Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

История и методология экологии и природопользования

Направление подготовки 05.04.06 – Экология и природопользование

шифр и название направления подготовки

Направленность (профиль) – Для всех направлений подготовки _

При наличии: название направления подготовки

Квалификация (степень) – магистр

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины - student2.ru

Санкт–Петербург

Рекомендована учёным советом факультета Экологии и физики природной среды РГГМУ

(Протокол №___ от ___ __________ 2016 г.)

Составила:

Степанова Анастасия Борисовна – канд. биол. наук, доцент кафедры прикладной экологии.

Рецензент:

Куприянов Алексей Валерьевич, канд. биол. наук, доцент каф. гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Ó А.Б. Степанонова, 2016.

Ó РГГМУ, 2016.

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История и методология экологии и природопользования» является подготовка магистров, обладающих необходимым объемом знаний основных разделов философии науки и практической методологии экологии и природопользования

Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «История и методология экологии и природопользования» для направления подготовки 05.04.06 – Экология и природопользование относиться к дисциплинам вариативной части учебного плана по выбору студентов.

Для освоения данной дисциплины, обучающиеся должны освоить разделы дисциплин: «Биология», «Философия», «Общая экология», «Геоботаника», «Экологический мониторинг», «Методы обработки и анализа геоэкологической информации».

Обучающиеся должны иметь представление о философских концепциях естествознания. Обучающиеся должны владеть основами понятийного аппарата общей экологии, иметь представление об основных закономерностях функционирования экосистем.

Дисциплина «История и методология экологии и природопользования» является базовой для дисциплин «Философские проблемы естествознания», «Устойчивое развитие и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды», а так же для «Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, освоение которых позволит студентам обладать:

Код компетенции Компетенция
ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-1 (частично) знаниями о философских концепциях естествознания и основах методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени

В результате освоения компетенций в рамках дисциплины «История и методология экологии и природопользования» обучающийся должен:

Знать:

– теоретические основы эмпирических методов научного познания, структуру и функции научной теории, взаимоотношение теории с фактами;

– специфические черты объектов исследования и предмет изучения экологии; основные методы исследования в экологии и природопользовании;

– особенности методологии естественных наук. Фундаментальные свойства живого;

Уметь:

– использовать существующий методологический аппарат для формулировки цели и задач научного исследования и проверки разрабатываемых научных гипотез в области экологии и природопользования;

– оперировать понятиями и другими формами абстрактного мышления;

– использовать понятийный аппарат общей экологии, в том числе при подготовке самостоятельных научных публикаций;

–ориентироваться в существующих представлениях о специфике научной деятельности, этических нормах и объективности;

Владеть:

– теоретическими представлениями о мотивации научной деятельности;

– теоретическими представлениями об основных концепциях философии науки 20 века и относительности понятия истины;

– теоретическими представлениями о цели научной деятельности и научной рациональности;

– представлениями о формировании ключевых понятий в экологии и природопользовании.

Основные признаки проявленности формируемых компетенций в результате освоения дисциплины «История и методология экологии и природопользования» сведены в таблице.

Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания

Этап (уровень) освоения компетенции Основные признаки проявленности компетенции (дескрипторное описание уровня)
1. 2. 3. 4. 5.
минимальный не владеет слабо ориентируется в терминологии и содержании Способен выделить основные идеи текста, работает с критической литературой Владеет основными навыками работы с источниками и критической литературой Способен дать собственную критическую оценку изучаемого материала
не умеет не выделяет основные идеи Способен показать основную идею в развитии Способен представить ключевую проблему в ее связи с другими процессами Может соотнести основные идеи с современными проблемами
не знает допускает грубые ошибки Знает основные рабочие категории, однако не ориентируется в их специфике Понимает специфику основных рабочих категорий Способен выделить характерный авторский подход
базовый не владеет плохо ориентируется в терминологии и содержании Владеет приемами поиска и систематизации, но не способен свободно изложить материал Свободно излагает материал, однако не демонстрирует навыков сравнения основных идей и концепций Способен сравнивать концепции, аргументированно излагает материал
не умеет выделяет основные идеи, но не видит проблем Выделяет конкретную проблему, однако излишне упрощает ее Способен выделить и сравнить концепции, но испытывает сложности с их практической привязкой Аргументированно проводит сравнение концепций по заданной проблематике
не знает допускает много ошибок Может изложить основные рабочие категории Знает основные отличия концепций в заданной проблемной области Способен выделить специфику концепций в заданной проблемной области
продвинутый не владеет ориентируется в терминологии и содержании В общих чертах понимает основную идею, однако плохо связывает ее с существующей проблематикой Видит источники современных проблем в заданной области анализа, владеет подходами к их решению Способен грамотно обосновать собственную позицию относительно решения современных проблем в заданной области
не умеет выделяет основные идеи, но не видит их в развитии Может понять практическое назначение основной идеи, но затрудняется выявить ее основания Выявляет основания заданной области анализа, понимает ее практическую ценность, однако испытывает затруднения в описании сложных объектов анализа Свободно ориентируется в заданной области анализа. Понимает ее основания и умеет выделить практическое значение заданной области
не знает допускает ошибки при выделении рабочей области анализа Способен изложить основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа Знает основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа, способен их сопоставить Может дать критический анализ современным проблемам в заданной области анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов для студентов, начавших обучение в 2014, 2015 и 2016 году.

Структура дисциплины

Очное обучение

Наши рекомендации