Нормирование в области охраны окружающей среды
Экологическое нормирование — это разработка и апробация научно обоснованных критериев и норм предельно допустимого вредного воздействия на природную среду и человека, а также норм и правил природопользования на основе общих методологических подходов, комплексного изучения и анализа экологических возможностей экосистем и их отдельных компонентов (А. Ю. Опекунов, 2001).
Система ПДК вредных веществ и их производных, предельно допустимых уровней (ПДУ) физических воздействий, ограничений воздействия производственной деятельности человека и эксплуатации природных ресурсов построена на принципе лимитирования. Лимитирование как механизм ограничения включает также систему производственных, отраслевых и региональных норм природопользования. Для водных ресурсов это лимитирование отведения и потребления, нормы истощения и изъятия воды, размеры водоохранных зон. В области использования лесных ресурсов базовыми являются нормы возраста рубок и воспроизводства лесов, нормы лесосеки и пр. В большинстве отраслей промышленности применяют нормы ресурсоемкости.
4.2.1. Экологическая стандартизация
Практика создания экологических нормативов предполагает два основных этапа:
1) научная разработка и обоснование норм и правил;
2) придание им статуса норматива.
Первый этап представляет собственно экологическое нормирование, второй этап относится к компетенции стандартизации.
Итогом стандартизации является установление правил и норм в виде стандарта (ГОСТ) или других нормативных документов, характеризующихся соответствующим правовым статусом. Стандартизация в области охраны природы — это еще и механизм реализации принципов экологического нормирования.
В соответствии с российским законодательством стандартизация — это установление норм, правил и характеристик в целях обеспечения (с точки зрения экологического нормирования):
• безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни и здоровья человека и их качества;
• единства измерений, в том числе и экологических параметров;
• экономии всех видов ресурсов;
• безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других видов чрезвычайных ситуаций.
Нормы, правила и характеристики, установленные в результате стандартизации, представлены государственными стандартами (ГОСТ, СниП, СанПиН), стандартами качества окружающей среды (ПДК и т. п.), отраслевыми стандартами, стандартами предприятий (ОСТ и пр.) и т.д. Стандарты входят в систему права и занимают свое место в иерархии правовых актов.
Государственный отраслевой стандарт выполняет служебную функцию по отношению к законодательству. Он не регулирует экологические отношения, а устанавливает определенные качества, критерии, которым должен соответствовать тот или иной объект. В то же время ГОСТ, СНиП и СанПиН носят обязательный характер (до принятия соответствующего технического регламента), а также неоднократны в применении. Государственные стандарты гарантируются мерами государственного принуждения.
Стандарты бывают экологическими, производственно-хозяйственными и терминологическими. Они являются важным элементом в системе управления качеством (в данном случае — качеством среды обитания человека). В российском классификаторе ГОСТов природоохранным стандартам выделен раздел 17 «Охрана природы».
Для установления норм и правил природопользования могут разрабатываться другие виды нормативных документов. В частности, статус нормативных правовых актов имеют документы, устанавливающие правовые нормы общеобязательного характера. В области экологического нормирования это могут быть инструкции, правила, положения, в обязательном порядке имеющие общегосударственную регистрацию в Минюсте РФ. Любое другое оформление экологических норм и правил не дает им нормативно-правового статуса, и они не являются обязательными для исполнения.
Как упоминалось в гл. 1 Федеральный закон «О техническом регулировании» установил в Российской Федерации новый порядок нормирования требований к продукции, процессам, стандартизации, сертификации, подтверждению соответствия, государственному и иным видам контроля за продукцией, процессами, услугами. С утверждением соответствующего технического регламента прекращается действие норм, правил и других документов, которые содержат характеристики, установленные в результате стандартизации. После принятия технического регламента в сфере его использования все стандарты и нормы, принятые министерствами и ведомствами, перестают быть обязательными для продукции, включенной в технические регламенты.
Аналогично оценка воздействия, обоснование смягчающих мер, определение компенсационных затрат по наносимому или предотвращенному ущербам, а также допустимость реализации проектируемого объекта выполняются уже по требованиям принятого технического регламента.
