Вопрос 1. Концепция устойчивого развития

Тема: Макрорегуляторы социального развития предприятий и социальная отчетность

1. .

Вопрос 1. Концепция устойчивого развития

К середине XX столетия возросшая мощь экономики превратилась из созидательной силы в разрушительную. Оказалось, что ресурсы природы не безграничны, ее способность к самовосстановлению в ближайшее время будет исчерпана, и человечеству грозит глобальный кризис - социально-политический, экономический и экологический. В результате мир столкнулся с необходимостью формирования новой модели развития цивилизации, способной противостоять надвигающемуся кризису. Попыткой разрешить эту проблему стало создание новой концепции - концепции устойчивого развития.

Сам термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланд) в 1987 году. «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

В российскую информационную среду термин «устойчивое развитие» вошел в 1989 г. с переводом доклада комиссии «Наше общее будущее». В этом издании английская фраза sustainable development была переведена на русский язык как «устойчивое развитие». Однако более точно этот английский термин следовало бы передать как «непрерывно поддерживаемое развитие», что гораздо точнее соответствует его сути, поскольку слово sustainable имеет и другие значения: «поддерживаемое, самоподдерживаемое», «длительное, непрерывное», «подкрепляемое».

Концепция устойчивого развития объединяет в себе три основных аспекта: экономический, социальный и экологический.

Экономическая составляющая подразумевает оптимальное использование ограниченных природных ресурсов и применение экологичных природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, в том числе добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

Социальная составляющая устойчивости развития направлена на сохранение стабильности существующих социальных и культурных систем и сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом такого подхода является справедливое распределение ресурсов и возможностей между всеми членами человеческого общества, сохранение культурного капитала и многообразия. Некий гарантированный минимальный уровень жизни должен быть неотъемлемым правом любого человека. Развитием социальной составляющей концепции устойчивого развития стала идея соблюдения прав будущих поколений, поскольку природные ресурсы Земли являются общим наследием всего человечества, включая как ныне живущие, так и те поколения, которые придут нам на смену.

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность и жизнеспособность биологических и физических природных систем, прежде всего тех, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Понятие природных систем и ареалов обитания можно понимать достаточно широко, включая в них созданную человеком среду - например, города. Основное внимание уделяется сохранению их способностей к изменениям и самовосстановлению. (6)

Но для достижения устойчивого развития самое главное, пожалуй – это смена ценностных установок, как на личном, так и на общественном уровне. Обеспечение устойчивого развития требует не только новых технологий и инвестиций, но прежде всего социальных новаций, смены приоритетов и целей развития цивилизации, готовности отказаться от сиюминутной выгоды ради будущих поколений.

Устойчивое развитие в корпоративном секторе

В переходе к более устойчивому будущему бизнес играет важную роль через программы корпоративного устойчивого развития, то есть создание компанией долгосрочных ценностей в финансовой, социальной, экологической и этической сферах.

Зачастую термин «устойчивое развитие» бизнеса воспринимается абсолютным синонимом корпоративной социальной ответственности (КСО). Изначально в понятие устойчивого развития бизнеса вкладывалось ведение деятельности с учетом экологических факторов, однако с течением времени оно стало включать в себя и социальный аспект. В последние годы ряд авторов стали расширять данное понятие до включения в него и моральных аспектов. Что в целом привело к сращиванию понятий устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. Последнее в процессе своего развития также претерпело изменение своего содержания от преимущественно благотворительных программ до учета социальных и экологических воздействий на среду. Тем не менее, единого определения КСО в среде исследователей не существует, и разные компании зачастую по-разному его интерпретируют.

Всемирный совет по устойчивому развитию считает, что «Корпоративная социальная ответственность - это приверженность бизнеса концепции устойчивого экономического развития в работе со своими сотрудниками, их семьями, местным населением, обществом в целом с целью улучшения качества их жизни»

Ответственность, взятая на себя бизнесом, имеет большой потенциал в плане широкомасштабного содействия устойчивому развитию, такая деятельность может стать важным дополнением к реализации Программ ООН. Бизнес в процессе своей работы воздействует на энергетику и климат, водные ресурсы, биоразнообразие, сельское хозяйство и продовольствие, коррупцию, гендерное равенство и т.п. , именно поэтому его вклад в процесс устойчивого развития столь значительна.

