Экологическая функция государства и права

Экологические отношения имеют выраженный двойственный природоресурсный и природоохранный характер. Обеспечить баланс экономических и экологических потребностей общества призвана экологическая функция государства.

Для реализации экологической функции создана система государственных органов, осуществляющих управление в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (природоохранных органов).

Экологическая функция государства реализуется на основе ряда программных документов, определяющих направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

• Концепции государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, принятой Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 6 сентября 1995 г., 3851-XII;

• Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.;

• Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2010—2014 годы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь.

Главными направлениями политики в области охраны окружающей среды в соответствии с Концепцией государственной политики в области охраны окружающей среды являются:

• осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду;

• реализация прав будущих поколений на пользование природо-ресурсным потенциалом;

• компенсация ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения названных выше прав.

Принципы охраны окружающей среды, на основе которых реализуется экологическая функция государства, закреплены также в Законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» в редакции Закона от 17 июля 2002 г. К таким принципам, кроме названных выше, отнесены:

• соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

• научно обоснованное сочетание экологических, экономи­ческих и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;

• охрана рационального использования и воспроизводства природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

• предупредительный характер мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;

• государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования;

• платность специального природопользования и возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;

• учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

• приоритет сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов;

• допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;

• презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

• снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;

• запрещение хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;

• гласность в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды.

В проекте Экологического кодекса Республики Беларусь предлагается система основных начал экологического законодательства, под которыми понимается система принципов, определяющих и регламентирующих экологические отношения, включая следующие:

• приоритет охраны окружающей среды по отношению к любой деятельности, в том числе по использованию природных ресурсов, оказывающей воздействие на состояние окружающей среды (принцип приоритета природоохранной деятельности);

• презумпция экологической опасности любой хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на состояние окружающей среды (принцип презумпции экологической опасности);

• соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и иных прав граждан в области охраны окружающей среды (принцип соблюдения экологических прав граждан);

• удовлетворение экономических и экологических потребностей нынешнего поколения не должно подвергать риску возможность удовлетворения таких потребностей для будущих поколений (принцип устойчивого развития);

• преимущественно предупредительный характер мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства как необходимых условий обеспечения экологической безопасности (принцип обеспечения экологической безопасности);

• приоритет сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов и запрещение хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к их деградации, необратимому изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов
и иным отрицательным изменениям окружающей среды (принцип охраны природы);

• обязательность участия в охране окружающей среды граждан и общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (принцип общественного участия);

• гласность в деятельности государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц по вопросам охраны окружающей среды и обеспечение граждан полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды (принцип гласности);

• международное сотрудничество Республики Беларусь в области охраны окружающей среды (принцип международного сотрудничества);

• иных принципов, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, других актах законодательства, а равно следующих из содержания и смысла норм экологического права.

Наши рекомендации