Система экономических стимулов в регулировании природоохранной деятельности.

Эколого-экономическое стимулирование — составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Другие экономические методы регулирования (планирование, финансирование мероприятий по охране окружающей среды, установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование, экологическое страхование, экологический аудит) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды.

Все экономические регуляторы, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований. Таким образом, экономический стимул — это своеобразная привязка задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам.

Эколого-экономическое стимулирование включает:

• налогообложение (в том числе экологическое);

• финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и др.);

• ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию);

• государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения;

• создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экосертификации;

• формирование рынка экологических работ и услуг;

• проведение политики торговли правами на загрязнения (использование механизма "купли-продажи" государственных лицензий на право загрязнения окружающей среды);

• введение ускоренной амортизации основных средств природоохранного назначения;

• лицензирование использования природных ресурсов (лицензионный сбор).

Существует две группы методов эколого-экономического стимулирования: позитивной мотивации и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности. Использование первой или второй группы методов определяется уровнем законодательно-нормативного обеспечения отдельных вопросов природопользования, экономической оценкой выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятия, а в основе формируется экологическими потребностями общества.

Меры экономического стимулирования конкретизируются в зависимости от уровня, на котором проводится стимулирование. На уровне отдельных работников оно имеет форму заработной платы, премий, материальной ответственности, штрафов. На уровне предприятия — это цена конечной продукции (услуги), прибыль, фонды экономического стимулирования; на уровне государства — это налоговая, финансовая, ценовая политика.

Рассмотрим более подробно отдельные инструменты эколого-экономического стимулирования.

1. Налогообложение — один из важнейших и наиболее реальных стимулов для предприятия. Основная идея введения в систему налогообложения экологической составляющей состоит в установлении прямой и непосредственной зависимости части отчислений с предприятий в бюджеты от степени вреда, наносимого этим предприятием окружающей среде.

Среди экологических итогов выделяют регулирующие и финансирующие налоги.

Регулирующие налоги направлены на непосредственное предотвращение действий, наносящих ущерб окружающей среде, при этом налог соизмеряется с ущербом окружающей среде. При определении ставок налогов учитываются показатели технических возможностей и экономической рентабельности хозяйственной деятельности. При большой гибкости (дифференциации) налогов расходы на предотвращение ущерба окружающей среде оказываются выгодными. К регулирующим экологическим налогам в России относятся, например, платежи за загрязнение окружающей среды.

Финансирующие налоги направлены на взимание денежных сумм и аккумулирование их в бюджете, из которого финансируются различные природоохранные мероприятия. Особенность этого вида экологических налогов в том, что они не должны быть жестко связаны с негативными последствиями хозяйственной деятельности. При установлении финансирующего налога руководствуются критериями прибыльности и непрерывности финансовых поступлений. Примером этого вида налога является плата на восстановление и охрану водных объектов.

Налоговая политика государства включает:

• специальное налогообложение экологически вредной продукции (негативное стимулирование);

• льготное налогообложение и освобождение от уплаты налогов (позитивное стимулирование).

Налоговые льготы предполагают:

• уменьшение налогооблагаемой прибыли в зависимости от размера фактических капитальных вложений на природоохранные мероприятия, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий;

• снижение суммы налогового платежа на закупленное и введенное в действие оборудования (в случае его использования непосредственно и полностью для защиты окружающей среды от загрязнение отходами);

• отсрочку налогового платежа;

• исключение из налогообложения имущества бюджетных учреждений и организаций, в число которых включены заповедники, природные национальные и дендрологические парки, ботанические сады. Кроме того, стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, может уменьшаться на балансовую (нормативную) стоимость объектов, используемых для охраны природы;

• освобождение от подоходного налога граждан, подвергшихся воздействию экологических катастроф (в частности, радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС);

• освобождение от уплаты таможенных пошлин на импорт-нос оборудование, ввозимое для осуществления природовосстановительных мероприятий в зоне экологических бедствий и катастроф.

Перспективные направления развития налогообложения таковы:

— дифференциация налогов и платежей предприятий с учетом экологичности их производственно-хозяйственной деятельности;

— перенесение центра тяжести налогового бремени на добывающие отрасли.

Исходя из хозяйственной практики, напрашивается введение следующих экологических налогов:

• налог на производство экологически грязной продукции;

• налог на осуществление экологически опасной деятельности — использование экологически опасных технологий (производство сельскохозяйственной продукции с применением пестицидом и др.);

• налог на продукцию, потенциально опасную в потреблении, хранении и захоронении.