4.2.2. Виды и формы экологического нормирования
Практика экологического нормирования, особенно бурно развивающегося в последние десятилетия, очертила три основных направления (табл. 4.1): санитарно-гигиеническое, экосистемное и производственно-ресурсное.
Табл. 4.1
Структура и основные механизмы экологического нормирования
Основная цель | Разновидности нормирования | Норматив | Механизмы и критерии | |
1. Санитарно-гигиеническое нормирование | ||||
1. Безопасность жизнедеятельности человека и сохранение генетического фонда человека | Концентрации,уровни и дозы вредных воздействий. Критерии качества компонентов окружающей среды | ПДК, ПДУ, одк, ОБУВ, ИЗВ, ИЗА, Zc, ИХЗ | Лимитирование на основе принципа пороговости действия и принципа приемлемого риска | |
Риск (заболеваний,аварий и т.д.) | ПДВ индивидуального и группового риска | Лимитирование на основе концепции приемлемого риска | ||
2. Производственно-ресурсное нормирование | ||||
2а. Экологическая безопасность производственных процессов и конечной продукции | Объемы вредных воздействий и отходы производства и потребления | Лимиты образования и захоронения отходов, ПДРО, ПДВ, ПДС | Лимитирование, лицензирование | |
Технологии производства и качества конечной продукции | Декларация безопасности, нормы качества продукции, сертификат, ресурсоемкость | Лицензирование, сертификация, стандартизация, паспортизация, экологизация | ||
2б. Охрана, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов | Объемы и темпы изъятия и использования ресурсов (лесных, земельных, водных, недр и т.д.) | Лимиты и нормы изъятия, категории, нормы эксплуатации | Лимитирование, лицензирование | |
Основная цель | Разновидности нормирования | Норматив | Механизмы и критерии | |
3. Экосистемное нормирование | ||||
3. Сохранение биоразнообразия, нормальных условий функционирования и развития экосистем | Допустимые нагрузки на экосистему, биоценоз, природно-территориальный комплекс, элементарный ландшафт | ПДВВ, ПДЭН, ассимиляционная емкость, устойчивость экосистем | Экологические модификации экосистем и ПТК, биоразнообразие, состояние здоровья населения и т.д. | |
Концентрации вредных веществ в компонентах экосистем | ПДК | Принцип пороговости действия | ||
Примечание. ОДК — ориентировочно допустимая концентрация; ОБУВ — ориентировочно безопасный уровень воздействия; Zc — коэфициент суммарного загрязнения почв и грунтов; ИХЗ — индекс химического загрязнения; ПДВВ — предельно допустимое вредное воздействие; ПДЭН — предельно допустимая экологическая нагрузка; ПДК — природно-технический комплекс.
Санитарно-гигиеническое нормирование развивается в рамках токсикологии. Это наиболее методически продвинутое направление, имеющее многолетнюю историю. К основному объекту нормирования относится толерантность человека к вредным воздействиям. Химическое воздействие на человека нормируют через ПДК вредных веществ в средах и компонентах экосистем. Физические воздействия (электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое и т.д.) ограничивают через ПДУ. Второй блок нормирования этого направления включает оценку качества окружающей среды и ее компонентов через систему разного рода индексов (индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), индекс загрязнения воды (ИЗВ) и т.д.) и количественных оценок. К санитарно-гигиеническому нормированию следует также отнести разработку норм санитарных зон защиты источников водоснабжения и зеленых зон городов. Как инновационный вид можно выделить нормирование индивидуального и группового риска при разного рода чрезвычайных ситуациях.
К производственно-ресурсному нормированию относят, во- первых, производственно-технологическое обеспечение соблюдения экологических норм и правил через экологизацию технологических процессов, нормирование качества выпускаемой продукции, ограничение прямого воздействия на природную среду со стороны предприятий, нормирование и стандартизацию в области обращения с отходами производства и потребления. Основными показателями, лимитирующими вредные воздействия на окружающую среду, являются ПДВ и ПДС загрязняющих веществ, а также ПДРО.
Во-вторых, это направление включает проблему рационального использования, охраны и обеспечения условий воспроизводства природных ресурсов. Контроль рационального использования основных видов ресурсов обеспечивается системой кадастровых оценок, мониторингом и государственной экологической экспертизой. Необходимым условием эффективного управления в области природно-ресурсного нормирования является дифференцированный по хозяйственной ценности и природоохранной значимости подход к основным видам ресурсов (земля, лес, вода, минеральные ресурсы).
