Экозащитная техника и технологии.

Основным источником загрязнений в настоящее время является промышленность, энергетика и транспорт. В связи с этим важнейшую роль играет инженерная (техническая) экология, призванная на основе оценки степени вреда, наносимого окружающей среде современным обществом, разрабатывать и совершенствовать инженерно-технические средства защиты окружающей среды, способствовать созданию малоотходных производств.

Оценка прямых и косвенных потерь окружающей среды проводится на стадии проектирования промышленных объектов, а затем на этапе их функционирования.

Точная качественно-количественная оценка экологической ситуации в современных природно-технических геобиосистемах (ПТГ) основывается на аппаратных методах контроля и диагностирования экосистем. При этом исходной информацией являются данные текущего контроля над влиянием источников антропогенных воздействий (промышленные предприятия, линии электропередачи, транспортные средства и т.д.) на природные объекты (растения, насекомые, рыбы, млекопитающие и т.д.).

В настоящее время используют четыре основных метода определения показателей экологического состояния ПТГ:

- экспериментальный;

- расчетный (посредством вычислений с использованием значений параметров, найденных иными методами);

- экспертный (основанный на основе мнений специалистов);

- органолептический (основанный на использовании только органов чувств).

Основная трудность состоит в получении на основе различных исходных показателей единого значения, адекватно характеризующего уровень экологическогосостояния (обстановки) в регионе. Под уровнем экологического состояния природных объектов понимают некоторую относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности фактических значений показателей экосистемы с соответствующей совокупностью нормативных значений показателей. В качестве базовых показателей обычно используют ПДК и ПДВ (предельно допустимый выброс). Для того чтобы оценка экологического состояния была эффективной она должна отвечать критериям объективности, точности и достоверности. Объективность определяется использованием конкретной, апробированной методики, а точность и достоверность – состоянием технико-измерительной базы контроля единичных параметров.

Экологический контроль природно-технических геосистем. Экологический контроль или контроль качества окружающей среды это обеспечение соблюдения действующих природоохранных и ресурсосберегающих правил, требований и норм на всех этапах деятельности человека, связанной с изменением окружающей среды.

Основными задачами экологического контроля являются получение информации о состоянии окружающей среды с целью формирования информационной базы состояния и изменения окружающей среды.

Объектом экологического контроля является природная среда, а измеряемыми величинами _ вредные техногенные воздействия на природную среду.

Параметры и показатели экологического контроля или нормы охраны окружающей среды устанавливаются системой государственных стандартов по охране природы. Ряд норм определен законодательством. В настоящее время действует более 100 различных стандартов, регламентирующих нормы охраны атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, недр, лесных и других угодий, водной и наземной флоры, всех видов фауны. В то же время наличие большого числа отдельных нормативов не решает проблему определения экологического состояния для отдельной территории и проблему восстановления нарушенных компонентов природной среды.

Важнейшей проблемой экологического контроля является точность и достоверность собираемой информации, что определяет объективность выводов, а значит и эффективность принимаемых решений. Объективно ситуация с экологическим контролем в настоящее время характеризуется:

- большой степенью неупорядоченности, обусловленной неоднозначностью условий проведения контроля и существования природной среды;

- условностью и неопределенностью многих нормативных требований;

- отсутствием нормированного понятия состояния экологического равновесия и условий его поддержания;

- отсутствием взаимоувязанного регламента по информационно-измерительным процессам;

- неадекватностью выводов и решений, принимаемых по результатам качественной и количественной оценки текущего состояния природной среды.

Это ведет к тому, что одна и та же экологическая ситуация получает разное, иногда диаметрально противоположное толкование различными ведомствами или различными исследователями с точки зрения ее полезности или вредности.

Основным методом нейтрализации субъективизма данных экологического контроля считается использование экспертного метода.

