Методический материал к теме. В настоящее время социальную экологию рассматривают как своего рода синтез экологии

В настоящее время социальную экологию рассматривают как своего рода синтез экологии и социологии, на основе которого возникает новая социальная реальность, связанная с отысканием путей выхода из экологического кризиса и других глобальных проблем современности. Исследователи этой проблематики, начиная с Аурелио Печчеи, считают, что в основе новой социальной реальности должна находиться преображенная система ценностных ориентаций и потребностей человека, что, в свою очередь, будет создавать новые образцы поведения людей, экологически оправданные и обеспечивающие конструктивное решение как глобальных, так и локальных проблем. С этой точки зрения большинство проблем возникают как погрешности мышления и восприятия людей. Изменение системы ценностей позволит иначе понимать социальную реальность и воспринимать современные проблемы в качестве ресурсов развития, а не конфликтов интересов противоборствующих сторон.

В социальной работе экологический подход позволяет в широком смысле слова рассматривать гармонизацию человека и его социального и физического окружения. В более узком - взаимные адаптивные процессы, необходимые для такой гармонизации. В теории социальной работы использующейся в англоговорящих странах в качестве самостоятельного выделяется экосистемный подход. Его суть состоит в том, что в ходе вмешательства в проблемную ситуацию объекта любого уровня выделяется пространство взаимодействия - это саморазвивающаяся системная целостность, образованная субъект-объектными отношениями трёх базовых составляющих-участников: социальный клиент, социальный работник, среда.

Одним из реальных инструментов технологии социальной работы в экосистемном подходе становится так называемая «экокарта». Экокарта - визуальный инструмент, создаваемый, чтобы организовать и прояснить информацию о взаимодействиях между индивидуумами / семьями и их окружением в определенный момент времени. Впервые экокарту в 1978 г. предложила использовать А. Хартман - американский социальный работник, специализирующийся на работе с семьями. Она опубликовала статью «Графическое оценивание семейных отношений», в которой использовала в качестве инструмента экокарту для анализа семейных проблем. Предложенный ею инструмент очень быстро завоевал популярность среди социальных работников США и Великобритании.

Внешне экокарта выглядит как несколько концентрических окружностей: 1) внутренняя - сам клиент с его пониманием причин возникновения проблемной ситуации и представлением «нормального» функционирования; 2) поддерживающее окружение - это те субъекты и объекты, которые находятся в зоне ближайшего окружения клиента (члены семьи, близкие друзья и др.) и могут оказывать ему значимую поддержку; 3) питающая система, например, опыт и знания социального работника; ресурсы системы социальной защиты; другие люди из его окружения (коллеги по работе, представители диаспоры, члены религиозной конфессии и т.п.). Наглядное представление информации прежде всего способствует выявлению различных аспектов взаимодействия и взаимосвязей, позволяя рассмотреть известные в целом факты с новой точки зрения, детализировать их и иерархизировать по степени влияния.

Экокарта создается вместе с клиентом для определения как ресурсов и источников поддержки, так и напряжений во взаимоотношениях семьи с окружением. Заполнение экокарты помогает социальному работнику и клиенту определить сильные стороны, нужды и пограничные аспекты. Ее прорисовка, создание включает в себя письменный анализ взаимоотношений между индивидом / семьей и окружением. Особое внимание уделяется следующим аспектам:

- социальная поддержка (семья, друзья, религиозные организации, группы поддержки, соседи, домашние животные, и т.д.);
- ресурсы социальной защиты (помощь в поиске жилья, службы, оказывающие помощь в ежедневном уходе, финансовая помощь, услуги по здравоохранению и стоматологии, службы психиатрической (психотерапевтической) и наркологической помощи, юридическая помощь, транспорт, возможности трудоустройства, помощь в получении питания, т.д.);
- стрессоры (сложности с законом, семейная динамика, финансовые проблемы, вопросы здоровья, неопределенность в вопросе жилья, удаленность служб, помогающих в ежедневном уходе, транспортные проблемы, домашние трудности, препятствия в трудоустройстве, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, беременность, наличие детей, дискриминация и т.д.).

В процессуальном плане в ходе разработки конкретной технологической цепочки вмешательства речь идет о создании некой программы как образа развития, как изменения отношений между социальным клиентом и другими социальными системами. Особенность составляемой совместно с клиентом программы состоит в том, что в ней определяется способ синтеза общих принципов и тенденций развития личности в условиях многообразия конкретных условий других социальных систем. Можно говорить о том, что в ходе взаимодействия по составлению экокарты реализуется моделирование жизненного пространства клиента, позволяющего использовать многообразие отношений всех субъектов процесса, в котором возможен выбор личностью путей социального развития, адекватных современным общественным условиям. Экокарта, таким образом, создает основу для проектирования технологии социальной работы для конкретного случая. Все технологии в рамках экосистемного подхода могут быть сведены в три группы: консультационные, управляющие ресурсами, обучающие. Особый акцент в этом подходе делается на последней группе технологий. Приоритетность этой группы технологии определяется основной целью оказания социальной помощи – способствовать развитию навыков самопомощи, способности организовать жизнедеятельность без дополнительной помощи. Изучение и внутреннее документирование полученного опыта способствует росту адаптивности клиента и развитию его самодостаточности.

Наши рекомендации