Билет 70. Ответственность должностных лиц за нарушение норм и правил по охране труда и окружающей среды

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства об охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности государственных и профессиональных союзов, несут (дисциплинарную, административную, уголовную и материальную) ответственность в порядке, установленном законодательством.

Дисциплинарная ответственность наступает в тех случаях, когда по вине должностных лиц допускается нарушение правил и норм по охране труда и окружающей среды (ОТ и ОС), которые несут за собой тяжёлые последствия или могли повлечь их. Привлечение к дисциплинарной ответственности выражается в объявлении виновному лицу дисциплинарного взыскания (выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу и увольнение).

Административная ответственность за нарушение охраны труда и окружающей среды выражается в наложении на виновных должностных лиц денежных штрафов.

Уголовная ответственность за нарушение правил по охране труда и окружающей среды наступает тогда, когда эти нарушения могли повлечь или повлекли за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжёлые последствия. Эту уголовную ответственность могут нести лишь те виновные должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению возложена обязанность по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на соответствующих участках работы.

Материальная ответственность виновных должностных лиц за нарушение правил охраны труда и окружающей среды возникает, если в результате такого нарушения предприятие (учреждение) будет обязано выплачивать определённые денежные суммы потерпевшему от несчастного случая лицу (или получившему профзаболевание) или органам социального страхования (социального обеспечения). Эти денежные суммы частично или полностью взыскиваются с виновных должностных лиц.

Возмещение ущерба, причинённого природе, не освобождает виновных лиц от привлечения к административной или уголовной ответственности.

Билет 71. Общие положения расследования несчастных случаев

1. Расследованию и учёту подлежат несчастные случаи, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедших при выполнении работником своих трудовых обязанностей на территории организации или вне её, а также во время следования к месту работы или с работы, на транспорте, предоставленном организацией.

2. Действие Положения независимо от форм собственности и формы привлечения к труду распространяется:

- на работодателей;

- работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту);

- граждан, выполняющих работу по гражданско-трудовому договору подряда и поручения;

- студентов, учащихся всех форм обучения, проходящих производственную практику в организациях;

- военнослужащих, привлекаемых на работы в организациях;

- граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на производстве.

3. Работодатель обязан:

- организовать первую медицинскую помощь, а при необходимости доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

- проинформировать соответствующие органы и организации о происшедшем несчастном случае и сформировать комиссию по расследованию несчастного случая (состав комиссии различен и определяется тяжестью несчастных случаев);

- обеспечить сохранение до начала расследования обстоятельств и причин несчастного случая обстановки на рабочем месте и оборудования такими, какие они были на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приведёт к аварии.

4. Ответственность за организацию и своевременное расследование и учёт несчастных случаев несёт работодатель.

5. О всех несчастных случаях со смертельным исходом государственная инспекция труда по субъекту РФ информирует Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ.

6. Расследование несчастных случаев проводится комиссией, образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им ответственного должностного лица.

Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на производстве, в указанном расследовании не участвует.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего - его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. Когда доверенное лицо не принимало участия в расследовании, работодатель обязан ознакомить его с материалами расследования.

7. Расследование обстоятельств и причин должно быть проведено в течение трёх суток с момента его происшествия.

8. Несчастный случай, происшедший с работником, временно переведённым на работу в другую организацию, расследуется той организацией, где произошёл несчастный случай.

9. Несчастный случай, происшедший с лицами, направленными сторонними организациями, расследуется с участием полномочного представителя этих организаций.

10. Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления этого заявления.

11. Расследование групповых несчастных случаев с возможным инвалидным или смертельным исходом проводится в течение 15 дней комиссией в составе:

- государственного инспектора по охране труда;

- представителей работодателя;

- органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ;

- профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.

12. По требованию комиссии работодатель обязан обеспечить:

- выполнение технических расчётов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;

- фотографирование места несчастного случая и повреждённых объектов;

- предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной

защиты, необходимых для проведения расследования.

13. Результаты расследования рассматриваются работодателями в целях разработки и реализации мер по их предупреждению, решения вопросов о возмещении вреда пострадавшим (членам их семей), предоставления им компенсаций и льгот.

Наши рекомендации