Целесообразно также ввести новые дифференцированные ставки экологических налогов, учитывающие деятельность природопользователей в зависимости от объемов загрязнения природной среды. Следует также учесть степени токсичности выбросов, сбросов, захоронений в природную среду, выпуск продукции, не соответствующей установленным экологическим нормам и стандартам.

Специальные экологические налоги устанавливаются на конкретные технологии, виды продукции, производство которых должно быть ограничено (экологически опасные технологии и продукты), а также в тех случаях, когда утилизация отходов производства требует значительных затрат.

Величина специальных налогов определяется на основе затратного подхода. При этом учитываются следующие виды затрат:

— на замену экологически опасных технологий или видов продукции более прогрессивными;

— на повышение экологической безопасности производственных объектов;

— необходимых для ликвидации и предотвращения ущерба, наносимого предприятием окружающей среде в результате применения экологически опасных технологий.

2. Финансово-кредитный механизм также является важным рычагом стимулирования рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности. Он включает:

• льготное кредитование мероприятий, имеющих природоохранных эффект;

• субсидии, представляющие специальные выплаты предприятиям-загрязнителям за сокращение выбросов (сбросов);

• инвестиционные субвенции регионам, предоставляемые на природоохранные цели на безвозмездной основе.

Политика льготного кредитования подразумевает предоставление выгодных кредитов на природоохранные цели из бюджета, а также привлечение банковских кредитов. Преимущество банковского кредитования по сравнению с бюджетным заключается в соблюдении принципов платности и возвратности предоставляемых средств. Это должно стимулировать исключительно целевое использование кредитов и минимальные сроки проведения природоохранных мероприятий. Кроме того, государство может предоставить банку дотацию на компенсацию кредита под пониженный процент, что дает гарантию возвратности и платности кредита. Само предприятие может гарантировать выплату кредита собственным экологическим фондом.

Субвенцирование представляет собой часть бюджетного финансирования. Субвенции республикам в составе Российской

Федерации, краям, областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу предоставляются всегда на определенные цели (в данном случае на природоохранные). За использованием этих средств осуществляется контроль. Их роль заключается в развитии экологической инфраструктуры в регионах.

3. Ценовая политика подразумевает стимулирование производства и потребления "экологичной" продукции. Это осуществляется через льготное ценообразование, закрепленное в Законе "Об охране окружающей среды". Его суть заключается в том, что экологически чистая продукция, выпущенная с применением малоотходных и безотходных технологий, реализуется по более высокой цене, чем аналогичная продукция, произведенная па экологически грязном производстве. В рыночных условиях при сформировавшихся экологических потребностях предприятие-производитель экологичной продукции будет иметь большую прибыль. Однако в условиях формирования экологического самосознания государство возлагает на себя обязанность продвигать на рынок эту продукцию через дотирование определенных категорий потребителей экологичной продукции (прежде всего продуктов питания).

Ценообразование должно дополняться специальным налогообложением: цена на экологически вредную продукцию должна быть занижена для производителя и завышена для потребителя (путем введения акцизного сбора).

4. Экономические методы управления региональным экологическим риском включают:

• стимулирование повышения безопасности производственных технологий через политику ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

• перепрофилирование и вынос экологически опасных предприятий, размещенных в районах повышенного экологического риска (с высокой концентрацией населения, с экстремальными природными факторами).

Для стимулирования этого направления используют следующие методы:

1) обязательное страхование источников и реципиентов риска;

2) премирование (штрафование) предприятий, за выполнение (невыполнение) принятых обязательств по предотвращению аварийных ситуаций;

3) субвенцирование снижения риска аварий;

4) специальное налогообложение экологически опасных видов деятельности в отдельных регионах.

5. Экологическая сертификация как один из видов эколого-экономического стимулирования осуществляется в целях:

• защиты потребителей от приобретения (использования) продукции опасной для жизни, здоровья, имущества людей, а также для окружающей среды;

• обеспечения интеграции национальной экономики в мировой рынок;

• создания экологически справедливого рынка.

Под экологически справедливым рынком понимается такой рынок, на котором при прочих равных условиях продукция с худшими экологическими характеристиками или производимая по экологически небезопасным технологиям не получает преимуществ в конкурентной борьбе. Продукция, опасная для здоровья и окружающей среды, изымается из обращения на рынке. Система экологической сертификации в России находится в стадии становления.

