Вопрос-ответ к экзамену по экологическому праву

Оглавление

Общая часть. 4

1. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие. 4

2. Экологический кризис: понятие, причины, формы проявления, пути преодоления. 4

3. Концепция перехода России к устойчивому развитию. 6

4. Общие положения Основ государственной политики в области экологического развития. 8

5. Специфические черты экологического права. 9

6. Предмет и методы правового регулирования. 9

7. История развития экологического права. 10

8. Принципы экологического права. 13

9. Экологическое право как отрасль науки, отрасль права и учебная дисциплина. 13

10. Экологические правоотношения. Виды, субъекты, объекты. 14

11. Понятие и классификация источников экологического права. 15

12. Конституционные основы экологического права. 16

13. Характеристика ФЗ «Об охране окружающей среды». 17

14. Общая характеристика экологических прав и обязанностей граждан и некоммерческих организаций. 19

15. Право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. 21

16. Понятие, признаки и функции объектов экологического права. 22

17. Понятие и формы собственности на природные ресурсы и объекты. 22

18. Конституционные основы права собственности на природные ресурсы и объекты. Общая характеристика правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы. 23

19. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы. 24

20. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 24

21. Право государственной, муниципальной и частной собственности на природные ресурсы. 25

22. Понятие и классификация права природопользования. 26

23. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования. 27

24. Права и обязанности природопользователей. 28

25. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды. 28

26. Полномочия органов общей компетенции в сфере природопользования и охраны окружающей среды. 29

27. Специальные органы управления природопользованием и охраной окружающей среды. 31

28. Правовой механизм охраны окружающей среды. 32

29. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм). 33

30. Плата за негативное воздействие на окружающую среду. 33

31. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды. 35

32. Экологическое страхование. 35

33. Экологическая сертификация. 36

34. Экологический аудит. 37

35. Понятие, значение и классификация экологических нормативов. 38

36. Нормативы качества окружающей среды. 39

37. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. 40

38. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. 41

39. Техническое регулирование (технические регламенты и национальные стандарты в области охраны окружающей среды). 42

40. Наилучшие доступные технологии. 42

41. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. 44

42. Экологический мониторинг. 45

43. Государственный учет, отчетность, кадастры, реестры природных ресурсов и объектов. 46

44. Государственный экологический надзор. 47

45. Производственный экологический контроль. 49

46. Общественный экологический контроль. 49

47. Оценка воздействия на окружающую среду. 50

48. Государственная экологическая экспертиза. 51

49. Общественная экологическая экспертиза. 52

50. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения. 53

51. Уголовная ответственность за экологические преступления. 53

52. Административная ответственность за экологические правонарушения. 54

53. Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения. 55

54. Понятие экологического вреда. Основания юридической ответственности за причинение экологического вреда. 56

55. Порядок возмещения экологического вреда. Оценка экологического вреда и способы возмещения. 57

Особенная часть. 59

56. Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности. 59

57. Экологические требования на стадии размещения объектов. 60

58. Экологические требования на стадии проектирования объектов. 60

59. Экологические требования при строительстве хозяйственных объектов. 61

60. Экологические требования при вводе в эксплуатацию хозяйственных объектов. 61

61. Экологические требования при эксплуатации хозяйственных объектов. 61

62. Понятие и особенности охраны окружающей среды в энергетике. 62

63. Экологические требования к использованию ТЭС, ГЭС, АЭС и альтернативных источников энергии. 64

64. Понятие и основные направления охраны окружающей среды в сельском хозяйстве. 65

65. Экологические требования при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения. 67

66. Экологические требования при мелиорации земель, использовании мелиоративных систем и гидротехнических сооружений. 68

67. Экологические требования в области химизации сельского хозяйства. 68

68. Охрана окружающей среды при осуществлении генно-инженерной деятельности и использовании ее результатов. 68

69. Понятие и виды отходов производства и потребления. 69

70. Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления. 70

71. Правовые требования обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами. 72

72. Правовой режим экологически неблагополучных территорий. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 74

73. Правовое обеспечение радиационной безопасности. 76

74. Порядок обращения с химическими и биологическими веществами. 78

75. Правовые требования к уничтожению химического оружия. 79

76. Понятие, содержание, принципы, объекты и субъекты права недропользования. 80

77. Виды пользования недрами. Порядок предоставления участков недр в пользование. 82