Для проведения объективного контроля экологических параметров существует большой парк разнообразной измерительной техники. Обычно один и тот же параметр может быть определен несколькими методами. Каждый метод, так же как и каждый прибор имеет свои преимущества и недостатки. Выбор методов и средств контроля обусловлен конкретными задачами и определяется необходимой чувствительностью, точностью и объемом измерений, возможностью их автоматизации и сопряжения с вычислительной техникой и экономическими возможностями. Для определения состава воздуха и воды выпускаются комплексные аналитические лаборатории.

Комплексная система экологического контроля в процессе функционирования производственного объекта называется инженерно-экологическим мониторинг. Этот мониторинг является обычно точечным или локальным, а набор методов контроля определяется характером и объемом загрязнений, производимых предприятием.

Экологическая экспертиза проектов является в настоящее время обязательной стадией проектирования и предполагает комплексную оценку действия предполагаемых изменений на здоровье людей, среду жизни, природные ресурсы, экосистемы региона или даже биосферы в целом. Экологическая экспертиза осуществляется на основе Закона РФ об экологической экспертизе принятого Государственной Думой РФ 19 июля 1995 г.

Исходными данными для проведения экологической экспертизы какого-либо проекта (проектно-конструкторской документации, изделия, объекта или ПТГ в целом) являются:

- нормативные документы по охране окружающей среды для выработки экологических критериев;

- статистические данные по надежности объектов, аналогичных подлежащим экспертизе;

- данные по состоянию окружающей среды:

а) данные полевых и лабораторных наблюдений;

б) данные, полученные в результате расчетов.

Для проведения экспертизы создается экспертная комиссия (совет), подчиненная какому-либо ведомству либо независимая. При проведении экологической экспертизы рассматриваются материалы инженерно-геологических, ландшафтных и экологических изысканий, проектная документация на возводимый объект, технологическая документация на производство строительно-монтажных работ и методы оценки антропогенных изменений и локализации нарушений окружающей среды.

Экологическая экспертиза осуществляется на основе следующих принципов:

- приоритет права общества на благоприятную окружающую природную среду;

- гармоничное сочетание экономических и экологических интересов общества;

- территориально-отраслевая и экологическая целесообразность реализации проектов;

- экологическая совместимость существующих и запроектированных объектов с требованиями охраны окружающей среды;

-

строгое соблюдение норм проектирования, строительства и эксплуатации объектов и норм природопользования.

При проведении экспертизы эколого-экспертные органы должны проанализировать объективность отражения в проекте сложившейся экологической обстановки в районе размещения объектов, правильность определения характера источников загрязнения окружающей среды и их выбросов в атмосферу, водоемы и почву, а также обоснованность и полноту предусматриваемых мероприятий по предупреждению возможного экологического ущерба.

Экспертный орган должен определить эффективность запроектированных мер, направленных на улучшение состояния природных ресурсов, выполняющих оздоровительные, охранные и защитные функции.

Важной частью экспертизы является проверка обоснованности использования источников водоснабжения и энергии, комплексного использования сырья, других материальных ресурсов, включая отходы производства, жизнедеятельности и вторичное сырье.

Составной частью экспертизы является анализ решений о возможных прогнозируемых изменениях окружающей природной среды при реализации проекта с учетом влияния антропогенных, климатических, метеорологических, иных природных факторов и процессов и их экологическая, экономическая, психологическая и санитарно-гигиеническая оценка.

Результаты экспертизы оформляются в виде экспертного заключения, состоящего из вводной, констатирующей и заключительной частей. В заключительной части дается оценка основных мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов с учетом возможных экономических последствий осуществления проекта. В ней определяется возможность рекомендации рассмотренных материалов к утверждению либо принимается решение об их возвращении на доработку. Без визы руководителя экологической службы техническая документация на согласование и утверждение не предоставляется.

Природосберегающее проектирование производственных объектов. Экологическая безопасность должна обеспечиваться на стадии проектирования. Этот этап производственной деятельности во многом определяет экологическую безопасность предприятия и затраты на ее сохранение. Каждый производственный объект создает некоторую угрозу антропогенных изменений природных объектов. Возможный уровень воздействия производственного объекта на окружающую среду определяет меру экологической чистоты данного объекта.

