Понятие правовой охраны природной среды.
Определение понятия охраны природной среды содержится в ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
В соответствии с данным определением можно выделить следующие направления охраны природы:
1) сохранение и восстановление природной среды
2) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов
3) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
4) ликвидация последствий негативного воздействия.
Под требованиями в области охраны окружающей среды (природоохранными требованиями) понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия ограничения или их совокупность, установленные законодательством, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в данной сфере.
Т.о., данные требования могут быть установлены:
1) законодательством (на уровне РФ и субъектов РФ)
2) нормативно-технической документацией (стандарты, нормативы).
Понятию «требования» тожественны понятия «обязанности», «ограничения», «условия», «обременения» и т.п.
Нормативно-техническая документация устанавливает условия по объекту деятельности, которые должен соблюдать природопользователь. Объектом выступают компоненты природной среды, виды деятельности и т.д.
ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает систему мер (мероприятий) организационного, экономического и правового характера, которые обеспечивают реализацию установленных законодательством и нормативно-технической документацией требований. Например:
ü организационные меры – это меры в сфере управления
ü экономические меры – это меры в сфере экономического стимулирования и иного
экономического регулирования
ü правовые меры – это меры юридической ответственности.
Порядок охраны отдельных компонентов природной среды – требования и меры – устанавливаются поресурсным законодательством и касаются охраны природных ресурсов и охраны природной среды в целом в процессе природопользования => они обращены к природопользователям, а также к органам государственной власти и органам местного самоуправления (п.5 ст.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Правовая охрана недр
Понятие правовой охраны недр не закреплено в ФЗ «О недрах» => применяется понятие, закреплённое в ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Особенности охраны недр вытекают из положений раздела 3 ФЗ «О недрах».
Направления правовой охраны недр:
Общая охрана
Основные требования общей охраны сформулированы в
ü ст.23 – 23.3, 25, 26 ФЗ «О недрах»
ü «Правила охраны недр», утверждённые Постановлением Госгортехнадзора
от 6 июня 2003 г.
Они касаются проведения любых работ, но в основном – работ, связанных с добычей полезных ископаемых.
Требования:
1) соблюдение установленного порядка предоставления недр (минимальный срок предоставления недр – 1 год) и недопущение самовольного пользования недрами
2) обеспечение полноты геологического изучения недр и проведение опережающего геологического изучения недр, направленного на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых
3) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно (попутно) залегающих с ними полезных ископаемых
4) достоверный учёт извлечённых полезных ископаемых
5) охрана месторождений от затопления, пожаров и других факторов, снижающих качество и ценность месторождения полезных ископаемых
6) предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и захоронения вредных веществ и их отходов. Предотвращение накопления промышленных и иных отходов в местах залегания подземных вод, используемых для питьевых нужд.
7) соблюдение порядка консервации и ликвидации горнодобывающих предприятий.
В настоящее время органы Министерства природных ресурсов (МПР) проводят стоимостную оценку месторождений полезных ископаемых.