Типы конкуренции на рынке

По типу конкуренции рынки подразделяются следующим образом:

Чистая конкуренция характерна для однородного рынка с множеством продавцов и покупателей. Ни покупатель, ни продавец не оказывают влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатель может приобрести товар по рыночной цене. Цену ниже рыночной продавцы обычно не запрашивают.

Монополистическая конкуренция наблюдается чаще всего на неоднородном рынке с множеством покупателей и продавцов. Сделки совершаются не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен, что обусловлено способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров, в разных местах и на разных условиях. Реальные изделия различаются качеством, свойствами и внешним оформлением. Покупатели платят за товары по-разному, так как видят разницу в предложениях. Если рынок необозрим, то продавец может назначать обусловленную этим повышенную цену.

Олигополистическая конкуренция характерна для небольшого числа продавцов - крупных фирм на рынке. Продавцы весьма чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Ценовая конкуренция за счет снижения или повышения цен при олигополии недопустима. Это обусловлено тем, что если фирма повысит цены, конкуренты могут не последовать ее примеру, и тогда придется либо снижать цены или рисковать потерей клиентуры.

Чистая монополия существует, когда на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация (например, почтовое ведомство) или частная регулируемая или нерегулируемая монополия. При этом ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать самые разные цели. Например, устанавливать цены ниже себестоимости, если товар является жизненно важным для покупателей, которые не в состоянии покупать его по себестоимости, или назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение прибыли. Может возникнуть ситуация, когда цена назначается высокой в целях сокращения потребления.

В случае частной регулируемой монополии государство разрешает компании установить расценки, обеспечивающие получение прибыли, которая даст возможность поддерживать и развивать производство. При частной нерегулируемой монополии фирма может установить любую цену, которую только выдержит рынок. Но при максимальных ценах возможно введение государственного регулирования и привлечения внимания конкурентов, чего фирма обычно не желает, так как стремится проникнуть на всю глубину рынка.


Факторы ценообразования

Выделяют следующие факторы ценообразования.

1. Постановка задач ценообразования. Фирма должна определить цели, которых она должна достичь с помощью конкретного товара. Это может быть обеспечение выживаемости в условиях острой конкурентной борьбы (цены устанавливаются низкими), максимизация текущей прибыли (цены, обеспечивающие максимальную прибыль), завоевание лидерства по доле рынка (максимально возможное снижение цен), завоевание лидерства по качеству товара (высокие цены).

2. Определение спроса. Зависимость между ценой и спросом обычно обратно пропорциональна. Исключение составляют престижные товары, которые благодаря своей высокой цене могут вызвать повышенный спрос. Для определения спроса строят кривые спроса.

3. Методы оценки кривых спроса. Методы в большой степени зависят от типа рынка. В условиях чистой монополии спрос определяется ценой. С появлением конкуренции спрос начинает зависеть от цен конкурентов. Кроме цены на спрос могут оказывать влияние другие факторы, например, дополнительная реклама.

4. Эластичность спроса. Зависимость спроса от стоимости товара.

5. Оценка издержек. Постоянные издержки называются накладными расходами. Они не связаны с производством и включают в себя оплату за аренду помещения и зарплату служащим. Переменные издержки находятся в прямой зависимости от объема производства. Это сумма затрат на материалы, заготовки, детали, комплектующие изделия, товары для продажи и комиссионные продавцам.

Сумма постоянных и переменных издержек равна валовым издержкам, которые покрываются ценой товара. Таким образом, максимальная цена товара определяется спросом, а минимальная - издержками.

Особое внимание следует уделить экологическим издержкам, как результату экономической деятельности. Обычно такие издержки называются посторонними и включаются в обсчет при выработке стоимости только в том случае, если принимаются экологические нормативы. В связи с этим, актуальной задачей является видоизменение современной рыночной системы таким образом, чтобы она позволила включить экологические издержки в себестоимость производства продукции. Такое включение экологических издержек в затраты предприятия называется "абсолютным учетом издержек" и представляет собой подсчет всей суммы издержек, возникающих в связи с различными видами загрязнений и другим экологическим ущербом. В настоящее время данный подсчет провести практически невозможно из-за сложности учета экологического ущерба.

6. Анализ цен и товаров (их качества) конкурентов. Этим определяется диапазон цен.

7. Выбор метода ценообразования. Используются различные методы, например, "средние издержки + прибыль", "на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли", "на основе ощущаемой ценности товаров", "на основе уровня текущих цен".

На стратегию и тактику ценообразования большое влияние оказывают следующие факторы: установление цен на новый товар, установление цен со скидками и зачетами для стимулирования сбыта, установление дискриминационных цен, инициативное снижение и повышение цен, реакции потребителей и конкурентов на изменение цен, реакции фирмы на изменение цен конкурентами, ценообразование в рамках товарной номенклатуры.

Наши рекомендации