Требование экологической чистоты при проектировании объектов означает максимальное использование в проектируемых производствах малоотходных технологий, поскольку сокращение объема выбросов предпочтительнее создания очистных сооружений.

Экологическая паспортизация объектов и технологий. Экологический паспорт объекта – это нормативно-технический документ, включающий все данные о потребляемых ресурсах всех видов (первичных, вторичных и др.), а также определяющий все прямые воздействия на окружающую среду.

Экологический паспорт организации, предприятия или отдельного объекта содержит следующие разделы:

- общие сведения о предприятии;

- справка о природоохранной деятельности;

- схема расположения объекта;

- баланс водопотребления и водоотведения;

- характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсах;

- выбросы в атмосферу вредных веществ;

- содержание вредных веществ в атмосфере;

- характеристика сжигаемого топлива и выбросов от объектов теплоэнергетики;

- показатели использования воды;

- состояние очистных сооружений;

- показатели очистки сточных вод и содержание загрязняющих веществ в водоеме;

- показатели образования, накопления и использования твердых отходов;

- сведения о рекультивации;

- прогноз динамики выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы и использования отходов по отдельным производствам;

- затраты на природоохранную деятельность по предприятию;

- итоговые данные по выбросам в атмосферу и сбросам в водоемы (в целом по предприятию);

- дополнительные сведения о природоохранных и ресурсосберегающих мероприятиях.

Наиболее сложным и трудоемким при разработке экологического паспорта является инвентаризация вредных воздействий, выбросов и стоков и расчет норм ПДВ (воздействий и выбросов) и ПДС.

Экологическая реконструкция или рекультивация – восстановление земель, нарушенных в результате антропогенного воздействия. Основной причиной нарушения земель является добыча полезных ископаемых, в результате чего происходит проседание земной поверхности над подземными выработками или поверхность земли занимается отвалами твердых отходов, образующихся при добыче и первичной переработке полезных ископаемых. Различные виды промышленной и транспортной деятельности также ведут к нарушению земель. Рекультивация земель состоит из двух этапов – технического и биологического.

Технический этап обычно заключается в планировке поверхности нарушенных земель с целью приведения рельефа в состояние, пригодное для хозяйственного использования и размещение потенциально плодородных пород на рекультивируемой поверхности. При необходимости в состав мероприятий технического этапа включают отвод поверхностных вод, защиту от подтопления и заболачивания, борьба с эрозией и оврагообразованием, устройство дорог, подъездов и других сооружений, способствующих быстрейшему освоению рекультивируемых земель.

Биологический этап состоит в восстановлении плодородия почвы или создании плодородного слоя на материнских породах. При необходимости проводятся работы по нейтрализации вредного воздействия горных пород на среду жизнеобитания (почву, воду, воздух). Биологический этап включает работы по восстановлению растительности, как основного компонента экосистемы, т.е. посадку трав, кустарников и деревьев.

Качество рекультивации земель определяется сроком восстановления почвенного плодородия, величиной и устойчивостью биологической продуктивности.

Эффективность природоохранной и ресурсосберегающей деятельности. Создание или функционирование промышленного объекта наносит экологический ущерб, прежде всего выбросами в природную среду загрязняющих веществ и размещением отходов. На основе экологических паспортов для предприятий устанавливаются лимиты объемов выбросов и размещения твердых отходов. Нормативы платы за допустимые (в пределах установленных лимитов) и за превышение допустимых (относительно установленных лимитов) выбросы и за размещение отходов устанавливаются в зависимости от различных факторов. К ним относятся затраты на захоронение и обезвреживание отходов с учетом их опасности, наличие технологий использования отходов, значение отходов как вторичного ресурса и т.д. Плата за выбросы и размещение твердых отходов идет на формирование фондов охраны природы, используемых на проведение природоохранных мероприятий для компенсации экологического ущерба.