6. Формирование рынка экологических работ и услуг означает:

• появление консалтинговых, инжиниринговых, венчурных фирм;

• лицензирование деятельности природоохранного назначения;

• развитие сети платных работ и услуг природоохранного значения (экологический аудит);

• привлечение фирм к выполнению экологических работ и услуг;

• торговлю правами на выбросы;

• создание банков и бирж прав на загрязнение. Политика торговли правами на загрязнение дает возможность переносить рыночные отношения в сферу природопользования. В данном случае формируется рынок, который дает дополнительные возможности варьировать затратами: предприятие может снизить загрязнение, за что оно получит компенсацию от другого предприятия, которое выкупит у первого права на выбросы. Этот механизм использует так называемый бабл-принцип (принцип пузыря): объем выбросов устанавливается в целом для региона, при этом находящиеся на его территории предприятия могут с различным индивидуальным вкладом сформировать этот объем.

Использование данного принципа имеет место как в случае сделок между различными предприятиями или фирмами через куплю-продажу прав на выбросы, гак и среди предприятий одних и тех же объединений, компаний (внутрифирменная передача — трансферт прав на загрязнение).

Развитие рыночного механизма управления качеством окружающей среды предполагает наличие органов управления, которые следят за эквивалентностью сделок — рациональным использованием ассимиляционного потенциала окружающей среды. Кроме того, они закрепляют права собственности на выбросы за отдельными претендентами путем выдачи разрешения (лицензии) на выброс.

При расширении данного рынка возникает необходимость создания посреднических организаций, например, формирование специальных банков прав на загрязнение. Здесь происходит хранение и накопление сэкономленных прав на выбросы. Покупая и продавая запас таких прав, банки выполняют также их учет. Дальнейшее расширение рынка экологических услуг приводит к созданию бирж прав на загрязнение, где осуществляются сделки по купле-продаже прав на загрязнение окружающей среды.

Перспективным направлением развития рыночного механизма в природопользовании следует считать количественную оценку и прогнозирование спектра экологических и природно-ресурсных составляющих в процессах колебаний курсов акций различных предприятий и фирм на фондовых биржах. Этот вопрос тесно связан с повышением инвестиционной активности в регионах, а также с привлечением иностранных инвестиций.

Формированием рынка экологических услуг требует соответствующего развития маркетинговых средств управления. К основным направлениям в этой области следует отнести:

• формирование финансовых структур поддержки экологических действий;

• экологическую оценку (аудит) уровня воздействия на окружающую среду;

• экологическое страхование действий компаний;

• изменение форм отчетности деятельности производителей;

• новые формы рекламы;

• формирование новых принципов торговли (например, продажа экологически чистых продуктов).

Маркетинговые подходы к управлению природоохранной деятельностью таковы:

• первый маркетинговый подход позволяет отказаться от единых технических требований к источникам загрязнения и допускает возможность выбора фирмой различных способов достижения общих нормативов сбросов или выбросов; он стимулирует внутрипроизводственное и межхозяйственное разделение труда с учетом необходимости снижения уровня загрязнения среды, благодаря чему создается возможность уменьшения совокупных издержек борьбы с загрязнением;

• второй маркетинговый подход к регулированию в региональном масштабе предполагает прямые сделки между фирмами. Он удобен для новых фирм или для тех действующих, что подвергаются модернизации; прежде чем ввести их встрой в промышленно освоенных регионах, необходимо, чтобы предприниматели в качестве компенсации экологического ущерба снизили уровень загрязнения на одном из действующих предприятий в объеме, эквивалентном вводимому новому источнику загрязнения; данный принцип разрешения на новое строительство необходим, когда покупаются права на загрязнение у фирм, которым удалось достигнуть снижения сбросов или выбросов сверх установленных государством норм.

Развитие экологического предпринимательства предполагает:

• изучение опыта западных компаний, западного и международного законодательства;

• подготовку кадров экологически ориентированных предпринимателей;

• формирование кадров, т.е. специалистов по созданию систем управления экологической деятельностью компаний;

• проведение экоаудита.

Перспектива развития рынка экологических товаров и услуг в России связана с мировой переориентацией спроса на товары и услуги, отвечающей определенным экологическим критериям. Эта тенденция характеризует качественную перестройку мирового рынка и изменение позиций отдельных государств, обусловленное уровнем экологизации их экономики.

Наши рекомендации