Экологическое право и закон РФ об охране окружающей природной среды

Юридическим инструментом реализации эколого-экономических принципов природопользования и управления окружающей средой является экологическое законодательство. Экологическое право– совокупность правовых норм, регулиру­ющих взаимоотношения в сфере взаимодействия природы и общества. Экологическое право и регулируемые им общественные отношения условно можно разделить на три составные части. Первую часть составляет собственно природоохранное право, ре­гулирующее общественные отношения по поводу охраны природных систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны окружающей природ­ной среды. Первая часть включает нормы федеральных законов «Об охране окружающей среды», об экологической эксперти­зе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях.

Вторая составная часть экологического права включает природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использо­вание отдельных природных ресурсов – земли, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха. Природоресурсное право, исторически возникшее раньше экологического, вклю­чало земельное, горное, водное, лесное и иные отрасли права. Невозобновляемость многих важных видов природных ресурсов и их взаимосвязанность между собой определили необходимость перехода к регулированию общественных отношений по поводу охраны и использования природных ресурсов на общем уровне, т.е. на уровне охраны окружающей среды. Поэтому со вре­менем, когда стала ясна недостаточность лишь природоресурсного подхода, природоресурсное право было включено в экологическое право в качестве его второй составной части.

В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, например, нормы административного или уголовного права (административная ответственность за экологичес­кие правонарушения или уголовная ответственность за экологические преступления), нормы кон­ституционного, финансового, трудового, процессуального и ряда дру­гих отраслей права.

Основными источниками российского экологического права являются Конституция РФ – основной закон Российской Федерации, Федераль­ные законы в области охраны окружающей среды: «Об охране окружаю­щей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения», «О радиационной безопасности населения», «Об эко­логической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территори­ях» и ряд других, Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный ко­дексы. Кроме того, источниками экологического права являются подзаконные акты: указы Президента России, постановления Правительства РФ, ведом­ственные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации и иные акты.

В наиболее полном и завершенном виде экологические права и обязанности граждан раз­виваются в перечисленных выше федеральных законах, наиболее общим из которых является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2001), в преамбуле к которому сказано: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации». Этот закон определяет правовые основы государственной политики в области окружающей среды, способствующей сохранению благоприятной окружающей среды (т.е. обеспечивающей устойчивое функционирование естественных экосистем и природных и природно-антропогенных объектов), сохранения биоразнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

Этот закон устанавливает основополагающие принципы и нормы регулирования экологических отношений в России. В нем системати­зированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприят­ную окружающую среду, установлен экономический механизм охраны окружающей природной среды, сформулированы принципы нормиро­вания качества окружающей природой среды, принципы государствен­ной экологической экспертизы, экологические требования при осуще-ствлении различных видов деятельности, в том числе строительной, принципы деятельности в экологически неблагоприятных зонах и в слу­чае чрезвычайных ситуаций, на особо охраняемых природных террито­риях, принципы экологического воспитания и образования, проведе­ния экологического контроля и экологических научных исследований и другие нормы.

В Законе (статья 3) устанавливаются основные принципы охраны окружаю­щей природной среды при осуществлении хозяйственной и иной дея­тельности:

• приоритет охраны жизни и здоровья человека;

• обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

• необходимость сочетания экономических и экологических интересов, что обеспечило бы реальные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду;

• ответственность за нарушение требований природоохранного законодательства;

• гласность в решении природоохранных задач;

• международное сотрудничество.

Статья 11 данного Закона определяет права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызван­ного хозяйственной и иной деятельностью, аварий, катастроф, стихий­ных бедствий. Эти права обеспечиваются нормиро­ванием качества окружающей природной среды, мерами по предотв­ращению вредной деятельности и оздоровлению окружающей природ­ной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий и сти­хийных бедствий, возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загряз­нения окружающей природной среды, государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природо­охранного законодательства и т.д.

Согласно этому Закону граждане РФ имеют право создавать общественные объедине­ния по охране окружающей природной среды; принимать участие в об­щественных акциях, референдумах по охране окружающей среды, получать достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и о намечаемой хозяйственной и иной деятельности; требовать, втом числе и в судебном порядке, отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов; ставить вопрос о привлечении к ответ­ственности нарушителей природоохранного законодательства.

Эколого-правовой опыт развитых стран показывает, что охрана окружающей сре­ды все более становится неотъемлемой частью государственной экологической политики этих стран, в основу которой положены следующие основные принципы:

1) право человека на благопри­ятную окружающую среду, ведущее свой отсчет от Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972),

2) формирование и активное функционирование общественных структур эко­логического движения (в ряде стран общее число общественных приро­доохранных организаций превышает тысячи и включает различные по количеству и профессиональному составу группы). Опыт развитых стран доказывает, что в услови­ях рыночной экономики и с учетом глобального характера экологичес­ких проблем усиление государственного регулирования во взаимодей­ствии с общественными структурами способно сдерживать экологические кризисные явления,

3) возможность граждан и обществен­ных организаций обращаться в суд с исками о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью человека, имуществу. На­блюдается активизация судебной практики, особенно по делам, воз­буждаемым отдельными гражданами, стремящимися использовать су­дебную систему для защиты экологических прав, провозглашен­ных законами в области охраны окружающей среды,

4) возможность воздействия общественных орга­низаций на государственные органы управления в области охраны ок­ружающей среды путем:

· распространения экологических знаний и информации (издание докладов об экологических проблемах регионов,о состоянии окружающей среды и роли в нем отдельных фирм и корпораций);

· участия в политическом процессе, под которым понимается групповая борьба с целью оказать влияние на государственный механизм управления (разные формы лоббизма и участия в работе органов управ­ления);

· переписки отдельных граждан с официальными представителя­ми госучреждений по вопросам охраны окружающей среды и экологическим проблемам с целью воздействия на выработку хозяйственных решений в экологически благопри­ятном направлении.

Примеры расширения взаимодействия государства и общественности в экологической области имеются в различ­ных странах. В Канаде, например, эта деятельность прояв­ляется в наблюдениях, производстве измерений, оценке состояния природы, отборе образцов. Служба живой природы Канады произво­дит анализ на тяжелые металлы тканей животных, присылаемых зверо­ловами и охотниками, помогает организациям дачников вести наблю­дения за прозрачностью озерной воды и отбирать пробы для анализа, сажать деревья и т.п.

Наши рекомендации