Страницы истории Отечества (19 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свиде­тельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII—XVвв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Алек­сандр Невский. Московская Русь. Московские князья — собирате­ли русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III.Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XVвв.

Наше Отечество в XVI—XVIIвв. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сиби­ри. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

Россия в XVIIIв. Петр I — царь-преобразователь. Новая сто­лица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II.Дворяне и крестьяне. Век русской сла­вы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIIIв.

Россия в XIX— начале XXв. Отечественная война 1812 г. Боро­динское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II.Культура, быт и нравы России в XIX— начале XXв.

Россия в XXв. Участие России в Первой мировой войне. Ни­колай II— последний император России. Революции 1917 г. Граж­данская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск пер­вого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагари­на, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XXв.

Прошлое родного края. История страны и родного края в назва­ниях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия:знакомство с историческими достопримечательнос­тями родного края (города, села).

Практическая работа:найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (19 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, север Евро­пейской России, центр Европейской России, юг Европейской Рос­сии. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, зна­менитые люди, памятники культуры в регионах.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географи­ческая карта;

что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ве­дется счет лет в истории; особенности исторической карты;

некоторые современные экологические проблемы;

природные зоны России;

особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

исторические эпохи: первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, новейшее время;

важнейшие события и великих людей отечественной истории;

государственную символику и государственные праздники со­временной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определи­теля; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, ра­стения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяй­ственных животных своего края;

проводить наблюдения природных тел и явлений;

в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допу­стимости, определять возможные причины отрицательных измене­ний в природе, предлагать простейшие прогнозы возможных по­следствий воздействия человека на природу, определять необходи­мые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

приводить примеры животных Красной книги России и Между­народной Красной книги;

соотносить год с веком, определять последовательность истори­ческих событий;

приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источ­никах сведения по определенной теме природоведческого и обще­ствоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

применять иллюстрацию учебника как источник знаний, рас­крывать содержание иллюстрации;

владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Наши рекомендации