Устойчивые сочетания слов


1. Соедините стрелками устойчивые выражения с их значениями.
очень дружные
кормить завтраками обледенели
запутаться, не сумет разобраться в чём-то простом,

водой не разольёшь несложном

обещать и не выполнить что-то

в трёх соснах заблудиться обманывать
потеряться


2. Соедините стрелками противоположные по смыслу устойчивые выражения.
смотреть в оба разливаться соловьём

спустя рукава взяться за ум

хранить молчание трудиться не покладая рук
ветер в голове ворон считать

Закончите предложение одним из приведённых выше устойчивых выражений.


Раньше я считал, что на уроке можно ворон считать, и всё равно будет понятно, о чём речь идёт. Но, получив две двойки подряд, я понял: нужно _______________________________

_____________­­­­­­­­­­­

3. Вставьте пропущенные буквы. Найдите устойчивые выражения и подчеркните их.


Двоек у него — кот наплакал, а п _тёрок и ч _ твёрок — пруд пруди. Я если об _ щаю что-то кому-то, то вс _ гда выполняю: я х _ зяин св _ его слова.

4. Вставьте пропущенные буквы.
— Га-га-га — г _ гочет гусь, — Я с_ мьёй своей г _ ржусь!
Всё гл _ жу — не нагл _ жусь.
(Н. Костарёв)

Выберите и подчеркните устойчивое выражение, которым можно закончить

высказывание гуся.

Все как на подбор.

Один другого лучше.
Как с гуся вода.

5. Прочитайте текст. Найдите устойчивое выражение.

Мой младший братишка как-то захотел попить молока из кувшина, да не удержал его и уронил. Мама спрашивает, кто разбил, он или кот, а братишка молчит — воды в рот набрал

Отметьте галочкой строчку с верным утверждением.

 И в прямом, и в переносном смысле.
 В прямом смысле.
 В переносном смысле.

Проверочная работа 29
Тематические группы слов


1.Отгадайте загадки. Какой темой можно их объединить?

На странице букваря тридцать три богатыря. Тридцать три родных сестрицы на одной живут странице.
Отгадка: ____________
Тема: _______________


2. Зачеркните слова, которые не входят в тематические группы.


Школа: дежурный, букет, класс, учитель, очки, ученик, фамилия.


Школьные принадлежности: пенал, ранец, тетрадь, пылесос, карандаш, мел.


Русские народные игры: горелки, боулинг, казаки-разбойники, чехарда, жмурки,
ручеёк, хоккей.

3. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.

___________________________

Когда я был маленький, то боялся грозы. Мой дедушка отв _ чал в с _ мье за гром и молнии. Он поднимался на крышу нашего дома и длинным ш _ стом с привязанным на конце веником разг _ нял низкие серые тучи. Потом я перестал б_яться гр_зы. И дедушке выл _ зать на крышу стало не нужно.

(С. Георгиев)

Выберите из текста слова и соберите их в тематическую группу.

Ненастье: _____

4. Ответьте письменно на вопрос. Дополните тематическую группу.

Кем приходился дедушке рассказчик из текста задания 3? ___________________________

_____________

Семья: ______


5. Составьте слово-отгадку. Оно входит в одну тематическую группу с остальными персонажами стихотворения.
Зубр, енот, барсук и рысь
Как-то вместе собрались.
Прискакала антилопа,
Кто-то с ней ещё притопал.
Попытайтесь угадать.
Букв в отгадке ровно пять.
(По А. Кочергиной)
Ответ: __________________

Какие слова из загадки могут войти в эту тематическую группу?
Собрались: ___

_____________

Проверочная работа 30

Состав слова

1. Дополните каждый ряд словом, которое должно отвечать на вопрос в скобках.

Весело, весёлый, веселиться, (что?)

____________

Краснота, покраснеть, (какие?)

____________

Рассказ, рассказчица, (что сделать?)