Задача экосистемного нормирования заключается в сохранении биоразнообразия, нормальных условий функционирования и развития экосистем. Экосистемное нормирование является одним из наиболее важных направлений. Его можно рассматривать как определение комплексных показателей устойчивости экосистем и их численных значений, разработку нормативов и регламентов, ограничивающих негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду возможностями экосистем.
Экосистема представляет собой совокупность популяций всех видов живых организмов, населяющих определенную географическую территорию, отличающуюся от соседних территорий по химическому составу компонентов и физических показателей. Важнейшим свойством экосистемы является устойчивость (стабильность): резистентная (способность не поддаваться изменениям под внешним воздействием) и упругая (способность быстро восстанавливаться после снятия вредного воздействия).
Особенно широко понятие устойчивости стало использоваться с развитием геоэкологических исследований для сравнительной оценки воздействий различных источников возмущения природной среды.
При обосновании количественных оценок устойчивости необходимо различать устойчивость природной среды и ее отдельных компонентов и устойчивость сформировавшихся природно-техногенных систем (ПТС).
Устойчивость ПТС обусловлена способностью различных природных, техногенных и активизированных техногенезом природно-техногенных факторов сохранять (или восстанавливать) равновесие связей и параметров состава, структуры, состояния и свойств своих отдельных компонентов, обеспечивая при этом единство структурных и функциональных отношений.
Важнейшим принципом при оценке устойчивости является положение о том, что устойчивость по отношению к внешним техногенным воздействиям нельзя оценивать вообще, а только применительно к конкретному виду нарушений. Одна и та же система может быть устойчива к одним воздействиям и неустойчива к другим.
Устойчивость геосистемы — комплексный критерий, который можно использовать при нормировании как биотической, так и абиотической геологической среды (нарушение рельефа и динамики среды, деградация криолитозоны, изменение инженерногеологических свойств пород).
Первые элементы экосистемного нормирования реализовывались в процедуре ОВОС крупных проектов.
4.2.3. Нормативы выбросов
В целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливают ПДВ. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Минприроды России для каждого конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности, т. е. для предприятия в целом.
Предельно допустимый выброс представляет собой то количество выбросов от отдельного источника, которое с учетом действия окружающих источников не вызывает превышения ПДК соответствующих веществ. Общие правила установления ПДВ регламентируются введенным в 1980 г. ГОСТ 17.2.3.02 — 78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», который распространяется на выбросы действующих, реконструируемых и проектируемых промышленных предприятий.
В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, норм ПДВ территориальные органы Минприроды России могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (ВСВ), которые действительны на период поэтапного достижения ПДВ при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется предприятиями, для которых устанавливают ВСВ, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.
Предприятия, имеющие источники выбросов вредных веществ в атмосферу, один раз в пять лет проводят инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. При инвентаризации должны быть учтены все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения, имеющихся на предприятии, и автотранспорта. По результатам инвентаризации предприятия разрабатывают проект нормативов ПДВ вредных (загрязняющих) веществ, основной задачей которого является разработка мероприятий по снижению концентраций вредных веществ до нормы.
В структуру проекта нормативов ПДВ предприятия (тома ПДВ) входят разделы:
• предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ (приводятся результаты определения массы выбросов в единицу времени от каждого источника загрязнения и ее сравнение с установленным нормативом ПДВ);
• временно согласованные выбросы (ВСВ);
• фоновые концентрации и ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (приводятся карты-схемы предприятия с нанесенными источниками выбросов и ситуационной картой-схемой района размещения предприятия с указанием границ санитарно-защитной зоны, селитебной зоны, зон отдыха, постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха);
• мероприятия по охране воздушного бассейна;
• аварийные выбросы;
• работа установок очистки газов (приводятся параметры установок очистки газов, сведения об их техническом состоянии, эффективности работы, оценка соответствия технологии очистки газов и пылегазоочистного оборудования передовому научнотехническому уровню, мероприятия по сокращению выбросов при использовании и эксплуатации этих установок, вещества, по которым проводится газоочистка, средняя эксплуатационная и максимальная степени очистки на существующее положение и перспективу).
