Дайте описание истории развития экологического законодательства РК?
Исходя из истории развития права окружающей среды Казахстана, мы не можем обойти нормы об охране природы по нормативным актам России. В связи с этим, нормативное регулирование, защита прав собственности на природные ресурсы, охрана природопользования рассматривается в три периода: а) до 1917 года; б) в советский период; в) современный этап.
Первый проект российского закона об охране природы был разработан в 1915-1916 гг. академиком Бородиным И.П.
Декретом о Земле, принятым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частная собственность на землю и другие природные ресурсы была отменена, они были изъяты из гражданского оборота (государством). Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая, т. е. учитывалось здоровье населения, но интересы живых организмов и растительности, страдающих от загрязнения во внимание не брались. Только с 1970 гг. применительно к атмосферному воздуху, проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические. В основном, с принятием в 1980 г. закона СССР "Об охране атмосферного воздуха" в сфере правового регулирования были включены отношения по охране окружающей среды от физических и биологических воздействий.
Было принято 2 совместных постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 29 декабря 1972 г., 19 декабря 1978 г. "Об усилении охраны природы и улучшения использования природных ресурсов" и о дополнительных мерах. По эти документам планы охраны природы, утвержденные представительными органами, становились юридически обязательными и предусматривали территориальные комплексные схемы охраны природы. А 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление "О коренной перестройке дела охраны природы в стране". Оно давало ряд директив, основой которых являются составляют следующие: 1) консолидация гос-управления природопользованием и охраной природы путем образования Госкомитета СССР по охране природы; 2) эффективное использование экономического механизма (регулирование платы за природные ресурсы и загрязнение); 3) решение о подготовке проекта закона СССР об охране природы. Эти директивы предстояло выполнять уже в новых политических и социально-экономических условиях в новом государстве (например, суверенная РК и другие страны СНГ). В РК действует закон "Об охранеокружающей природной среды" от 15 июля 1997 г., по которому обеспечивается правовое регулирование тех общественных отношений в стране, которые возникают в области экологии, природопользования и охраны окружающей среды.
В этом документе впервые в правотворческой практике в области охраны природы главной идеей закреплено положение о том, что оно, прежде всего, призвано обеспечить защиту прав человека и благоприятную для его жизни и здоровья окружающую природную среду. Это положение получило отражение в Конституции РК, 1995 г. в ст. 6,31, 38 и др., где также указано, что "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом" (ст. 31). Отражается и такая основополагающая норма "граждане РК обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам" (ст. 38).
Учитывая объект правового регулирования, необходимо констатировать два основных подхода к развитию права окружающей среды - интегрированный и дифференцированный.
Под дифференцированным подходом понимают развитие права применительно к регулированию разнообразных отношений, включая использование и охрану отдельных природных объектов - земель, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира. В литературе такой подход называют отраслевым. Он реализуется в виде земельного, горного, водного, лесного, фаунистического, воздушного права и законодательства.
С одной стороны, объем правового регулирования соответствующих общественных отношений в рамках того и другого подхода определяется внутренними закономерностями отношения общего и частного.
С другой - экологическими интересами общества в конкретный период его развития и целями, которые должны быть достигнуты в результате применения права.
Одновременно правомерным и важным в научном и практическом аспектах представляется решение вопроса о приоритете развития этих подходов. Именно, исходя из необходимости учета закона единства природы, взаимосвязанности, происходящих в ней процессов и явлений, при разработке и принятии актов экологического законодательства опережающее развитие должен получить интегрированный подход.
В его рамках формируются общие принципы регулирования общественных отношений по поводу природы, способы и инструменты, обеспечивающие развитие гармоничного взаимодействия в данной сфере, трансформируемые затем в природо-ресурсном законодательстве с учетом специфики конкретных природных объектов и ресурсов.