78. Объекты водных отношений. Понятие и виды водных объектов. 84

79. Право пользования водными объектами. Виды водопользования. Порядок предоставления водных объектов в пользование. 86

80. Правовая охрана водных объектов. 87

81. Правовое регулирование использования и охраны морей России. 89

82. Объекты и субъекты лесных отношений. 91

83. Виды использования лесов. Предоставление лесных участков. 93

84. Охрана, защита и воспроизводство лесов. 95

85. Понятие, содержание, объекты и субъекты пользования объектами животного мира. 97

86. Виды, способы, условия и порядок пользования объектами животного мира. 98

87. Меры охраны объектов животного мира и среды их обитания. 99

88. Понятие атмосферного воздуха. Правовые меры его охраны. 101

89. Правовая охрана озонового слоя Земли и климатической системы. 103

90. Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов. 105

91. Государственные природные заповедники и национальные парки. 106

92. Природные парки и государственные заказники. 108

93. Памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады. 109

94. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. 110

95. Красная книга. 111

Специальная часть. 112

96. Понятие международного экологического права. 112

97. Принципы международного экологического права. 112

98. Источники международного экологического права. 113

99. Международные экологические конференции. 115

100. Международные экологические организации. 116

Общая часть

Общие положения Основ государственной политики в области экологического развития.

Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Реализация настоящих Основ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

б) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

в) сочетание интересов человека, общества и государства;

г) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

д) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

е) презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;

ж) обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;

з) обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

и) соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

к) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;

л) ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

м) полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

н) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

о) развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития будет обеспечиваться, в частности, решением следующих задач:

1) формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

2) обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;

3) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;

4) обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

5) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

6) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.

Государственная политика в области экологического развития будет реализовываться путём осуществления эффективной деятельности органов государственной власти в рамках предоставленных им полномочий во взаимодействии с бизнес-сообществом, научными кругами, общественными и иными организациями:

1) при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов;

2) при разработке долгосрочных программ социально-экономического развития, федеральных и региональных программ в области охраны окружающей среды;

3) при планировании и принятии решений об осуществлении на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду.

Финансирование реализации государственной политики в области экологического развития будет осуществляться за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также за счёт средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства.

Лекция

Ныне действующий закон был принят 10 января 2002 года, пришёл он на смену закона РСФСР 1991 года «Об охране окружающей природной среды».

До сих пор существует множество дебатов о том, лучше ли этот закон, чем предыдущий.

К семинарским занятиям – по поводу критики действующего закона много статьей (Бренчук, Дубовик об этом писали…).

Закон 1991 года назывался «Об охране окружающей природной среды», новый – «Об охране окружающей среде», без «природной».

Существовал предыдущий чуть больше десяти лет, новый на данный момент тоже.

Между понятиями природы и окружающей среды много отличий. Природа – это только естественные компоненты, которые произошли без влияния человека. А окружающая среда – это естественные плюс антропогенные компоненты (зданий, памятники, земля, атмосферный воздух – это всё окружающая среда).

Поэтому когда законодатель убрал слова «природную», то получается, что, наверное, и здания тоже надо охранять.

При этом в первой статье даются понятия и антропогенных объектах. При этом сам закон не посвящён антропогеннтехым объектам.

Уже само название порождает множество проблем.

Авторы некоторых учебных пособий говорят о том, что ряд причин в 2002 года побудил законодателя принять новый закон (хотя в него столько изменений было внесено, однако лектор считает, что ничего особенно не улучшилось – даже несмотря на то, что вносились изменения регулярно).

Причины, побудившие разработать новый закон.

1) Считается, что в законе 1991 года существовало большое количество декларативных положений.

2) Во-вторых, с принятием в 1993 году Конституции появилась необходимость привести экологическое законодательство в соответствии с нормами Конституции, причём по нескольким направлениям (появлением множества форм собственности, там было право на здоровую и безопасную окружающую среду, а в Конституции – благоприятная).

3) Необходимо в законе уточнить компетенцию органов государственной власти, исполнительной власти.

4) После распада СССР стали проводиться различные реформы в стране социального и экономического характера, что надо было отразить в законе.

5) Необходимо было закрепить два таких положения, как: 1) процедура оценки воздействия на окружающую среду (это процедура ОВОЗ) и 2) процедура экологической экспертизы.

