30, п.б) ч.4 ст.158 - покушение на кражу в особо крупном размере. При желании правоохранительных органов гражданина Н. также можно привлечь и по ст.245 УК РФ - жестокое обращение с животными, совершенное из корыстных соображений, - вряд ли он лебедя из ружья убивал, скорее, смерть лебедя была жестокой и мучительной (но это устанавливается уже материалами конкретного уголовного дела).

Задача 2. Группа лиц на протяжении длительного времени неза­конно вылавливала рыбу и добывала водных животных, выращиваемых акционерным обществом «Аква» в специально устроенных (приспособленных) водоемах.

Как следует квалифицировать их действия?

Ответ. Прежде всего, необходимо отметить, что не являются предметом кражи природные ресурсы, а также предметы, в которые не вложен труд человека (лес, дикие животные и рыба в естественном состоянии и др.). Так, в случае незаконной добычи рыбы содеянное квалифицируется по ст. 256 УК РФ . Однако, если рыба выращена в искусственном водоеме, то ее незаконная добыча должна расцениваться как хищение. Это обусловлено признанием такой рыбы предметом хищения, поскольку в ней уже содержится овеществленный человеческий труд. Таким образом, действия названной группы лиц надлежит квалифицировать как тайное хищение чужого имущества, совершенное организованной группой (ч. 4 ст. 158 УК РФ). Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК РФ).

Задание 1 3 Задание 2 4 Задание 3 7 Список использованных источников 9

Задача 3. При рассмотрении судом уголовного дела главного инже­нера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как на­рушение правил охраны окружающей природной среды или как нару­шение правил охраны труда?

Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружа­ющей среды?

Составьте проект разъяснения по данному вопросу.

Ответ. Согласно приложению №1 к ГОСТ 12.1.005-88 «ОБЩИЕ САНИТАРНО_ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУХУ В РАБОЧЕЙ ЗОНЫ»: Рабочая зона – пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного (временного) пребывания работающих. Согласно Федеральному закону от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»: Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющей собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Следовательно, квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами вые предельных концентраций необходимо как нарушение правил охраны труда. Воздух, вода и почва не являются антропогенными объектами, т.е. не созданы человеком. Следовательно, они являются компонентами природной среды. Согласно ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Таким образом, юридическим признаком, позволяющим охранять землю, воду и воздух при помощи законодательства об охаране окружающей среды будет являться их не антропогенное происхождение.

Тема 2

Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза

Задачи

Задача 1. По решению городской мэрии на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка. Насе­ление микрорайона заявило категорический протест против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. Выводы научной экспер­тизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведен­ном земельном участке оказались отрицательными.

Несмотря на это, строительство объекта началось. Городское об­щество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экологической экспертизы, просило отменить решение мэрии о стро­ительстве зоопарка.

Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы?

Какую юридическую силу имеет ее заключение?

Ответ.

Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы? Да, является.

Какую юридическую силу имеет ее заключение?

Это рекомендация эксперта суду.

В соответствии со ст.4. Федерального закона РФ «Об экологической экспертизе», в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 1 [стр.202].

Городскому обществу охраны природы в обоснование своих требований необходимо сослаться на ст.87-88 Земельного Кодекса РФ, в соответствии с которыми землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов 2.

Экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов, должны обеспечивать наиболее благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха населения.

Промышленные, транспортные предприятия, сооружения, транспортные магистрали и другие хозяйственные объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения.

Задача 2. На территории национального парка «Самарская Лука» по решению администрации Самарской области была начата разра­ботка полезных ископаемых. Решение администрации было принято без проведения государственной экологической экспертизы.

По инициативе общества охраны природы была проведена обще­ственная экологическая экспертиза, по результатам которой было вынесено отрицательное заключение. Предъявлен иск о возмещении ущерба, причиненного гражданам вследствие утраты возможности пользоваться национальным парком.

Решите дело.

Задача 3. Областной комитет по охране природы отказал в приеме на государственную экологическую экспертизу проекта расширения предприятия по добыче природного газа. Отказ мотивировался тем, что в материалах, обосновывающих проект, отсутствуют результаты обще­ственных обсуждений (включая общественные слушания), которые должны быть проведены заказчиком в соответствии с п. 4.1—4.3 и п. 4.9 разд. 4 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ.

Заказчик обратился в МПР России с жалобой па неправомерные действия облас­тного комитета. В ней он указал, что в Положении, на которое ссы­лается областной комитет, нет требования об обязательности пред­ставления материалов общественных слушаний на экспертизу. Кроме того, проводить обсуждение проекта нет смысла, так как планируе­мое к расширению предприятие действует уже в течение 15 лет и население города достаточно хорошо осведомлено о характере его деятельности.

Тема: Экологическое нормирование

Задача

Арбитражный суд Рязанской области своим решением взыскал в пользу истца — областного комитета по охране окружаю­щей среды — с Кадомского заготовительного потребительского обще­ства сумму ущерба, причиненного сбросом загрязненных сточных вод в р. Мокшу. В судебном заседании было установлено, что в результате сброса сточных вод возникло превышение в несколько раз предельно допустимых концентраций вредных веществ в реке, что причинило вред рыбным запасам и создало угрозу причинения вреда здоровью граждан.

Ответчик против иска возражал. Он считал, что сумма ущерба уже выплачена предприятием путем внесения платежей в экологи­ческие фонды за нормативное и сверхнормативное загрязнение окру­жающей среды.

Являются ли действия комбината противоправными?

В чем разница между ответственностью за правомерное и неправо­мерное причинение вреда природной среде?

Ответ. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных возможностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующий нормативом предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам). Выброс и сброс вредных веществ допускается на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Нарушение этих нормативов и других условий и требований охраны окружающей природной среды, предусмотренных разрешением на выброс, сброс вредных веществ, а также возникновение угрозы здоровью населения, влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов и сбросов вредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде вплоть до прекращения деятельности предприятия или его подразделения с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка. Любая производственная деятельность в той или иной мере воздействует на окружающую природную среду. Но это воздействие может быть трех видов: нормативное, сверхнормативное и противоправное.

Принцип платности пользования природными ресурсами предполагает, что за загрязнение окружающей природной среды взимается плата. Она взимается как за нормативное, так и за ненормативное загрязнение окружающей природной среды. Но внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и от возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Действия комбината будут признаны правонарушением только, когда в суде будут доказаны все его составные элементы. В случае правонарушения предприятие возмещает ущерб в полном объеме.

Тема: Правовой механизм

Наши рекомендации