Тема 4. Источники экологического права
Источники экологического права – это акты или решения компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы экологического права. В российской системе права источниками права являются нормативные акты и нормативные договоры, при том условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты играют большую роль в правовом регулировании, придавая законодательству определенную интерпретацию. Нормативный акт – это документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. По юридической силе нормативные акты, регулирующие экологические отношения классифицируются на законы и подзаконные акты.
Конституция РФ является основополагающим источником практически всех отраслей права. Помимо Конституции РФ источником выступают конституции и уставы субъектов РФ. В Конституции РФ экологически отношения прямо регулируют статьи 9, 36, 42, 58, 71 и 72, соответственно устанавливающие формы и виды собственности на природные объекты, экологические ограничения права частной собственности, экологические права граждан, исключительную РФ и совместную компетенцию РФ и субъектов РФ. Конституционные нормы развиты в различных положениях экологического законодательства, обеспечивая исполнение Конституции РФ.
Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды развивается в нашей стране с древних времен. Еще в ХI столетии появились первые правила охоты. В XVI столетии появились заповедные леса. В 1722 г. издана инструкция, которая устанавливала водоохранные зоны, а в 1835 г. – закон об охране рыбных запасов. С 20-х годов ХХ столетия действует обширное законодательство, охватывающее вопросы охраны и использования земель, минеральных ресурсов, лесов, вод, животного мира. В военное время 40-х годов действие законов было блокировано. В послевоенный период намечается определенный прогресс. В 1947 году принято решение о введении стандартов качества природных запасов воды. С 1949 года принимаются нормативы качества атмосферного воздуха. В 1960 году принят комплексный закон об охране природы в РСФСР. В этот же период происходит кодификация экологического законодательства. Определяются тенденции дифференциации и консолидации правового регулирования экологических отношений.
Экологическое законодательство РФ в широком смысле включает законы и подзаконные акты, содержащие экологические нормы. Правовое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования входит в совместное ведение РФ и субъектов РФ и осуществляется на федеральном, субъектном уровнях. Экологическое законодательство развивается по пути интегрированного (по отношению к окружающей среде в целом) и дифференцированного (по отношению к отдельным компонентам природы – землям, лесам, недрам и т.д.) правового регулирования. Фундамент экологического законодательства составляет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который является рамочным федеральным законом, определяющим основы (общие принципы) правового регулирования экологических отношений. Приняты также Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ и Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». На уровне субъектов РФ также имеются комплексные законы об охране окружающей среды и специальные, - регулирующие охрану и использование отдельных природных объектов на территории соответствующего субъекта.
Муниципальное нормотворчество основывается на положениях федеральных законов, в первую очередь, ст. 19 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральном законодательстве об охране окружающей среды, законодательстве субъектов РФ, также определяющим компетенцию органов местного самоуправления (во всех субъектах Российской Федерации, наряду с конституциями (уставами), приняты законы об органах местного самоуправления, а в некоторых дополнительно приняты законы о разграничении полномочий между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления).
Повышение роли судебной системы, расширение категорий споров, подпадающих под судебную юрисдикцию, в том числе связанных с охраной окружающей среды и природопользованием, признание в судебном порядке недействующими нормативных правовых актов, противоречащих нормам Конституции РФ, требует новых подходов к теоретическому осмыслению правовой природы судебных актов и признанию определенной их части источниками права. В настоящее время идет дискуссия, предмет которой – признание или отрицание судебной практики источником права. Более подробно этот вопрос рассматривается например в работах: Судебная практика как источник права. – М.: Юристъ, 2000; Бошно С.В. Судебная практика: способы выражения // Государство и право. 2003. № 3.С. 19-29; Дихтяр А.И., Рогожин Н.А. Источники права и судебная практика // Юрист. 2003. № 1. С. 2-6 и других.
С точки зрения теории разделения властей, а также с формально-юридических позиций ни Конституция Российской Федерации, ни большинство федеральных законодательных актов не относят судебные органы к правотворческим, а судебные акты к источникам права. Однако определенная область судебной практики на сегодняшний день является не юридическим, но фактическим источником права.
Студентам следует изучить постановления и определения Конституционного РФ, в частности определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г., признавшего недействующими правоположения ряда конституций субъектов РФ в отношении права собственности на природные объекты; определение Конституционного Суда от 6 декабря 2001 г. № 250-О по запросу Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76 Конституции Российской Федерации; постановлении Конституционного РФ от 9 января 1998 г. № 1-П.
Что касается постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, то они, принятые по вопросам своего ведения, на основании ст. 13 ФКЗ от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» обязательны для арбитражных судов. Придавая обязательность постановлениям Пленума ВАС законодатель тем самым позволяет оценивать эти акты не только как фактические, но и как юридически признанные источники права.
Постановления и иные акты Верховного Суда РФ официально не названы в качестве источников права, однако они играют важную роль в толковании правовых норм, необходимом для единообразного их применения. В этой связи студентам следует изучить постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».
Основополагающие принципы соотношения норм российского имеждународного права закреплены в п. 4 ст. 15 Конституции РФ, установившей положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.