В 1993 году был принят закон, в 1995 году стали говорить, что нуждается в доработки и привлекались учёные, множество вариантов было предложено. Принимали участие Боговлюбов, Бренчук, Дубовик в этих комиссиях, и когда они увидели проект – они были удивлены, так как все их пожелания не были учтены.

Критика закона 1991 года не вся была учтена.

Закон состоит из 16 глав и 84 статей.

Содержание полистаем сами.

В преамбуле говорится, что закон определяет правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

Там многое идёт к контексте идеи устойчивого развития.

Имеющиеся достоинства (весьма условны):

1. Законодатель стремился обеспечить комплексное регулирование в охране окружающей среды (хотя это тоже достаточно условно и в законе отсутствуют процессуальные нормы). Закон 1991 года по содержанию и значимости был приближен к кодексу, а нынешний от этого далёк.

2. В законе 2002 года закреплены положения, посвящнные процедуре ОВОЗ и экологической экспертизе. Помимо этого, закон содержит положения об экологической сертификации и об экологическом аудите (это – новеллы, появившиеся в 2002 году). Но ни сертификация, ни экологический аудит не получили должного развития; а аудит вообще даётся сугубо понятием.

3. В концепции продолжения идей устойчивого развития в законе появляются положения о необходимости нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (человек должен ограничивать своё потребление природной среды). В числе экологического контроля впервые предусмотрены положения о нормировании допустимости изъятия компонентов природной среды, впервые – и нормативы по недрам (раньше по лесам были, а по недрам – нет).

4. Содержание статьи 36 закона говорит, что при проектировании необходимо учитывать наилучшие существующие технологии (и написано, что это такая технология, которая основана на последних достижениях науки и техники, наименьшее воздействие на окружающую среду…).

При внедрении этих наилучших существующих технологий хозяйствующий субъект может иметь налоговые льготы, а также возможно снижение платы за загрязнение и использование окружающей среды (это – экономические стимулы).

5. Статья 65, которая закрепляла положения о проведении государственного экологического контроля – в нём закреплялся принцип разъединения в полномочиях функции использования природных ресурсов и функции контроля. То есть для того, чтобы повысить эффективность контроля, был принцип. Это было достижением 2002 года – но в 2011 году этот принцип убрали.

Министерство природных ресурсов и экологии – оно и по использованию природных ресурсов, и в его ведении находится служба по контролю.

Недостатки действующего закона:

1)а Содержит множество декларативных положений и норм (не устранён недостаток 1991 года закона).

2) В нём содержится большое количество норм отсылочного характера. Некоторые положения требует разработки целого пакета нормативных актов – но должной проработки получены были далеко не все нуждающиеся в том положения.

3) В нём не использованы современные средства юридической техники (юридическая техника хромает).

4) Не регулируются процессуальные отношения (хотя есть претензия на то, что это – комплексный закон).

5) Закон изобилует стилистическими погрешностями.

В силу этих дефектов он не может реализовывать свою роль и его нельзя назвать эффективным.

Экологическое страхование.

В условиях усиления в последнее время аварийного, в том числе техногенного, загрязнении окружающей среды происходит поиск источников для компенсации его последствий. В этой связи важное значение приобретает экологическое страхование. ФЗ «Об охране окружающей среды» в числе методов экономического регулирова­ния в области охраны окружающей среды называет экологическое страхование. Оно осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков, под которыми понимается вероятность наступления собы­тия, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной дея­тельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Под экологическим страхованием (страхованием ответственности за нанесение вреда окружающей среде) понимается страхование гражданской ответственности владельцев потенциально экологически опасных объектов в связи с необходимостью возмещения третьим лицам ущерба, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Такое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от загрязнения, а также затрат по возмещению вреда жизни и здоровью граждан, пострадавших от вредных воздействий, и требует разработки перечня страховых событий, подлежащих страхованию, и методик оценки ущерба, причиненного в результате аварийного загрязнения.

Статья 18 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что в Российской Федерации может осуществляться обязательное госу­дарственное экологическое страхование. Самостоятельный федераль­ный закон в этой сфере до настоящего времени не принят. Отношения в сфере страхования регулируются Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В связи с недостаточностью правового регулирования экологи­ческого страхования некоторыми субъектами РФ и муниципаль­ными образованиями были приняты нормативные правовые акты в этой сфере.

Специальными федеральными законами предусматривается обяза­тельное страхование опасных производственных объектов.

