Тема 5. Права и обязанности граждан их объединений в области охраны окружающей среды
Изучение данной темы следует начинать с определения видов и содержания конституционных прав граждан в области охраны окружающей среды. Необходимо различать понятия экологических прав и конституционных прав граждан, знать особенности субъектного состава и основания их возникновения. Учитывая особую значимость конституционных прав для сохранения физического и психического благополучия человека, применяется принцип, в соответствии с которым ограничение таких прав допускается только в строго определенных исключительных случаях. Экологические права граждан в этом смысле следует отличать от прав граждан и организаций в области природопользования и охраны окружающей среды, которые служат удовлетворению разнообразных потребностей, но не обладают всеобщей индивидуальной значимостью.
Экологические права граждан закреплены в Конституции РФ (ст.42) и включают:
· Право граждан на благоприятную окружающую среду
· Право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
· Право граждан на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Студентам необходимо знать содержание каждого конституционного права, их содержание и правовые способы защиты.
Обоснованием юридического признания права граждан на благоприятную окружающую среду является осознание прямой зависимости благополучия и самого выживания человека и человечества от состояния природных условий. Юридическое признание данного права потребовало разработки критериев определения ключевых в данном случае понятий «благоприятная окружающая среда» и собственно «окружающая среда».
Учитывая, что информация в целом служит эффективным условием принятия решений, обеспечение доступа к различного рода информации приобретает большое значение в развитии права. Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией данного права граждан, поднимает сложные правовые вопросы об определении понятий «достоверной» информации, «информации о состоянии окружающей среды», соотношении понятий «информации о состоянии окружающей среды» с экономической, стратегической, коммерческой и иными видами информации. Содержание информации применительно к отдельным областям жизнедеятельности и природных объектах уточняется в специальном законодательстве, к примеру, в Основах законодательства об охране здоровья граждан, Федеральном законе от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне», постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
В рамках данной темы следует усвоить вопрос о роли общественных экологических объединений в области охраны окружающей среды. Следует знать, что право создавать общественные экологические организации закреплено в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Общественные экологические объединения граждан создаются в порядке, установленном Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Конституционное право граждан за компенсацию вреда тесно связано с интенсивно развивающимся институтом, регулирующим вопросы доступа граждан к правосудию для защиты экологических прав. Студентам необходимо знать административные и судебные процедуры, в соответствии с которыми они имеют возможность защищать свои экологические интересы.
Тема 6. Имущественные отношения, возникающие по поводу
Природных объектов
В соответствии со ст. 130 Гражданского Кодекса РФ объектом гражданских прав объявляется недвижимость, к которой относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Однако к объектам гражданских прав относятся и другие, не включенные в данный перечень. Так, право собственности распространяется не только на участки недр, но на все недра (ст. 1-2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»), на все водные объекты, имеющие черты водного режима, на животный мир.
Следует отметить, что природные ресурсы как объекты права собственности или иных имущественных прав имеют существенные отличия от традиционных объектов гражданских прав, выступая одновременно не только экономической категорией, но и составной частью окружающей среды. Поэтому независимо от того, на каком основании они предоставлены специальному природопользователю, последний (в том числе собственник или иной законный владелец) обязан соблюдать правила пользования ими. Такие правила предусмотрены законодательными актами подотраслей экологического права: ст. 40 Земельного кодекса РФ, ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», ст. 83 Лесного кодекса РФ, 92 Водного кодекса РФ. Нарушение этих обязанностей может привести к прекращению имущественных прав на них.
Нормы, устанавливающие порядок предоставления, права и обязанности субъектов, процедуру изъятия объектов природы из пользования, составляют институт специального природопользования.
Имущественные экологические правоотношения носят публичный характер - все титулы владения природными объектами подлежат государственной регистрации. При возникновении государственной или муниципальной надобности они могут быть изъяты (выкуплены) у добросовестных владельцев, в том числе и у собственников (с соответствующей компенсацией).
При регулировании имущественных отношений, возникающих по поводу природных объектов, следует исходить из примата специального законодательства (земельного, лесного, водного и т.д.) перед гражданским, если данные отношения урегулированы этим законодательством. Так, ст. 129 Гражданского Кодекса РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ сделки с правами пользования участками лесного фонда осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством. Аналогичные правила установлены и другими законодательными актами, регулирующими экологические правоотношения.
Гражданское право делит имущественные отношения на вещные и обязательственные.
К вещным правам относятся:
право собственности, представленное правом частной, муниципальной и государственной собственности. Последнее делится на право федеральной собственности и право собственности субъектов РФ;
право постоянного бессрочного пользования, оно возникает в отношении земельных участков, участков недр, некоторых иных природных объектов, например при объявлении природного комплекса особо охраняемой природной территорией;
право пожизненного наследуемого владения земельным участком – это право в соответствии с Земельным кодексом РФ через определенное время перестанет существовать (на этом титуле после введение в действие ЗК РФ земельные участки более не предоставляются; существенно ограничены сделки с участками, находящимися на праве пожизненного наследуемого владения, из всех ранее принадлежащих прав сохраняется лишь право передачи по наследству);
сервитуты – земельные, лесные, водные, которые выступают в виде частных и публичных сервитутов.
Обязательственные отношения делятся на договорные и внедоговорные.
В экологическом праве договорные отношения представлены договорами аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, купли-продажи, мены, дарения, ренты, передачи в качестве взноса в уставные фонды (складочные капиталы) коммерческих организаций, передача земельного участка по наследству, концессии, соглашения о разделе продукции.
Студенты должны знать какие природные объекты могут являться объектами соответствующих сделок.
Имущественные экологические права защищаются нормами экологического, гражданского, уголовного и административного права от незаконного изъятия природных объектов, от действий, приводящих к ухудшению состояния объектов собственности и незаконного использования. Изъятие объектов собственности производится в соответствии с процедурой изъятия для государственных и муниципальных нужд либо за совершенные правонарушения и по другим предусмотренным законом основаниям. Изъятие объектов в нарушение установленной процедуры запрещается. Использование объектов имущественных экологических отношений в нарушение разрешительного порядка, а также иных требований не допускается. Нарушение требований законодательства влечет применение мер юридической ответственности. Граждане и юридические лица могут в судебном порядке требовать восстановления нарушенного права.