В ходе внедрения и развития концепции устойчивого развития и КСО как ее практической формы реализации, в 2000 году по предложению Генерального секретаря Кофи Аннана был инициирован Глобальный Договор ООН (ГД ООН). Это международное объединение компаний и общественных организаций, направленное на утверждение ответственной гражданской позиции корпораций и содействие устойчивому развитию, крупнейшая в мире добровольная инициатива в области социальной ответственности бизнеса.

На сегодняшний день эта организация объединяет почти 7000 компаний из 135 стран. В 2008 году в Москве на встрече с руководителями российских компаний Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун объявил о запуске сети Глобального договора ООН в России.

Несмотря на все усилия, до сих пор корпоративное устойчивое развитие является недостаточным, и здесь необходим качественный скачок. Именно с целью его достижения 15-18 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро в рамках Конференции ООН «Рио+20» был проведен Корпоративный Форум по устойчивому развитию, призванный обеспечить основу для более активного участия частного сектора и инвесторов в обеспечении устойчивого развития и призвать правительства к принятию мер по поддержанию этих инициатив. В Рио-де-Жанейро съехались более 2700 мировых бизнес лидеров, инвесторов, представителей ООН, неправительственных организаций, научно-образовательных учреждений и органов власти, что подтверждает актуальность данного вопроса.

В ходе Форума компаниями заявлено около 200 обязательств к действию в социальной, экономической и экологической областях, многие из которых заслуживает интеграции в ежедневную бизнес-практику. Более 70 компаний, правительств и международных организаций поддержали идею Зеленой промышленной платформы - инициативы по включению экологических и социальных аспектов в деятельность корпораций за счет эффективного использования энергии и сырья, инновационных методов и применения новых, экологически чистых технологий. Около 1000 руководителей компаний выразили желание сотрудничать с правительствами в определении целей и задач на пути к достижению устойчивого развития.

Корпоративная устойчивость основывается не только на поступательном и эффективном производственном процессе, приносящем необходимую прибыль и обеспечивающем расширенное воспроизводство. Для ее упрочения необходимо соединение в единую самоорганизующуюся систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности компании.

Вопрос 2. Социальная отчетность, социальные балансы и регуляторы — интернет присутствие, социальный кодекс корпорации. Рейтинги деловой репутации

Все больше российских компаний, опираясь на мировой опыт, приходят к осознанию того, что внедрение нефинансовой отчетности в корпоративную практику способствует устойчивому развитию бизнеса, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, налаживает продуктивные взаимоотношения с государственными органами. Кроме того, публичное информирование о реализации социально значимых инициатив демонстрирует прозрачность системы управления, выводя тем самым имидж и репутацию компании на принципиально новый уровень.

Что такое социальный (нефинансовый) отчет?

Корпоративный социальный отчет – документ, в котором комплексно отражаются основные результаты и показатели деятельности компании в области социальной ответственности и устойчивого развития.

В социальном отчете раскрывается информация о приоритетах и ценностях компании в области устойчивого развития, предоставляются сведения о результатах ее воздействия на экономическую, социальную и экологическую сферу. Публикуя такой отчет, компания заявляет о готовности к развитию диалога с обществом, стремится учитывать интересы заинтересованных сторон - государства, клиентов, сотрудников, акционеров, инвесторов - в рамках социального партнерства.

Зачем компании социальная отчетность?

Корпоративная социальная отчетность:

· обеспечивает формирование позитивного имиджа, укрепление общественного доверия и лояльности к компании;

· способствует созданию благоприятной социальной среды в регионах деятельности, поддержанию социальной стабильности;

· направлена на повышение капитализации компании в долгосрочной перспективе, укрепляет доверие инвесторов, являясь показателем снижения нефинансовых рисков;

· позволяет повысить уровень корпоративного управления, способствует выявлению социальных проблем и оценке рисков в данной сфере, повышает эффективность корпоративных коммуникаций.