Так, обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном про­изводственном объекте закреплено в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № И6-ФЗ «О промышленной безопасности опасных про­изводственных объектов». В соответствии со ст. 15 данного Закона обязательное страхование такой ответственности осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причи­нение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Аналогичным образом осуществляется обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения, предусмотренное ст. 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехниче­ских сооружений».

Регулирование отношений в области обязательною страхования опасных объектов осуществляется в соответствии с Федеральным за­коном от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за при­чинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Закон на­правлен на возмещение вреда, причиненного в результате аварии на опасном объекте жизни, здоровью и (или) имуществу физических лиц и имуществу юридических лиц. Его действие не распространяется на отношения, возникающие вследствие причинения вреда природной среде. Следовательно, данный вид обязательного страхования не яв­ляется экологическим. Несмотря на это, обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта является важным средством обеспечения экологической безопасности.

Добровольное экологическое страхование осуществляется на осно­вании Типового положения о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденного Минприроды РФ 31 Российской государственной страховой компанией 3 декабря, 20 ноября 1992 г., № 04-04/72-6132,223. На основании этого Типового положения страховая организация (страховщик) предоставляет стра­ховую защиту гражданской (имущественной) ответственности стра­хователя за ущерб, причиненный третьим лицам, в результате внезап­ного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей природной среды на территории Российской Федерации.

Объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, воздушного бассейна, водной среды на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым случаем является внезапное, непреднамеренное причинение ущерба окружающей природной среде, возникшее в результате аварии, приведшее к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу либо к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечни причин страховых случаев и загрязняющих веществ оговариваются в каждом конкретном договоре страхования.

Страховые платежи уплачиваются в соответствии с утвержденными тарифными ставками и определяются в основном экологической опасностью объекта, принадлежностью его к той или иной отрасли производства, вероятной частотой аварийных событий.

Экологическая сертификация.

Экологическая сертификация - действие третьей стороны по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям (Основные положения системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации).

Экологическая сертификация подтверждает соответствие объектов сертификации установленным экологическим требованиям и нормативам.

В России различают две формы подтверждения соответствия:

1. Добровольная экологическая сертификация

Проводится в случаях, когда в законодательных актах РФ не предусмотрено проведение обязательной сертификации. То есть, если продукция не внесена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (Постановление Правительства от 01.12.2009 г. № 982), то не нужно проводить обязательную сертификацию, но при желании можно оформить добровольный сертификат.

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, системы менеджмента, и другие объекты для которых существуют технические условия, рецептуры, стандарты и иная документация, соответствие которой возможно подтвердить.

Добровольная экологическая сертификация не заменяет обязательную сертификацию и проводится по желанию заявителя на условиях договора между ним и органом по сертификации.

Заинтересованными в добровольной экосертификации, как правило, являются хозяйствующие субъекты, которые:

· хотят получить официальное подтверждение экологической чистоты и безопасности продукции или безопасности отходов;

· хотят получить официальное подтверждение соответствия своей деятельности в области охраны окружающей среды международным стандартам в этой области;

· хотят получить льготы при налогообложении, кредитовании, государственном экологическом контроле и т.д.

Результатом добровольной сертификации является сертификат соответствия и знак обращения на рынке, применение которого предписывается правилами определенной системы добровольной сертификации.

2. Обязательная экологическая сертификация

Согласно ст.23 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" проводится исключительно для продукции (объект сертификации) и только на соответствие требованиям, установленным техническими регламентами.

Каждый технический регламент содержит конкретные требования, формы и схемы, подтверждающие соответствие. Подтверждение соответствия проводят специально аккредитованные в установленном порядке органы по сертификации, которые сотрудничают с испытательными лабораториями, также имеющими аккредитацию.

Обязательная экологическая сертификация требуется для некоторых видов продукции, указанной в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982.

Существуют две формы осуществления обязательной экологической сертификации – это декларирование соответствия и обязательная сертификация.

Декларирование соответствия проходит по следующим схемам:

· принимается декларация о соответствии на основе собственных доказательств заявителя;

· принимается декларация о соответствии на основе собственных доказательств заявителя и доказательств, полученных при участии органа по сертификации и/или испытательной лаборатории.

В обоих случаях заявитель должен самостоятельно сформировать комплект доказательств, к ним относится техническая документация, результаты и протоколы собственных исследований, проведенных в аккредитованной лаборатории и т.д.

