Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
История и методология экологии и природопользования
Направление подготовки 05.04.06 – Экология и природопользование
шифр и название направления подготовки
Направленность (профиль) – Для всех направлений подготовки _
При наличии: название направления подготовки
Квалификация (степень) – магистр
Санкт–Петербург
Рекомендована учёным советом факультета Экологии и физики природной среды РГГМУ
(Протокол №___ от ___ __________ 2016 г.)
Составила:
Степанова Анастасия Борисовна – канд. биол. наук, доцент кафедры прикладной экологии.
Рецензент:
Куприянов Алексей Валерьевич, канд. биол. наук, доцент каф. гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Ó А.Б. Степанонова, 2016.
Ó РГГМУ, 2016.
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «История и методология экологии и природопользования» является подготовка магистров, обладающих необходимым объемом знаний основных разделов философии науки и практической методологии экологии и природопользования
Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «История и методология экологии и природопользования» для направления подготовки 05.04.06 – Экология и природопользование относиться к дисциплинам вариативной части учебного плана по выбору студентов.
Для освоения данной дисциплины, обучающиеся должны освоить разделы дисциплин: «Биология», «Философия», «Общая экология», «Геоботаника», «Экологический мониторинг», «Методы обработки и анализа геоэкологической информации».
Обучающиеся должны иметь представление о философских концепциях естествознания. Обучающиеся должны владеть основами понятийного аппарата общей экологии, иметь представление об основных закономерностях функционирования экосистем.
Дисциплина «История и методология экологии и природопользования» является базовой для дисциплин «Философские проблемы естествознания», «Устойчивое развитие и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды», а так же для «Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, освоение которых позволит студентам обладать:
Код компетенции | Компетенция |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОПК-1 (частично) | знаниями о философских концепциях естествознания и основах методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени |
В результате освоения компетенций в рамках дисциплины «История и методология экологии и природопользования» обучающийся должен:
Знать:
– теоретические основы эмпирических методов научного познания, структуру и функции научной теории, взаимоотношение теории с фактами;
– специфические черты объектов исследования и предмет изучения экологии; основные методы исследования в экологии и природопользовании;
– особенности методологии естественных наук. Фундаментальные свойства живого;
Уметь:
– использовать существующий методологический аппарат для формулировки цели и задач научного исследования и проверки разрабатываемых научных гипотез в области экологии и природопользования;
– оперировать понятиями и другими формами абстрактного мышления;
– использовать понятийный аппарат общей экологии, в том числе при подготовке самостоятельных научных публикаций;
–ориентироваться в существующих представлениях о специфике научной деятельности, этических нормах и объективности;
Владеть:
– теоретическими представлениями о мотивации научной деятельности;
– теоретическими представлениями об основных концепциях философии науки 20 века и относительности понятия истины;
– теоретическими представлениями о цели научной деятельности и научной рациональности;
– представлениями о формировании ключевых понятий в экологии и природопользовании.
Основные признаки проявленности формируемых компетенций в результате освоения дисциплины «История и методология экологии и природопользования» сведены в таблице.
Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания
Этап (уровень) освоения компетенции | Основные признаки проявленности компетенции (дескрипторное описание уровня) | ||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |
минимальный | не владеет | слабо ориентируется в терминологии и содержании | Способен выделить основные идеи текста, работает с критической литературой | Владеет основными навыками работы с источниками и критической литературой | Способен дать собственную критическую оценку изучаемого материала |
не умеет | не выделяет основные идеи | Способен показать основную идею в развитии | Способен представить ключевую проблему в ее связи с другими процессами | Может соотнести основные идеи с современными проблемами | |
не знает | допускает грубые ошибки | Знает основные рабочие категории, однако не ориентируется в их специфике | Понимает специфику основных рабочих категорий | Способен выделить характерный авторский подход | |
базовый | не владеет | плохо ориентируется в терминологии и содержании | Владеет приемами поиска и систематизации, но не способен свободно изложить материал | Свободно излагает материал, однако не демонстрирует навыков сравнения основных идей и концепций | Способен сравнивать концепции, аргументированно излагает материал |
не умеет | выделяет основные идеи, но не видит проблем | Выделяет конкретную проблему, однако излишне упрощает ее | Способен выделить и сравнить концепции, но испытывает сложности с их практической привязкой | Аргументированно проводит сравнение концепций по заданной проблематике | |
не знает | допускает много ошибок | Может изложить основные рабочие категории | Знает основные отличия концепций в заданной проблемной области | Способен выделить специфику концепций в заданной проблемной области | |
продвинутый | не владеет | ориентируется в терминологии и содержании | В общих чертах понимает основную идею, однако плохо связывает ее с существующей проблематикой | Видит источники современных проблем в заданной области анализа, владеет подходами к их решению | Способен грамотно обосновать собственную позицию относительно решения современных проблем в заданной области |
не умеет | выделяет основные идеи, но не видит их в развитии | Может понять практическое назначение основной идеи, но затрудняется выявить ее основания | Выявляет основания заданной области анализа, понимает ее практическую ценность, однако испытывает затруднения в описании сложных объектов анализа | Свободно ориентируется в заданной области анализа. Понимает ее основания и умеет выделить практическое значение заданной области | |
не знает | допускает ошибки при выделении рабочей области анализа | Способен изложить основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа | Знает основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа, способен их сопоставить | Может дать критический анализ современным проблемам в заданной области анализа |
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов для студентов, начавших обучение в 2014, 2015 и 2016 году.
Структура дисциплины
Очное обучение