____________

Громкость, громкий, громыхать, (как?)

____________

2.Подчеркните однокоренные слова.

Кот бежал своим к своим котятам, крот спешил к кротятам.

(И. Сухин)

К кому направляются эти животные? Допишите однокоренные слова, чтобы
получился стишок в рифму.
Белка прыгала к _________,
Лось шагал к своим ______,
Торопился волк к ________,
А лиса неслась к __________.

В дописанных вами названиях детёнышей подчеркните общую часть.


3. Найдите в стихотворении задания 2 слова, обозначающие действия зверей. Будут ли они родственными? Отметьте галочкой верный ответ.
 Да

 Нет

От слова прыгать образуйте три родственных слова.

_____________

4. Найдите в каждом прёдложении однокоренные слова. Рядом запишите цифрой их количество.

Повар на жаркой кухне жарил в жаровне жаркое. __
Светлячок светло и ярко светился в темноте мерцающим светом. _____________________

Выделите общую часть слов перед корнем значком

Нажарил, напёк, насолил, наварил.

Засветло, затемно, заново, задолго.

5. Придумайте своё предложение, чтобы в нём было много слов с общим корнем - прыг-

(-прыж-)

____________________

Проверочная работа 31
Корень главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова


1. Подчеркните в стихотворении родственные слова.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
(С. Погореловский)


2. Выберите и отметьте галочкой ряд с родственными словами

 Метель, заметать, метёлка, отметить.
 Вьюга, вьюжный, завьюжило, замело.
 Снежок, комок, снежинка, снежный.
 Лёд, ледяной, ледышка, ледянка.
 Мороз, холод, изморозь, морозный.

3. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.

________________________________


На завтр _ к Шумок с _ ел три хл _ пка, два стука, один скрип. И запил всё это тонким писком. Мама-Шумиха сжевала лязг тр _ мвая, тарахтенье тр _ ктора и гуденье паровоза.
Папа-Шум прогл _ тил гул самолёта и гр _ хотанье грома.
А потом им всем зах _ телось чего – нибудь сладенького. Смеха, например. И они отправились в кинотеатр на в _ сёлые мультики.
(К. Драгунская)
Подчеркните родственные слова. В какую тематическую группу можно включить все слова, которые съел Шумок? _________________

4. Допишите в каждую строчку родственные слова.
Скрипучий, скрипеть, поскрипывать, _____________.


Сладости, сладкое, подсластить, _________________.


Смешить, смешной, смешинка, __________________.


Будут ли родственными слова гул и грохот? Отметьте галочкой правильный ответ.
 Да. Нет


5. Выпишите из текста задания 3 слова с разделительным мягким знаком (ь).

____________________

Включите в эти ряды по одному родственному слову из текста задания 3.

6. Допишите в каждую группу однокоренное слово.

Смешной, смеяться, _______________________, смешинка, смешно.
Скрипеть, скрипучий, скрипнуть, _____________________________.

Гудок, гудеть, ________________________, гудящий, гуделка.

Сладости, сладкое, _________________________, сладкая, сладко,

Устойчивые сочетания слов - student2.ru Устойчивые сочетания слов - student2.ru Устойчивые сочетания слов - student2.ru

Устойчивые сочетания слов - student2.ru Устойчивые сочетания слов - student2.ru Устойчивые сочетания слов - student2.ru Устойчивые сочетания слов - student2.ru Устойчивые сочетания слов - student2.ru Устойчивые сочетания слов - student2.ru

Проверочная работа 32

Приставка

1. Решите «уравнения», «вычислив» приставку. Впишите ответы.

___________ + морозить = заморозить.
___________ + работать = поработать.

___________ + скоро = нескоро.

___________ + город = пригород.

2. Запишите слова с противоположными по смыслу приставками. Приставки выделите значком

Зайти — _________________________, въехать — _______________________,

выходить — ______________________, уезжать — _______________________.

Выпишите только слова с приставкой, которая означает «начать действие».

