Учет и оценка природных ресурсов

Природные ресурсы (земля, богатства недр, естественные биоло­гические и подземные водные ресурсы) являются не произведенными материальными активами. В этом качестве они наряду с нефинансовы­ми произведенными активами (основные и оборотные фонды, ценно­сти), а также нематериальными (патенты, авторские права и т.п.) и фи­нансовыми активами входят в объем национального богатства страны. В практике отечественной государственной статистики они учитыва­ются в натуральном выражении. Как было сказано выше, кадастровая форма предостав­ления информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике. В отечественной практике имеют место следующие виды кадастров природных ресурсов:

• земельный кадастр - свод сведений о природном, хозяйствен­ном и правовом положении земель - включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;

• водный кадастр - систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;

• лесной кадастр - систематизированный свод сведений об эко­логических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;

• кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых - свод сведений по каждому месторождению, характеризующих коли­чество и качество основных и совместно залегающих полезных ис­копаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых; промысловый кадастр - свод данных о тех или иных объектах промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
кадастр особо охраняемых территорий, содержащий сведения о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
К кадастрам следует отнести Красную книгу - список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов, а также Зеленую книгу - свод данных о редких, исчезающих и типичных растительных сообществах, нуждающихся в особой охране.
Кадастры составляются на основе данных государственного учета, порядок которого регулируется Правительством Российской Федерации. Порядок организации, ведения и финансирования кадастров регулируется законодательством России и субъектов Федерации. Наиболее разработанными являются земельный и водный кадастры, кадастры лесных и рыбных ресурсов.
Основные проблемы существующей системы отраслевых ресурсных кадастров заключаются в следующем:
1) обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а, следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
2) кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
З) отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
4) кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, а многие данные являются закрытыми;
5) формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
Новый элемент кадастрового учета - комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (КТКПР) призван преодолеть указанные недостатки. Кроме того, КТКПР должен содержать дополнительную систему сведений: о правовом режиме природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала в целом, о распределении природных ресурсов по собственности, пользователям и арендаторам, составу природно-ресурсного потенциала, его количественным и качественным характеристикам, включая ценность природных ресурсов.
Особое место в КТКПР занимает количественная оценка природно-ресурсного потенциала, поскольку природно-ресурсный потенциал любой территории является основой ее экономического развития, позволяя решать текущие и долгосрочные задачи по выходу из социально-экономического и экологического кризиса.
Целью КТКПР является обеспечение органов государственной власти и управления достоверной информацией и средствами контроля, необходимыми для обеспечения рационального природопользования и охраны природно-ресурсного потенциала региона. Ведение КТКПР включает сбор, учет, обработку, анализ и выдачу информации.
Таким образом, КТКПР можно рассматривать в двух аспектах: 1) как банк территориально организованных данных о природно-ресурсном потенциале конкретной территориально-административной единицы и экологической ситуации на определенный момент; 2) как автоматизированную систему сопоставления этих данных, обосновывающую принятие конкретных решений в сфере управления природопользованием.
КТКПР дает возможность производственным предприятиям получить необходимую информацию для принятия хозяйственных решений, связанных с предполагаемым использованием природных ресурсов данной территории. Планирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Планирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Согласно Закону «Об охране окружающей среды» (2002 г.), планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется с учетом федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации, прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов.
Под экологической программой понимается увязанный по ресурсам, срокам осуществления, исполнителям комплекс мероприятий (научно- исследовательского, производственного, социально-экономического, природоохранного, организационно-хозяйственного характера), направленных на решение экологических проблем (использование природно-ресурсного потенциала; здоровье населения; сохранение генетической информации, природы, культуры и других объектов; экологическое воспитание и образование и пр.).
Федеральные и региональные экологические программы являются важнейшим средством реализации государственной экологической политики. Рассмотрим более подробно их значение и содержание.
Федеральные целевые экологические программы формируются для решения крупных экологических проблем общегосударственного значения. Они характеризуются сложным комплексом мероприятий, проводимых в короткие сроки и требующих значительной концентрации ресурсов для их реализации. Такими проблемами могут быть:
• выполнение международных обязательств Российской Федерации по охране окружающей среды;
• охрана и рациональное использование конкретного вида природного ресурса на территории Российской Федерации;
• охрана особо ценных природных объектов федерального значения;