В разделе проекта ПДВ, посвященном регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ), приводятся данные о том, какое количество и каких источников задействовано в периоды НМУ, какое сокращение выбросов происходит на каждом конкретном источнике в отдельности и в целом на предприятии, какова концентрация загрязняющего вещества в газоходе на выходе из каждого источника выброса соответственно при нормальных метеоусловиях и при работе предприятия при НМУ.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом Минприроды России. Разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются ПДВ и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
4.2.4. Нормативы сбросов
Нормативы ПДС вредных веществ в водные объекты используются при выдаче лицензий на водопользование, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства, оценке эффективности водоохранных мероприятий. Они устанавливаются для каждого выпуска сточных вод исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в установленном контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе — исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды.
Если сброс сточных вод действующими предприятиями-водо- пользователями осуществляется с превышением нормативов ПДС, то для этих предприятий территориальными (бассейновыми) органами Минприроды России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Росгидромета, Роспотребнадзора, Мин- здравсоцразвития России и территориальными (бассейновыми) органами федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов устанавливаются лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты, а также сроки достижения этих нормативов.
Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией, имеющей лицензию на проведение данных работ, на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсутствии таковых — исходя из недопустимости превышения ПДК загрязняющих веществ в водных объектах, определенных с учетом целевого использования этих объектов.
Проект нормативов ПДС вредных веществ в водные объекты (том ПДС) состоит из следующих разделов:
• характеристика современного состояния водного объекта (гидрологические условия по типам водных объектов и их природным особенностям согласно требованиям ГОСТ 17.1.1.02 — 77); фоновые показатели качества вод, необходимые для расчета ПДС; категория использования водного объекта, сопоставление с требованиями ГОСТ 17.1.3.03 — 77 (хозяйственно-питьевые водоемы), ГОСТ 17.1.5.02 — 80 (культурно-бытовое назначение), ГОСТ 17.1.2.04 — 77 (рыбохозяйственные водоемы), СанПиН 2.1.4.559-96 (гигиенические требования к питьевой воде);
• качественные и количественные показатели состояния поверхностных вод (приводятся в створе водозабора и выше выпуска сточных вод. Если створ, расположенный выше выпуска, находится в зоне влияния другого выпуска этого же предприятия или выпуска соседнего предприятия, то необходимо выполнить расчет пространственного распространения сточных вод от этого выпуска);
• фоновые показатели водного объекта на расчетную перспективу — срок достижения ПДС (могут быть рассчитаны с учетом изменений антропогенной нагрузки и режима водопользования);
• сведения о предприятии (число промышленных площадок с указанием количества выпусков на каждой площадке и категории сточных вод на этих выпусках, карта-схема предприятия с нанесенными на нее сетями водных коммуникаций и очистных сооружений, указанием мест выпусков и водозаборов, ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием местоположения предприятия относительно водного объекта, водоохранной зоны в районе предприятия, характерных объектов);
• характеристика предприятия как источника загрязнения водных объектов (описание технологии производства, технологического оборудования, используемого сырья и материалов, влияющих на качество и состав производственных сточных вод; описание существующих очистных сооружений; укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы; оценка степени соответствия применяемой технологии производства и методов очистки сточных вод наилучшему достигнутому в стране и за рубежом уровню; перечень загрязняющих веществ в составе сточных вод предприятия (по каждому выпуску));
• количество загрязняющих веществ (определяется на основании инвентаризации. Для различных групп производственных процессов должны быть приведены принципиальные схемы образования сточных вод. Указываются сведения о количестве сточных вод, используемых внутри предприятия — повторно, повторно-последовательно и в оборотных системах, как после очистки, так и без нее, сброшенных в водные объекты или переданных на предприятия других отраслей. К проекту прилагают результаты анализов качества вод, выполненных аттестованной лабораторией);
• конструкция водовыпускного устройства и инженерных сооружений (каналы, дюкеры, трубопроводы, насосные станции для транспортировки сточных вод к месту выпуска);
• схема поперечного сечения водного объекта в месте водовыпуска, на которой показано положение и основные конструктивные особенности рассеивающего диффузора с указанием основных геометрических размеров, расстояния от берега, дна и т.д. (дается в случае заглубленных, рассеивающих водовыпусков).
