Стратегические инновации в совершенствовании процессов природопользования

В настоящее время инвестирование капиталовложений в разработку и внедрение инноваций (нововведений) является критическим направлением в совершенствовании процессов природопользования, природоохранной деятельности и в целом системы экологического управления в США. Это внимание к разработке и реализации инновационных стратегий в экологическом управлении объясняется следующими новыми обстоятельствами и грядущими изменениями как внешних, так и внутренних условий социально-экономического развития страны [3]:

  • все более комплексный характер возникающих проблем, что бросает вызов общепринятым регулярным решениям;
  • кардинальное улучшение информации и технологии (должно быть целенаправленно использовано для обеспечения улучшения всей системы природопользования);
  • недостаточно развитое законодательство в области экологического управления, которое отстает от возникающих проблем и обновляется с запаздыванием подчас в 10-15 лет;
  • растущий интерес в обеспечении рачительного хозяйствования в природопользовании в связи с лавинным ростом дефицитности первичного природного сырья, что требует создания возможностей для улучшения использования природных ресурсов, пересмотра отношений государства с бизнесом и домохозяйствами;
  • все более жесткие бюджетные ограничения, что требует делать "больше с меньшими затратами", т.е. наиболее рациональным способом и с максимально высоким коэффициентом получать отдачу от инвестируемых вложений в природопользование за счет извлечения всех полезных компонентов из первичного природного сырья на базе массового внедрения природосберегающих и безотходных технологий.

Основные стратегические инновации в улучшении действующей системы природопользования и охраны природы, а также экологического управления в целом должны быть ориентированы на следующее:

  • целенаправленное фокусирование управленческой деятельности и соответствующих институциональных структур на исполнение природохозяйственных и природоохранных задач и достижение верифицируемых практических результатов;
  • обеспечение ответственности и рачительного хозяйствования в использовании природных ресурсов, не только контроль за загрязнением природы;
  • в значительно большей степени интегрирование всех звеньев управления природопользованием на всех его уровнях через государственные структуры, бизнес-сообщества и общественные объединения;
  • использование рыночных стимулов и механизмов для получения наибольшего эффекта от инвестиционных вложений в достижение целей природопользования и охраны природы;
  • широкое внедрение методов и механизмов координации, добровольного партнерства и кооперации всех участников процессов природопользования и экологического управления в целом.

Для совершенствования системы экологического управления в США в ближайшей и отдаленной перспективе определяются следующие принципы инновационной стратегии и политики:



  • совершенствование жизненно важных элементов действующей системы - стандартов, разрешений, лицензий, инспекций, договоров и согласительных процедур и т.д.;
  • разработка и внедрение новых подходов и инструментов, которые повышают отдачу и эффективность самой системы управления природопользованием как в обеспечении высокой отдачи инвестиционных вложений, так и в рациональном использовании первичного сырья;
  • улучшение взаимодействия с действующими партнерами и широкое вовлечение новых участников, заинтересованных в добыче и переработке природных ресурсов, что обеспечивает конкурентную среду и более рачительное использование первичного природного сырья;
  • тестирование и оценка результатов перед применением разработанного инструментария в более широких масштабах.

Институты стимулирования и внедрения инноваций

Агентство США по охране окружающей среды (EPA)

Ведущей исполнительной структурой в правовом обеспечении, разработке и реализации инновационных стратегий в США является Агентство по охране окружающей среды, деятельность которого в данной области направлена на фокусирование инноваций на приоритетных проблемах природопользования (качество водных ресурсов и создание соответствующей инфраструктуры, выбросы парникового газа и смога, отходы, химические риски и пестициды, и др.), а также на реализацию следующих инновационных стратегий.

Стратегия I. Развитие инновационных механизмов и инструментария:

  • индикаторы рачительного природопользования (разработка специальных индикаторов для измерения динамики и качественных сдвигов в использовании природных ресурсов и охраны природы);
  • ресурсосберегающие технологии (создание специализированного подразделения, концентрирующего информацию и базы данных по развитию ресурсосберегающих технологий, их разработчиков и нуждающихся в них потребителей; проведение конкурсов и выделение грантов для стимулирования разработки новых технологий);
  • системы экологического менеджмента (СЭМ; поддержка внедрения данных систем во все структуры управления природопользованием - государственные, корпоративные и негосударственные);
  • стимулы (поиск путей для стимулирования использования рыночных механизмов в природопользовании);
  • промышленные стратегии (кооперация со всеми 12 основными секторами (отраслями) экономики США для совершенствования методов и механизмов инновационных преобразований в области природопользования в каждом из данных секторов).

Стратегия II. Усиление инновационного партнерства Агентства со штатами:

  • финансовая поддержка нововведений в штатах (грантовые конкурсы на поддержку инновационных проектов в штатах);
  • совместное планирование и установка приоритетов в инновационной политике;
  • сотрудничество в разработке и реализации инновационных пилотных проектов (более 100 проектов выполняется в настоящее время);
  • распространение опыта успешных проектов по другим штатам;
  • постоянно действующая система повышения квалификации кадров в области инновационной стратегии и политики в природопользовании.

Стратегия III. Стимулирование инновационного творчества:

  • ротация высшего управленческого персонала (побуждение к новым подходам и творческому мышлению к разработке экологических программ);
  • преодоление организационных барьеров (создание комплексных групп по разрешению межотраслевых и межрегиональных проблем в природопользовании и охране природы и здоровья населения);
  • финансовая поддержка конкурентной среды (поддержка различных творческих групп, их идей и подходов для достижения конечных практических результатов);
  • награды и поощрения для инноваторов (выявление и общественное поощрение творчества и результатов деятельности инноваторов);
  • обучение и переподготовка кадров (повышение профессионального уровня во внедрении инноваций в деятельность различных управленческих структур).

Наши рекомендации