Юридическая ответственность за экологические правонарушения

— это обязатель­ство юридических и физических лиц перед обще­ством и государством относительно соблюдения дей­ствующих законов по охране окружающей среды.

Правовая система нашей страны предусматривает че­тыре формы ответственности: дисциплинарную (включая материальную), административную, граждан­ско-правовую и уголовную. Физические лица могут нести все виды ответствен­ности, а юридические, т. е. предприятия, учреждения и организации привлекаются лишь к административ­ной и гражданско-правовой ответственности.

Все виды правонарушений в сфере охраны окру­жающей природной среды имеют общие черты: ви­новность и противоправность деяния, нарушение природоохранного законодательства, причинение вреда здоровью человека или окружающей природ­ной среде, причинную связь между элементами со­става правонарушения. Ответственность наступает в соответствии с Кодек­сом законов о труде РСФСР (КЗоТ), Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП), Уголовным кодексом РФ (УК), Гражданским кодек­сом РФ (ГК), а также в соответствии с природоресурсными и природоохранными нормативными актами.

Дисциплинарные наказания(предупреждения, вы­говор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должно­стных лиц, рабочих и служащих, руководителем предприятия, организации, учреждения за невыпол­нение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природ­ной среды. При этом следует учитывать два важных момента:

1) дисциплинарная ответственность может насту­пить лишь за нарушение экологических правил, ис­полнение которых входило в круг должностных обя­занностей нарушителя;

2) недопустимо наказывать в дисциплинарном по­рядке лиц, которые нарушают экологические прави­ла во внерабочее время.

Согласно КоАП, административным проступком признается действие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. КоАП группирует экологические правонарушения по нескольким направлениям и в нескольких главах. К проступкам, посягающим на государственную собственность (гл. 6), в том числе к нарушению прав на недра, воды, леса, животный мир (ст. 46-48') отно­сятся, например:

♦ нарушение права государственной собственнос­ти на недра (ст. 46);

♦ самовольная добыча янтаря (ст. 46');

♦ нарушение права государственной собственнос­ти на воды (ст. 47);

♦ нарушение права государственной собственнос­ти на леса (ст. 48);

♦ нарушение права государственной собственнос­ти на животный мир (ст. 48').

Административные правонарушенияв области охраны окружающей природной среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 7):

♦ в отношении земель — бесхозяйственное их ис­пользование, порча, самовольное отступление от проекта внутрихозяйственного землеустройства (ст. 50-54);

♦ в отношении недр — нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение действующих стандартов, норм, правил, условий лицен­зии, регламентирующих деятельность на континен­тальном шельфе Российской Федерации (ст. 55-56);

♦ в отношении водных ресурсов — нарушение правил их охраны, водопользования (ст. 57-60);

♦ в отношении лесных ресурсов — незаконное ис­пользование земель лесного фонда, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вред­ными выбросами, отходами и отбросами (ст. 61-76);

♦ в отношении атмосферного воздуха — выброс загрязняющих веществ в атмосферу с нарушением нормативов или без разрешения, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха, нарушение правил эксплуата­ции, а также не использование оборудования для очи­стки выбросов в атмосферу (ст. 77-84);

♦ в отношении животного мира — нарушение правил охраны среды обитания, порядка пользования животным миром, уничтожение редких и находящих­ся под угрозой исчезновения животных, нарушение правил охоты и рыболовства (ст. 84-86).

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены общие экологические правонарушения, среди которых можно отметить следующие:

♦ несоблюдение стандартов, норм и иных норма­тивов качества окружающей природной среды;

♦ неподчинение предписаниям органов, осуществ­ляющих государственный экологический контроль;

♦ превышение установленных нормативов пре­дельно допустимых уровней вредного воздействия: шума, вибрации, радиации, магнитных полей;

♦ незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной де­ятельностью;

♦ невыполнение обязательных мер по восстановле­нию нарушенной окружающей среды и воспроизвод­ству природных ресурсов.

К руководителям или собственникам предприятий, деятельность которых можно квалифицировать как административное правонарушение, применяются взыскания: предупреждение или штраф, максимальный размер которого составляет 20 минимальных размеров оплаты труда. Крайними мерами наказания являются приостановление или закрытие предприятия, а также ограничение или ли­шение права природопользования, т. е. лицензии.

Гражданско-правовая ответственностьпредпола­гает имущественную ответственность предприятия-за­грязнителя за вред, вследствие его хозяйственной деятельности, который может быть нанесен окружа­ющей природной среде или здоровью человека.

Источниками вреда являются юридические и физические лица, предприниматели независимо от ве­домственной принадлежности и форм собственности, совершившие экологические правонарушения. Кроме этого, вред может быть причинен и самой природой: ее стихий­ными силами, например катастрофы (землетрясения, извержения вул­канов, оползни и т. п.). Потерпевшими также могут быть юридические и физические лица, сама окружаю­щая природная среда с ее объектами и ресурсами.

Итак, вследствие экологического правонарушения может быть нанесен вред окружающей природной среде и здоровью человека. В этом случае причинитель вреда обязан этот вред возместить. Законодатель­ством предусмотрены разные формы и порядок воз­мещения ущерба.

Если вред нанесен окружающей природной среде, то от имени «потерпевшей» природы истцами высту­пают соответствующие органы власти, экологические органы, которые в судебном порядке взыскивают с причинителя вреда денежную компенсацию на восста­новление природных объектов.

Если вследствие загрязнения окружающей среды нанесен ущерб здоровью людей, то пострадавшие име­ют право на компенсацию, которая выплачивается либо государством, либо причинителем вреда. Поря­док возмещения ущерба, сумма компенсации зависят от конкретных условий.

При возмещении вреда здоровью граждан, причи­ненного загрязнением и иными экологически вредны­ми воздействиями окружающей природной среде, ком­пенсации по общему правилу подлежат следующие расходы:

1) затраты на лечение и восстановление здоровья;

2) расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой работоспособности;

3) иные убытки — вынужденный переезд на новое место жительства, преждевременный уход на пенсию, упущенные профессиональные возможности, а также ущерб, вызванный психическими отклонениями из-за негативного воздействия окружающей среды, моральный вред.

Решающее значение имеет наличие причинной свя­зи между вредом здоровью и источником его причи­нения, которое доказывается результатами медико-со­циальной экспертизы.

Действующее законодательство предусматривает исковую и административную формы возмещения вреда.

Формы возмещения вреда

Судебная Административная

Факт причинения Признание зоны чрезвычайной

вреда здоровью экологической ситуации

Предъявление иска Экологические льготы

Возмещение вреда Экологическое пособие

Формы возмещения вреда, причиненного здоровью человека

Уго­ловная ответственность(лишение свободы, кон­фискация имущества, крупный денежный штраф и т. п.) предусмотрена за экологические правонарушения, которые отли­чаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями. Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется «Уго­ловным кодексом». Единственным основанием на­значения уголовного наказания является приговор суда.

Наши рекомендации