Стандарты нефинансовой отчетности

Формат социальной отчетности может быть различным: от свободной формы (общие обзоры социальных программ) до стандартизированной - предполагающей использование сравнимых показателей и верификацию внешним аудитором.

Основой для подготовки стандартизированных отчетов является международный стандарт GRI (Global Reporting Initiative – Глобальная инициатива по отчетности), получивший наибольшее распространение в практике международных и российских компаний.

Отчет, подготовленный по такому стандарту, позволяет заинтересованным сторонам получить информацию о трех ключевых составляющих деятельности компании: экономической, социальной и экологической. Кроме того, система отчетности GRI предлагает методику количественного измерения социальной и экологической ответственности с использованием конкретных показателей. Одним из преимуществ стандарта GRI является его гибкость: в рамках отчета компании могут применять его частично или использовать «общие принципы GRI».

Стандарт АА1000 S (AccountAbility 1000 Series) разработан Институтом социальной и этической отчетности (Institute for Social and Ethical Accountability, ISEA). Данная система отчетности направлена преимущественно на упорядочение социальных инициатив компании и повышение их эффективности. Стандарт устанавливает процедуру подготовки отчетности и определяет набор критериев оценки социальной ответственности (включая влияние на окружающую среду). Ключевым принципом, лежащим в основе стандарта AA 1000S, является диалог с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).

Не менее важной составляющей социальных отношений является социальный корпоративный кодекс.

Социальная корпоративная политика формируется в соответствии с федеральным и региональным законодательством, Генеральным и региональным трехсторонними соглашениями, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами, а также международными стандартами. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне3, а региональное соглашение — на уровне субъекта Федерации. Содержание и структура корпоративной социальной политики отражаются, в первую очередь, в коллективном договоре. Многие корпорации приняли корпоративный социальный кодекс или объявили, что в своей деятельности следуют принципам социальной ответственности бизнеса. Раз в один-два года корпорации публикуют социальные отчеты или как минимум основные положения социальной программы с краткой характеристикой отдельных направлений.

За рубежом содержание коллективного договора, как правило, не регламентируется законодательством4, но в постсоветской России для активизации институтов социального партнерства и формирования социально-трудовых отношений в условиях частной собственности такая регламентация оказалась необходимой. Понятие коллективного договора и его содержание были законодательно определены в 1992 году. Сейчас, в соответствии с новым Трудовым кодексом РФ, типовая структура договора предусматривает обязательное включение в социальные программы корпораций следующих разделов: оплата труда, условия труда и его охрана, режим труда и отдыха, переобучение работников, обеспечение их экологической безопасности на производстве, охрана здоровья, льготы и компенсации работникам и членам их семей. ТК РФ расширил возможности профсоюзов влиять на социальную политику корпораций. Можно привести примеры того, как профсоюзы активно выступали против массовых увольнений или требовали от работодателей изменить политику в области оплаты труда.

Термины «корпоративная социальная ответственность бизнеса» и «корпоративный социальный кодекс» в российском законодательстве не определены. Первый обычно трактуют как ответственность работодателей перед работниками, стремление к достижению равновесия между экономическими интересами корпораций и социальными потребностями общества. Под вторым же понимают документ, в котором зафиксированы обязательства и приоритеты Компании в социальной сфере и в области благотворительности, а также основные направления экологической деятельности. Оба понятия сложились под воздействием международных стандартов корпоративной социальной политики, краеугольные камни которой — открытость бизнеса для общества и следование принципам социальной ответственности. Чтобы обеспечить конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке, корпорации должны пройти международную сертификацию. В соответствии с международными стандартами в документы, определяющие корпоративную социальную политику, включаются разделы о сохранении окружающей среды и экологизации деятельности, о помощи северным коренным и малочисленным народам, программы заботы о подрастающем поколении, благотворительные, культурные, спортивные и другие программы не только для работников, но и для местного населения и др.

Наши рекомендации