Решение о методах выхода на международный рынок

Существует несколько методов выхода экотовара на внешний рынок.

Экспорт - самый простой способ вступления в деятельность на зарубежном рынке. Нерегулярный экспорт - это пассивный уровень вовлечения, когда фирма время от времени экпортирует свои излишки и продает товар местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы. Активный экспорт имеет место, когда фирма задается целью расширить свои экспортные операции на конкретном рынке. В обоих случаях фирма производит товар в своей стране. На экспорт она может передавать товар в модифицированном и не модифицированном виде.

Фирма может экспортировать товар двумя способами:
-через независимых международных маркетинговых посредников (косвенный экспорт);
-проводить экспортные операции самостоятельно (прямой экспорт).Обычно среди начинающих фирм превалирует практика косвенного экспорта, так как она не требует больших капиталовложений, не нужен собственный торговый аппарат за рубежом, не нужна сеть контактов. Во-вторых, она связана с меньшим риском. Международные маркетинговые посредники - это отечественные купцы-экспортеры, отечественные агенты по экспорту или кооперативные организации, которые обладают хорошим опытом, и продавец не совершает ошибок. Прямой экспорт осуществляется через экспортный отдел в своей стране, через филиал за рубежом, через коммивояжеров по экспортным операциям, через зарубежных дистрибьюторов или агентов.

Совместная предпринимательская деятельность отличается от экспорта тем, что формируется партнерство, в результате которого за рубежом создаются те или иные производственные мощности. От прямого инвестирования ее отличает то, что в стране-партнере формируется объединение с какой-либо местной организацией.

Существует 4 типа совместных предприятий:
1.Лицензирование - это один из наиболее простых путей вовлечения производителя в международный маркетинг. Лицензиар (фирма) вступает в соглашение с лицензиатом (местным партнером) на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета или иной ценностной значимости в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Лицензиар получает выход на рынок с минимальным риском, а лицензиату не приходится начинать с нуля, так как сразу он получает производственный опыт, известный товар или имя. Недостатком лицензирования является то, что фирма располагает меньшим контролем над лицензиатом, чем над своим вновь созданным предприятием. Если лицензиат крупно преуспеет, прибыли пойдут к нему, а по окончании срока контракта фирма может обнаружить, что создала себе конкурента.
2.Подрядное производство- заключение контракта с местными производителями на выпуск товара. Недостатком подрядного производства можно считать меньший контроль фирмы за процессом производства и потерю связанных с ним потенциальных прибылей. Достоинством этого метода является быстрое разворачивание деятельности с меньшим риском, перспектива вступления в партнерство с местным производителем или покупка его товара.
3.Управление по контракту заключается в том, что фирма предоставляет ноу-хау в области управления, а партнер предоставляет необходимый капитал, то есть фирма экспортирует управленческие услуги. Обычно этот метод используют в отельном бизнесе. Управление по контракту - это способ выхода на зарубежный рынок с минимальным риском и получение доходов с самого начала деятельности.
4.Предприятия совместного владения - объединение усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала с целью создания местного коммерческого предприятия, которым они владеют и управляют совместно. Такое предприятие может оказаться необходимым по экономическим или политическим соображениям. Фирме может не хватать финансовых, физических или управленческих ресурсов. Иногда совместное владение является условием, которым иностранное правительство оговаривает допуск на рынок своей страны. Недостатки этого метода проявляются в возможных расхождениях по капиталовложению, маркетингу и прочим принципам деятельности.

Прямое инвестирование или вложение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий является наиболее полной формой вовлечения фирмы в деятельность на зарубежном рынке. Этот метод имеет ряд преимуществ: во-первых, фирма может сэкономить деньги за счет более дешевой рабочей силы или более дешевого сырья, за счет льгот, предоставляемых иностранными правительствами зарубежным вкладчикам, за счет сокращения транспортных расходов и т.д.; во-вторых, создавая рабочие места, фирма обеспечивает себе более благоприятный образ в стране-партнере; в-третьих, фирма устанавливает более глубокие отношения с местными органами, клиентами и поставщиками, что дает возможность лучше приспосабливать свои товары к местной маркетинговой среде; в-четвертых, фирма сохраняет полный контроль над своими капиталовложениями и, следовательно, может разрабатывать такие политические установки в области производства и маркетинга, которые будут отвечать ее долговременным задачам в международном масштабе.

Наши рекомендации