Тест 2. Уровни организации живого

Формулировка вопроса и варианты ответа ключ
На молекулярном уровне начинают проявляться свойства живого: А) фотосинтез Б) биосинтез белка В) наследственность  
Предметом изучения на клеточном уровне является: А) законы превращения веществ и энергии Б) механизм деления клетки В) механизм взаимодействия клеток  
Какие факторы указывают на то, что митохондрии и пластиды могли произойти от паразитических внутриклеточных организмов: А) собственные молекулы ДНК Б) двухслойная мембрана В) сходство в строении с паразитическими клетками  
Тканевый уровень организации живого изучает наука: А) цитология Б) гистология В) анатомия  
Клетки в тканях: А) приобретают самостоятельность Б) теряют самостоятельность В) приобретают другое строение  
Орган состоит из: А) одного типа ткани Б) не более двух типов тканей В) более двух типов тканей  
Организменный уровень организации живого постулирует: А) вне организмов жизнь не проявляется Б) вне организмов молекулы не взаимодействуют В) вне организма клетки не делятся  
Вирус – это: А) живой организм, так как состоит из молекул белка и нуклеиновых кислот Б) имеет кристаллическую структуру как вне, так и внутри организма В) проявляет свойства живого внутри другого организма  
Популяционно-видовой уровень определяет, что вид – это: А) сумма отдельных особей-организмов с присущими им адаптациями Б) некое функциональное целое В) совокупность особей, занимающих определенную территорию  
Термин вид ввел в науку: А) Джон Рей Б) Карл Линней В) Аристотель  
Бинарную номенклатуру в систематику ввел: А) Карл Линней Б) Джон Рей В) Жан Батист Ламарк  
Все растения, не имеющие цветка, К.Линней объединил в группу: А) мотыльковые Б) фантомные В) тайнобрачные  
Латинское название вида введено К.Линнеем, так как: А) в то время это был самый распространенный язык Б) это был «мертвый» язык В) чтобы им пользовались только ученые  
Биосферный уровень рассматривает взаимоотношения между: А) биогеоценозами или экосистемами Б) экотопом и биотопом В) фито-зоо-микробоценозами  

Тема 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И внешней СРЕДЫ. ПОПУЛЯЦИЯ (2 часа)

План

1. Понятие среды обитания, экологических факторов и условий существования. Основные среды жизни. Классификация экологических факторов. Общие закономерности действия абиотических экологических факторов на организм. Закон оптимума (толерантности) В. Шелфорда. Закон ограничивающего фактора (минимума) Ю. Либиха.

2. Основные эволюционные пути адаптации организмов к среде обитания. Морфологические, анатомические, физиологические и поведенческие адаптации. Средообразующая деятельность организмов. Биотические взаимосвязи (трофические, топические, форические, фабрические) и взаимоотношения (симбиотические, антибиотические, нейтральные). Закон Гаузе (правило конкурентного исключения).

3. Понятие популяции. Приспособительный характер популяции. Основные характеристики популяции. Структура популяции. Динамика популяции. Понятие биотического потенциала. Емкость среды. Модифицирующие факторы. Популяционные волны. Регулирующие факторы. Стресс-реакция. Понятие популяционного гомеостаза.

Основные понятия к практическому занятию

Среда обитания: водная, воздушная, наземно-воздушная, почвенная. Экологические факторы: биотические и абиотические (свет, температура, влажность, воздух). Закон оптимума (толерантности) В. Шелфорда. Закон ограничивающего фактора (минимума) Ю. Либиха. Адаптации организмов к среде обитания: морфологические, анатомические, физиологические и поведенческие. Биотические взаимосвязи: трофические, топические, форические, фабрические. Биотические взаимоотношения: симбиотические, антибиотические, нейтральные. Закон Гаузе (правило конкурентного исключения). Популяция и основные ее характеристики: численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост, темп роста. Структура популяции: половая, возрастная, генетическая, поведенческая. Биотический потенциал. Емкость среды. Модифицирующие и регулирующие факторы. Популяционные волны. Стресс-реакция. Гомеостаз популяции.

Литература:

1. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.

2. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учебное пособие /Ю. Л. Хотунцев. - УМО. - М.: Academia, 2002. – 480 с.

Задания по теме практического занятия

Наши рекомендации