Для расчета ПДС используют также сведения о водохозяйственном балансе предприятия, обосновывающие полноту и достоверность данных о расходе сточных вод. В разделе о сбросе сточных вод, содержащем данные о размещении выпусков сточных вод, их конструктивных, гидравлических особенностей, указывают количество и состав очищенных сточных вод.
В целях достижения нормативов ПДС водопользователи разрабатывают планы водоохранных мероприятий, включающие работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов, которые должны быть обеспечены финансово и материально. По мере осуществления отдельных этапов планов водоохранных мероприятий по достижении нормативов ПДС лимиты пересматривают в сторону их уменьшения с учетом внедрения наилучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возможности внедрения малоотходных и иных экологически чистых технологий основного производства, включая ограничение применения опасных веществ и материалов.
Разработанные нормативы ПДС водопользователи согласовывают с территориальными органами Минприроды России, Роспотребнадзора, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов.
4.2.5. Нормативы предельного размещения отходов
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», принятый в 1998 г., определил правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с требованиями этого закона индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам устанавливают лимиты на размещение и нормативы образования отходов. Лимиты на размещение отходов устанавливают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией согласно нормативам предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду.
Лимит размещения отходов — это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции за вычетом планового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию отходов или переданных отходов сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объема (массы) образования отходов и возможности экологически приемлемого размещения отходов данного наименования. Лимиты размещения отходов устанавливаются по всем наименованиям отходов в совокупности для отдельных объектов и утверждают территориальным органом Минприроды России по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора. Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователю.
Предприятия разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Структура проекта нормативов предельного размещения отходов (ПРО) содержит разделы, аналогичные ПДС, но характеризующие образование, размещение, использование отходов. Специфичными являются разделы по определению класса опасности отходов и обоснованию временного накопления отходов на территории предприятия. Расчет класса опасности выполняется в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. № 786 с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 30 июля 2003 г. № 663, и с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
Приоритетным методом является определение класса токсичности на основе предельно допустимых концентраций химических веществ в почве. Рассматривают также возможность возникновения аварийных ситуаций.
Описывают действия в аварийных ситуациях и приводят правила экологической безопасности и техники безопасности при сборе, транспортировке и хранении отходов.
Необходимо учесть классификацию отходов, их кодирование и разделение на категории.
Классификация отходов должна проводиться по нескольким признакам.
1. По принадлежности отходов (т/год; шт./год; м3/год):
• отходы производства;
• отходы потребления;
• отходы основных производств;
• отходы вспомогательных производств.
2. По степени опасности:
• токсичные отходы I — IV классов (наименование, класс опасности и количество) с указанием метода определения класса опасности;
• нетоксичные отходы добывающей (перерабатывающей) промышленности (наименование и количество).
3. По суммарному объему (массе) отходов, в том числе:
• перерабатываемых на собственном предприятии, с указанием наименования отходов, их количества и методов переработки;
• переданных другим предприятиям на переработку;
• полученных от других предприятий на хранение, переработку;
• направленных на размещение в собственное хранилище, на общегородские полигоны, в накопители и т.д.
4. По реакционной способности (совместимости) отходов.
В разделе, посвященном плану мероприятий, направленных на снижение количества отходов, степени их опасности, должны быть представлены:
• предложения по организации селективного сбора и хранения отходов на территории предприятия;
• для отходов очистных сооружений и гальванических цехов — уменьшение влажности отходов и их гранулирование, перевод в твердое состояние;
• предложения по организации переработки (использования) отходов предприятия;
• предложения по снижению степени опасности отходов;
• заключение о невозможности переработки отходов, которое составляет специализированная организация.
Оценка воздействия отходов на окружающую среду включает:
1) наличие выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от отходов и мест их хранения в соответствии с проектом нормативов ПДВ;
2) влияние на подземные и поверхностные воды в соответствии с проектом нормативов ПДС;
3) влияние на почву;
4) обоснование сети и программы контроля качества окружающей среды в районе объекта.