• оздоровление экологической обстановки в бассейнах морей и крупных речных систем;
• реабилитация зон чрезвычайной экологической ситуации (зон экологического бедствия);
• целевые экологические научно-технические программы.
Программа включает:
1) содержание проблемы, которое вытекает из анализа ее исходного состояния;
2) структуру проблемы, включая круг потребителей, вопросы развития регионов и отраслей, участвующих в ее решении;
3) временны е границы реализации программы, которые определяются на основе ретроспективного и перспективного развития проблемы, учитывая ее внешнеэкономические аспекты, связь с другими проблемами социального и экономического характера;
4) цели программы, которые формируются с учетом документов законодательно-нормативного характера;
5) целевые показатели, которые необходимо достичь в ходе исполнения программы;
б) систему взаимоувязанных мероприятий (основа федеральной целевой экологической программы), обеспечивающих решение проблемы: научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, мониторинг, производственные и технологические мероприятия, строительство, нормативное и правовое обеспечение, реабилитация территорий и объектов, социальное развитие и медицинское оздоровление;
7) объемы финансирования программы (с выделением капитальных вложений).
Затраты на федеральные целевые экологические программы включают стоимость разработки программы. Сюда входят вложения как единовременного, так и текущего характера. В целом стоимость программы оценивается как совокупность прямых финансовых вложений собственно в мероприятия программы и ассигнований в сопряженные сферы для решения программных проблем. Финансовые ресурсы формируются из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, внебюджетных средств (средства предприятий) и пр.
Экологические федеральные программы классифицируют по целям их организации:
• межгосударственные, целью которых является реализация мер по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров (например, реализация Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении);
• государственные, направленные на обеспечение экологической безопасности страны (например, о финансировании особо опасных радиационных производств и объектов);
• межрегиональные, имеющие целью обеспечение экологической безопасности на территории ряда субъектов Федерации (например, обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование ресурсов его бассейна);
• региональные целью которых является улучшение экологической обстановки в одном регионе (например, радиационная реабилитация территории Уральского региона, оздоровление окружающей среды Кемеровской области);
• локальные, решающие вопросы принятия неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды в отдельных городах (например, Братске, Нижнем Тагиле).
Региональные экологические программы формируются на уровне республик в составе России, краев, областей и городов. Их особенностью является взаимодействие общегосударственных и территориальных интересов. Это определяет специфику разработки, направленности и реализации программ, которую можно охарактеризовать следующим образом:
• цели определяются местными органами законодательной и исполнительной власти; • мероприятия осуществляются в границах единицы административно-территориального деления Российской Федерации;
• управление проектированием и реализаций программ обеспечивается местными органами власти;
• предполагается сочетание экологических, санитарно-гигиенических, медицинских и социальных мероприятий;
• финансирование осуществляется на основе привлечения средств производственных предприятий, местных бюджетов, федерального бюджета.
Основными задачами региональных экологических программ являются:
• улучшение экологической или социально-экологической обстановки,
• мониторинг окружающей среды,
• внедрение экологически чистых технологий,
• улучшен не здоровья населения,
• социальное развитие региона.
Региональное программирование выступает как способ перераспределения компетенции между федеральными и региональными органами власти в области природоохранной деятельности. При этом государство осуществляет согласование экологических мероприятий и регионального характера в масштабе Российской Федерации.
На локальном уровне планирование представлено программой природоохранных мероприятий на предприятии. Это комплекс документов перспективного планирования, ориентированный на достижение конечной пели (решение экологических проблем). В документах дается характеристика научно обоснованным мероприятиям по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, определяется последовательность и сроки реализации намеченных мероприятий, указываются удельные и общие объемы выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия, оценивается потребность в материальных и финансовых ресурсах. Эти документы составляют вторую часть эколого-экономического паспорта предприятия — комплексного документа, содержащего характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой.
Концептуально экономическое планирование в сфере природопользования основывается на понятии экологического планирования (см. § 1.10). Таким образом, речь идет об эколого-экономическом планировании.
С позиций микро- и макроэкономики эколого-экономический план включает рассмотрение возможностей вывода экологически опасных предприятий и замены их экологически «чистыми», а также закрытие «лишних» предприятий с точки зрения превышения ресурсных возможностей региона и эффективности использования природных ресурсов. Особым случаем считается выявление несовместимости предприятия с окружающей природно-социальной средой. В связи с этим эколого-экономическое планирование особенно актуально для зон экологического бедствия. Эколого-экономическое планирование в общенациональном масштабе пока не внедрено ни в одной стране мира, однако в ряде развитых стран (Германия, Дания, Франция, Швеция, США, Канада) для этого подготовлена научная и практическая основа.

Наши рекомендации