Забрать, засвистеть, закричать, загорать, засмеяться.

__________________________

3. Ответьте на вопросы. Правильные ответы отметьте галочкой.

Слова закончена и окончена— однокоренные?

 Да Нет


Слова законченаи окончена— синонимы?

 Да  Нет


4. Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте родственные слова.


Люблю греться на солнышке. Сядешь во дв _ ре на ск _ мейку и греешься. Можно ещё в лес пойти или на пляж погреться. Везде — со _ нце!
Это летом так х _ ршо. А з _ мой, на пл _ же не согреешься. И в л _ су снега полным-полно.
(По К. Драгунской)


Выпишите сначала родственные слова без приставок, а потом с приставками.
Приставки выделите.

______________

5.Отметьте галочкой строчку, в которой во всех словах есть приставка.

 Невозможный, недовольный, неправильный, негритянский.
 Пригород, привычка, призер, присказка.
 Преодолеть, преломить, прервать, препятствовать.
 Поздно, пониже, помимо, помоложе.

Проверочная работа 33

Суффикс


1. Образуйте новые слова по образцам.
Рука — ручища, нога — _____________________________,
нос — ______________________, глаза — ___________________.
Ухо — ушко, рот — ___,

человек — ___________________________, кот— ____________________________.


2. В устойчивых выражениях заменены в словах суффиксы. Запишите их правильно.

Брать под своё крылышко. Бросился в глазки. Держать носик по ветерку.

_______
3. Измените слова по схеме «он — она».


Гитарист — гитаристка, баянист — _______________________________,

скрипач — _______________________________, певец — __________________________, работник — ______________________________, лётчик — _________________________.

4. Подчеркните в тексте имя собственное, в котором есть суффикс.


Серёжка никому не позволит дёргать девочку Жанну за косички. Если потребуется, он делает это сам!
(С. Георгиев)


Образуйте как можно больше уменьшительно-ласкательных имён с разными суффиксами от имён Аня, Ваня.

_______


5. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в словах, отвечающих на вопрос кто? или что?


Котик сер _ нький присел на п _ чурочке
И т _ хонечко запел песню Юр _ чке:
— Вот проснулся п _ тушок, встала курочка,
Поднимайся, мой дружок, милый Юр _ чка!


Проверочная работа 34

Окончание

1. Определите, какая часть слова помогает связать в предложении слова по смыслу.

Это ____

2. Измените, где возможно слова так, чтобы они обозначали много предметов.

Берёза — ___________________________, снег — ____________________________,

завод — ____________________________, капуста — _________________________,

посуда — ___________________________, машина — _________________________.

Устойчивые сочетания слов - student2.ru Уточните, какая часть слова изменилась. Выделите её значком

3. Измените слова, чтобы доказать: выделенные части слов — это окончания. Выдели

 
  Устойчивые сочетания слов - student2.ru

окончания значком

Лопата — ______

Воробьи— _____

Субботний— ___

4. Отметьте галочкой ряд, в котором всех словах отделены только окончания.


 Девочк-е, деревн-ей, мороз-ом, загородн- ый,

 Лисиц-а, капуст-а, посуд-а, приставк-а.
 Зайц-ы, ворон-ы, карандаш-и, дежурн-ый.
 На-скоро, не-весело, пре-быстро, русск-ий.


5.Допишите окончания.
Серёжка, задумал построить во двор снежн _____ горк____, но немного не рассчитал и перестарался. Зато с вершин ___ Серёжкиной гор__ хорошо видно Эверест, а с Эверест _ — Серёжкин ___ снежн ___ горк ___.
(С. Георгиев)


Разделите слово Серёжкиной для переноса.

_____________

Проверочная работа 35

Части речи

1. Отметьте галочкой ряд, в котором все слова обозначают признак предмета.