Декларация о соответствии регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

При подтверждении соответствия по форме обязательной сертификации, процедуры сертификации для определенных видов продукции устанавливаются техническими регламентами. Заявитель получает сертификат соответствия, а продукция маркируется знаком обращения.

Орган – Росстандарт РФ. Плюс по отраслям: органы по сертификации продукции; испытательные лаборатории; продавцы, изготовители, исполнители. Возглавляет органы Минприроды РФ.

Экологический аудит.

Одним из специфических методов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования является экологи­ческий аудит. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяется он как независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и норматив­ных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучше­нию такой деятельности. Однако данный Закон не содержит иных правовых норм, регулирующих отношения по проведению экологиче­ского аудита.

В Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511, эко­логический аудит рассматривается как сфера самостоятельного нор­мативного правового регулирования. Однако до настоящего времени не принято специального федерального закона об экологическом аудите.

Создание нормативной правовой базы в области экологического аудита связано с принятием приказов Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» и от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»2. Создание системы аудита недропользова­ния предусматривалось приказом МПР РФ от 2 апреля 1998 г. № 95э. Однако этих нормативных правовых актов оказалось недостаточно для организации и проведения экологического аудита, поскольку они не прошли обязательную стадию их государственной регистра­ции и опубликования.

В настоящее время отсутствует законодательная основа, необходи­мая для организации и проведения экологического аудита (как обяза­тельного, так и добровольного).

Между тем разработка и внедрение современной системы эко­логического аудита предусмотрены в числе Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р4. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоря­жением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-ps, указывается на необходимость формирования правил осуществления экологиче­ского аудита как одного из условий создания эффективного эколо­гического сектора экономики. Проведение экологического аудита предусмотрено в качестве одного из механизмов при решении задач развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Экологический мониторинг.

Экологический мониторинг является одной из основных функций экологического управления.

Выделяются различные виды экологического мониторинга. В за­висимости от территории и масштабов — федеральный, региональный, территориальным (административно-территориальный) и локальный. Различаются также национальные (государственный), межгосударственные и глобальные.

В зависимости от уровня изменения человеком окружающей среды вы­деляется фоновый (за явлениями и про­цессами, происходящими в окружающей среде, минимально затрону­той вмешательством человека) и импактный (за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, связанными с экологическими рисками) экологический мониторинг. В зависимости от объекта выделяется собственно экологический мониторинг, мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов, земель, объектов животного мира и т. д.

Составной частью экологического мониторинга в России является государственный экологический мониторинг, который в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» определяется как комплексные наблю­дения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происхо­дящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды

Согласно ст. 63 Закона государственный экологический мони­торинг осуществляется посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках единой системы государственного экологического мониторинга, а также государственного фонда данных.

Статьей 63.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрена Единая система государственного экологического мо­ниторинга, кото­рая создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:

- регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, изме­нениями ее состояния;

— хранение, обработка информации о состоянии окружающей среды;

— анализ полученной информации в целях своевременного вы­явления изменений состояния окружающей среды, оценка и прогноз этих изменений;

— обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимате­лей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

Единая система государственного экологического включает в себя подсистемы:

— государственного мониторинга состояния и загрязнения окружаю­щей среды,

— государственного мониторинга атмосферного воздуха (ст. 23 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»);

— государственного мониторинга радиационной обстановки на терри­тории Российской федерации (ст. 21 ФЗ «Об исполь­зовании атомной энергии»);

— государственного мониторинга земель (cт. 67 ЗК РФ);

— государственного мониторинга объектов животного мира (ст.15 ФЗ «О животном мире»);

— государственного лесопатологического мониторинга (ст. 56 ЛК РФ);

— государственного мониторинга состояния недр (ст. 36.1 Закон РФ «О недрах»),

— государственного мониторинга водных объектов (ст. 30 ВК РФ);

— государственного мониторинга водных биологических ресурсов (ст. 42 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»);

— государственного мониторинга внутренних морских вод и терри­ториального моря (ст. 36 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»);

— государственного мониторинга исключительной экономической зоны (ст. 29 ФЗ «Об исклю­чительной экономической зоне Российской Федерации»);

— государственного мониторинга континентального шельфа (ст. 33 ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»);

— государственного экологического мониторинга уникальной эколо­гической системы озера Байкал (ст. 20 ФЗ «Об охране озера Байкал»);

— государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (ст. 32, 36 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации»).

Организац<

Наши рекомендации