Основные направления использования географической информационной системы (ГИС) на автомобильном транспорте?
Интенсивное развитие геоинформационных технологий и средств мобильной связи предопределило и обеспечило технологические предпосылки широкого их использования на транспорте.
Географические информационные системы на транспорте представляют собой электронные карты местности, которые включают населенные пункты, дорожно-маршрутную сеть и способны с высокой точностью отражать местоположение и перемещение транспортных средств. ГИС позволяют применять новые и эффективные графические методы планирования, контроля и управления в транспортной сфере.
Например, на транспортное средство устанавливается навигационно-связное оборудование, координатная информация с которого по каналу связи передается в диспетчерский центр и аккумулируется в базе данных АСДУ. ГИС используется здесь для отображения координатной информации в географическом контексте.
При планировании маршрутов поездок программное обеспечение геоинформационных систем содержит в своей основе электронную карту местности и инструментарий для ориентирования пользователя:
- адресно привязанные объекты (дома, улицы, элементы маршрутной сети и т.д.);
- водные объекты и зеленые массивы;
- железнодорожные платформы, мосты и т.д.;
- административные округа;
- муниципальные районы;
- другие объекты.
Для условий города с топографическими объектами связаны многочисленные объекты городской инфраструктуры с адресами и телефонами.
При планировании маршрутов поездок ГИС обеспечивает работа с электронной картой, поиск объектов, определение оптимального маршрута.
Для решения задач планирования маршрутов поездок программное обеспечение ГИС может осуществлять взаимодействие с навигационным приемником (ГЛОНАС/GPS), связанным с компьютером, карманным персональным компьютером (КПК) или смартфоном – для отображения текущего местоположения в режиме реального времени.
Планирование маршрутов с помощью ГИС включает в себя следующие этапы:
· выбор точки «старта» и точки «финиша» по карте или с использованием поисковых возможностей системы;
· выработка оптимального маршрута движения транспортного средства с учетом информации ГИБДД;
· просмотр выработанного маршрута на карте в виде схемы или в виде списка улиц с указанием поворотов и расстояний;
· поиск вдоль выработанного маршрута объектов инфраструктуры (при необходимости).
Для обеспечения эффективного планирования маршрутов поездок пользователь ГИС имеет возможность выделять ребра на графе дорожной сети и задавать для выделенных ребер следующие атрибуты:
- наличие или отсутствие проезда;
- наличие или отсутствие заторов («пробки»);
- запрет движения для грузового транспорта;
- средняя дневная и ночная скорость.
Диспетчерские системы управления транспортом, реализующие совместное использование ГИС и навигационно-связной аппаратуры на борту транспортного средства, предназначены для профессиональной работы в организациях, занимающихся транспортными перевозками.
Основными пользователями системы спутниковой навигации на автомобильном транспорте являются:
- организации, осуществляющие перевозку опасных и ценных грузов;
- организации, осуществляющие перевозку пассажиров;
- организации, использующие специальные автомобили.
При использовании ГИС инфраструктура взаимодействия стационарного и бортового оборудования должна состоять из следующих сегментов:
- компьютерное (информационное) обеспечение;
- подсистема позиционирования транспортных средств;
- подсистемы мониторинга транспортных средств.
Стандартная информационная система (типа АСДУ) предназначена для:
- реализации в режиме реального времени точного позиционирования транспортных средств при выполнении перевозок или специальных работ;
- проведения обработки навигационных данных, полученных с помощью систем ГЛОНАСС и GPS для последующего использования в диспетчерском управлении.
В системе должна быть реализована технология доведения навигационной информации от мобильного блока до потребителя (диспетчерской станции пере возчика) в режиме реального времени.
Реализации режима реального времени обеспечивается широким спектром связного оборудования. Навигационно-связное оборудование должно работать в автоматическом режиме и не требовать вмешательства водителя транспортного средства.
Центр мониторинга системы сбора, обработки и архивирования информации включает:
- сервер сбора и обработки навигационной информации;
- сервер для информационного взаимодействия с потребителями информации диспетчерской системы на базе Интернет;
- сервер архивирования данных;
- телекоммуникационное оборудование;
- сетевое оборудование.
Результат взаимодействия навигационно-коммуникационной аппаратуры на борту транспортного средства с ГИС должен выражаться реализацией следующих основных компонентов:
- перерисовка электронной карты с центрированием по месту расположения автомобиля;
- отображение текущего положения автомобиля условным знаком;
- автосопровождение, при котором изображение автомобиля удерживается в центре окна карты, а сама карта автоматически прокручивается;
- фиксирование необходимых данных на карте по ходу движения автомобиля (режим расстановки «закладок»);
- отображение на экране дополнительных характеристик (например: панели со спидометром и компасом).
Таким образом при условии наличия на борту транспортного средства навигационно-коммуникационной аппаратуры различным категориям пользователей (водитель, диспетчер, руководитель транспортной компании и т.д.) могут быть обеспечены различные режимы отображения движения транспортного средства на фоне карты.