Экологический ущерб возникает в неявном виде при строительстве работе в безаварийном виде и в явном при возникновении аварийной ситуации. Суммарный экологический ущерб состоит из ущерба, нанесенного природным объектам и ущерба, причиненного искусственным объектам.

Экологический ущерб влечет за собой ущерб экономический. Экономический ущерб предприятия складывается из издержек на природоохранную деятельность и потерь, связанных с воздействием загрязнений окружающей среды.

Издержки, связанные с загрязнением окружающей среды, включают в себя следующие затраты:

- текущие на содержание и обслуживание основных фондов природоохранной деятельности;

- текущие мероприятия природоохранной деятельности;

- дополнительные на совершенствование технологии для снижения экологического ущерба;

- оплата услуг, связанных с охраной окружающей среды.

Затраты, вызываемые воздействием загрязненной окружающей среды включают в себя:

- компенсацию потерь продукции из-за снижения производительности труда и невыходов на работу вследствие повышенной заболеваемости в результате воздействия конкретного вредного вещества;

- обучение кадров вследствие повышенной их текучести;

- компенсация потерь продукции, сырья, полуфабрикатов в виде выбросов с отходящими газами или сточными водами;

- возмещение потерь продукции вследствие воздействия загрязненной окружающей среды на основные фонды (внеплановые ремонты и простои оборудования);

- компенсация увеличенных затрат на текущий и капитальный ремонт вследствие повышенного износа оборудования в результате воздействия загрязнений окружающей среды.

Экономическая оценка ущерба возможна только в тех случаях, когда выявлены нарушения природной среды в натуральном измерении, определены нормативы затрат на компенсацию или предотвращение вредных воздействий и проведены расчеты. Сопоставление величины экономической оценки предотвращаемого ущерба от загрязнений с требуемыми для этого затратами определяет экономическую целесообразность затрат на охрану природы.

Снижение экономического ущерба может быть достигнуто увеличением затрат на предотвращение загрязнений окружающей среды.

Результаты природоохранных мероприятий подразделяют на экологические, социальные и экономические.

Экологический результат выражается в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшении ее состояния и проявляется в уменьшении количества поступающих загрязнений.

Социальные результаты проявляются в улучшении условий жизни, труда и отдыха населения, уменьшении заболеваемости, увеличении продолжительности жизни и т.п. Социальные результаты могут быть частично оценены в стоимостной форме.

Экономические результаты заключаются в экономии природных ресурсов, живого и овеществленного труда во всех сферах – производственной, непроизводственной и личного потребления. Экономические результаты могут быть выражены в денежной форме.

Повышение эффективности природоохранной деятельности связано с развитием эколого-экономических методов регулирования природопользования. В последние годы проводится эксперимент по совершенствованию учета и социально-экономической оценке природно-ресурсного потенциала. Цель эксперимента – отработка механизма формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (КТКПР) (кадастр – список, реестр, составляемый официальным органом или учреждением; например, земельный кадастр). Создание кадастра позволит принимать экономически обоснованные решения в сфере природопользования.

Основы экологического права

Понятие, предмет и источник экологического права. Экологическое право – это отрасль права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Источником права в правовом государстве является закон. Законы, определяющие правоотношения в области экологии, призваны регулировать экологические права человека и гражданина, обеспечивать механизм их защиты, формировать общественные отношения собственности на природные ресурсы, содержать правовые нормы по природопользованию и охране окружающей среды, по пресечению и профилактике правонарушений в этой области.

Систему источников экологического права в России образуют:

- Конституция Российской Федерации;

- федеративные договоры;

- международные договоры РФ;

- общепризнанные нормы международного права;

- федеральные законы;

- нормативные указы и распоряжения Президента РФ;

- нормативные постановления Правительства РФ;

- Конституции, законы и иные нормативные правовые акты министерств, ведомств и региональных органов управления;

- нормативные решения органов местного самоуправления.