 Народный, деревенский, вдруг, берёзовый.
 Вороний, собачий, городской, скоро

 Здравствуйте, фамильный, языковой, ягодный.
 Девочкин, урожайный, ветреный, субботний.

2. В стихотворении Е. Ранеевой подчеркните все слова, которые обозначают действие предмета.

Влюблённые
Мы с дедушкой очень похожи, и жить друг без друга не можем.
Мы вместе газеты читаем, и гвозди вдвоём забиваем.

Мы пьём пепси-колу на пару и вместе поём под гитару.
Вдвоём мастерим маме полки, и оба мы носим футболки.
И оба влюбились мы в нашу красивую бабушку Дашу.


3. Подумайте, верно или неверно это утверждение. Подчеркните правильный ответ.

В тексте задания 2 только одно слово обозначает признак предмета — это слово красивую.

 Да, это так.  Нет, это не так,

Допишите ещё три слова, отвечающие на вопрос какая?
Бабушка Даша красивая, _________________________ и __________________________.

4. Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Гвозди — ___________________________, газеты — _____________________________,

полки — ___________________________, футболки — ____________________________

влюблённые — _______________________________.

5. Прочитайте предложение. Из устойчивых выражений внизу выберите одно, которым можно его закончить. Запишите его.

Мой одноклассник всех победил на школьной олимпиаде по русскому языку, даже третьеклассников ____________________________.

Устойчивые выражения для выбора:курам на смех, заткнул за пояс, взялся за ум.

Проверочная работа 36
Имя существительное

1. Прочитайте слова, которые принадлежат к одной тематической группе. Выберите и выпишите из них только имена существительные.
Дельфин, плещется, ракушка, бушует, спокойное, медуза, волна, солёное, чайка, парусник.

__________________________


2. Догадайтесь, какие существительные нужно вписать в весёлую рифмовку.
Хлеб везут на ____,

Ямы роет _______,
А в метро есть ___.

(По А. Кочергиной)


Слова для выбора: эскалатор, экватор, экскаватор, эвакуатор, элеватор.

3. В задании 1 подчеркните все одушевлённые имена существительные. От двух из них, по своему выбору, образуйте форму множественного числа. Запишите.

_____________


4. Прочитайте потешку. Запишите два вопроса к ней.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки...

кто? _______________________ что? ________________________

Допишите предложение.


Белка почти всё продала, остался последний ___________________________.


5. Отметьте галочкой ряд слов, в котором существительные в форме множественного числа написаны неправильно.
 Нет чулок, сапог, ботинок, носков

 Много мест, яблок, дел, солдат

 Пять мандарин, помидоров, апельсин.

Проверочная работа 37

Глагол

1. Определите, слов какой части речи больше всего в этом предложении. Правильный ответ из данных ниже подчеркните.


Лён топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали.


В предложении больше всего глаголов, имён существительных, имён прилагательных, предлогов.


Дополните ряды слов, вписав однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать?
Сушка, сушильный, _
Ткач, ткацкий, _____
Рваный, рваньё, ____
Колотушка, ________

2. Выпишите сначала слова, обозначающие полезные действия, а затем — бесполезные.

Весь день Петров на верстаке строгал брусок рубанком,

А Кадыков невдалеке пинал ногой жестянку.

Петров пилил, сверлил, стругал, долбил, дробил, соединял

И смастерил скворечник из струганных дощечек.

А Кадыков стучал, бренчал, пылил, слонялся и пинал

Жестянки, банки, кринки и... разорвал ботинки

(По О. Григорьеву)

Полезные действия:

_______

Бесполезные действия:

_______

3. Допишите глаголы с противоположным значением.


Уехать — ________________________________, прийти — _________________________, уплыть — ________________________________, улететь — _________________________, залезть — ________________________________, начать — __________________________


4. Прочитайте и подчеркните в тексте слова, обозначающие действия, которые совершал великан.