Основным экологическим законом России является закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды”, вступивший в действие 3 марта 1999 г. Он явился основой для остальных нормативных природоохранных актов. Регулирование отношений в области использования природных ресурсов предусматривается Земельным кодексом РСФСР, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Федеральным законом “О животном мире”, законом “Об экологической экспертизе”. Природоохранное значение имеют также законы “О недрах”, “О радиационной безопасности населения”, “Основы законодательства об охране труда”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", “О милиции”. Источники экологического права процессуального характера – Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, различные правовые акты и постановления Правительства РФ.

Охрану и защиту прав собственности на природные ресурсы, экологических прав и законных интересов граждан, выполнение правовых требований природопользования и охраны окружающей среды обеспечивают в нашей стране правоохранительные органы (милиция, прокуратура, общие и арбитражные суды, Конституционный Суд РФ).

Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” содержит 15 разделов.

В I разделе сформулированы задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей среды. Приоритетами являются охрана жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения при любой деятельности, оказывающей воздействие на природу. Объектами охраны являются естественные экосистемы и их компоненты (атмосфера, воды, почвы, микроорганизмы, растительность, животный мир и т.д.), генетический фонд, природные ландшафты, заповедники, заказники и т.д.

Права граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду закреплены во II разделе. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Это право обеспечивается планированием, управлением, нормированием и госконтролем качества среды, страхованием граждан, возмещением им ущерба, нанесенного здоровью в результате загрязнения природной среды или иных вредных воздействий.

В III разделе устанавливается экономический механизм охраны природы. В нем зафиксирован принцип платности природопользования и за загрязнение среды. Статья 18 этого раздела обязывает любого природопользователя заключить договор с исполнительным органом власти на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность. Договор заключается на основе экологической экспертизы и лицензий и устанавливает порядок пользования ресурсами, права и обязанности пользователя, ответственность сторон, размеры платежей и т.д.

Нормирование качества и порядок государственной экологической экспертизы установлены в IV и V разделах.

Экологические требования к предприятиям, сооружениям и иным объектам установлены в VI и VII разделах Закона.

Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях зафиксирован в VIII и IX разделах.

Раздел Х посвящен экологическому контролю. Согласно закону контроль является системным и состоит из государственного, производственного и общественного.

Законодательные нормы в сферах экологического воспитания, образования, научных исследований устанавливаются в XI разделе. В частности, в соответствии с законом, должностные лица и специалисты, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку.

Порядок разрешения споров в области охраны среды зафиксирован в XII разделе.

Ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в XIII разделе, а порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, оговаривается разделом XIV.

Экологические правонарушения. Правонарушение представляет собой юридический факт, порождающий охранительное правоотношение.

В ст.81 Закона РСФСР «об охране окружающей природной среды» экологическое правонарушениеопределяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Экологические правонарушения могут быть совершены путем действия (например, незаконное уничтожение зеленых насаждений) или бездействия (невыполнение правил охраны водного бассейна), с прямым умыслом (незаконная охота) или по неосторожности (уничтожение леса в результате неосторожного обращения с огнем). Субъектом экологического правонарушения могут быть граждане и юридические лица.

Вред окружающей природной среде может быть причинен юридическими лицами и гражданами загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями. Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Реальный ущерб может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы и т.д., а также в расходах на их восстановление. Упущенная выгода может выражаться в неполученных доходах, например, от хозяйственного использования той почвы, плодородие которой снизилось.

Вред окружающей среде может быть как экономический (гибель лесного массива, предназначенного к вырубке и продаже), так и экологический (нарушение экологических интересов общества в части благоприятной среды). Экологический вред не всегда оценим в денежном выражении, не всегда может быть возмещен в натуре, а его последствия могут быть растянуты во времени и пространстве.

Вред может быть причинен как правомерными действиями (разрешенными государством), так и вследствие нарушения законодательства. Правомерный вред возмещается только в случаях, предусмотренных законодательством, а неправомерный – только тогда, когда он является прямым следствием нарушения экологического законодательства.

Правовой режим природопользования и охраны окружающей среды. Загрязнение вод. Правонарушениями считаются загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевой воды либо изменение природных свойств, если они повлекли существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

Загрязнение биосферы. Наказанию подлежит нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это повлекло загрязнение или изменение свойств воздуха. Загрязнениями являются ингредиентные (химические соединения) или параметрические загрязнения (нарушение теплового режима, радиационных, шумовых и иных показателей), превышающие нормативы качества или уровни естественного содержания.

Загрязнения морской среды. Морской средой являются внутренние морские воды, территориальные морские воды (12 морских миль), береговые линии, прибрежная полоса и живые морские ресурсы. Наказанию подлежит загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения захоронения или сброса с транспортных средств (либо с возведенных в море искусственных сооружений) веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующие правомерному использованию морской среды.

Порча земли. К правонарушениям относятся отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Вредное воздействие на землю проявляется в загрязнении, захламлении, засолении, заболачивании, подтоплении, опустынивании, иссушении, переуплотнении и эрозии почвы, порче и уничтожении плодородного слоя, заражении почвы возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний.

Уничтожение или повреждение лесов(а также насаждений, не входящих в лесной фонд) в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности является правонарушением.

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяции этих организмов, сокращение численности, нарушение среды обитания, считается правонарушением.

Незаконная охота –охота без соответствующего разрешения или осуществляемая вопреки запрету либо лицом, не имеющим права на охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, орудиями охоты приравнивается к охоте.

Незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если она повлекла крупный ущерб или произведена с использованием самоходного транспортного средства, электротока или взрывчатых веществ или происходила на территории заповедника или в зоне экологического бедствия, в местах нереста или на путях миграции является правонарушением. Незаконной признается добыча при отсутствии специального разрешения (когда это необходимо), в запретное время, в недозволенных местах, недозволенными орудиями, приемами, способами.

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Нарушение норм, определенных экологическим и природоохранным законодательством, если оно повлекло за собой причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных или иные тяжкие последствия признается правонарушением.

Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами.Правонарушениями являются производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка и хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ. Запрещены изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ. Для их использования необходимо специальное разрешение. Существуют специальные списки сильнодействующих и ядовитых веществ.

Нарушение правил охраны и использования недрпри проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатация горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, если эти действия повлекли значительный ущерб, считаются правонарушением. Ущерб включает потери полезных ископаемых, ухудшение состояния земли, рост затрат на добычу полезных ископаемых и т.п.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов(заповедников, заказников, памятников природы, лечебно-оздоровительные местности, курорты и т.д.), повлекшее значительный ущерб является правонарушением. На таких участках запрещена любая деятельность, противоречащая их задачам.

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом признается правонарушением. К событиям, фактам или явлениям, создающим опасность, относятся природные, техногенные или иные процессы, которые при неблагоприятном развитии или отсутствии мер контроля и регулирования могут вызвать опасность для человека и окружающей среды. Сокрытием является недоведение информации до лиц, имеющих право на ее получение или нуждающихся в ней, с целью воздействия на события, явления. Искажением информации является сообщение неполных или неверных данных, прогнозов, оценок.

Незаконное обращение с радиоактивными материалами является правонарушением.

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий, признается правонарушением.

Данный закон распространяется на деятельность медицинских, фармацевтических, научно-исследовательских организаций, в том числе занимающихся генной инженерией, получением и выращиванием микроорганизмов и их фрагментов.

Одним из самых тяжелых экологических преступлений является экоцид– массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы и водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Опасность экоцида состоит в нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Виды ответственности за экологические правонарушения. Предметом экологического правонарушения признается элемент окружающей среды. Требование закона предполагает установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, за нарушение требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. К нарушителям могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания.

Материальная ответственность наступает для должностных лиц и иных работников, если по их вине предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Административная ответственностьнаступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки и т.д.

Размер штрафа определяется органом, налагающим штраф. Наложение штрафа не освобождает от обязанности возмещения причиненного вреда.

Уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушении правил хранения, утилизации экологически опасных веще

Наши рекомендации