Над водой стоял туман. В море мылся великан.
Мыла целый магазин израсходовал один.
Прямо в нас швырял он мыло, мыло пенилось и плыло,
Мыло море побелило, море злилось и бурлило:
Рассердил его буян — чистоплотный великан.
(Е. Аксельрод)

Допишите слова, обозначающие действия.

Мыло (что делало?) ___________________________.

5. Опишите рисунок, чтобы получился небольшой рассказ.

Устойчивые сочетания слов - student2.ru

Проверочная работа 38
Имя прилагательное


1. В названиях сказок подчеркните имена прилагательные. Над каждым из них напишите вопрос, на который оно отвечает.
«Два жадных медвежонка». «Жадная купчиха». «Петух и бобовое зёрнышко. «Белый бычок, смоляной бочок, крутые рожки». «Мороз — Красный Нос». «Аленький цветочек».

2. Прочитайте разговор двух учениц.
— Ты что делаешь на уроке?
— Сижу и жду звонка.
Допишите предложение, добавив три прилагательных из слов для выбора.
Ученица-то, оказывается, совсем не прилежная, не усердная, не старательная, а,

наоборот, ­­___.

Слова для выбора: умная, послушная ленивая, вялая, нерадивая, невнимательная, задумчивая, сонная.

3. Прочитайте скороговорки. Запишите по два прилагательных, используя слова для выбора.

Купила Марусе бусы бабуся.

Это ______________________ девочка.

Из карманов у Аркашки вечно сыплются бумажки.
Это _____________________ мальчик.

Мила мылась мылом, намылилась — смыла.

Это _____________________ девочка.

Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

Это _____________________ мальчик.

Слова для выбора: вертлявая, нарядная, красивая, весёля, чистая, симпатичная, аккуратная, добрая, неряшливый, ленивый, расхлябанный, трудолюбивый. работящий, умный, проворный, толковый.

4. К каждому слову, обозначающему признак предмета, подберите подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет, и запишите его.
Мягкий ____________
пустой _____________
вкусная ____________
крепкая ____________
густые ____________
высокие ___________
прозрачное ________
полное ___________


5. Прочитайте текст. Отметьте галочкой правильный вариант.
Серёжка посадил в землю арбузное семечко и каждый день обильно поливал
его лимонадом. К осени созрели великолепные газированные арбузы.

(С. Георгиев)

 Это шуточный рассказ.
 Это правдивый рассказ о выращивании арбузов.

Запишите так, чтобы выделенное сочетание слов стало одним прилагательным.
Семечко из арбуза — ______________________
Вода с газом — ___________________________
Растение с огорода — _____________________
Ягода из леса — _________________________

Устойчивые сочетания слов - student2.ru

Проверочная работа 39
Предлог


1. Прочитайте стихотворные строки, подчеркните в них все предлоги.


Кувшинчики шли на родник за водой —

Зелёный, серебряный, золотой.
Прошлись по жаре, постояли в тени,
Воды в роднике зачерпнули они,
Потом повернули свой нос на закат

И стали — гуськом — возвращаться назад.

(По Н. Матвеевой)


2. Отгадайте загадку, напишите ответ.


Он дерево качает, разбойником свистит, последний лист срывает, кружит его, бросает, потом опять кружит.

_____________
Подчеркните правильный ответ.

В загадке нет предлогов. В загадке есть предлоги.

Запишите цифрой количество глаголов в загадке. ____________________________


3. Прочитайте русскую народную прибаутку. Выберите из скобок и впишите подходящие предлоги.

Как петух (в, на) _____ печи пироги печёт,

Кошка (за, на) ______ окошке рубаху шьёт,

Поросёнок (в, по) _____ступе горох толчёт,

Конь (под, у) ______ крыльца (в, по) четыре копыта бьёт,

Уточка (без, в) _____ сапожках избу метёт.

4.Напишете все возможные предлоги, которые могут использоваться по смыслу.
Сложить _________ стол.
Залезть __________ диван.
Слова для выбора: за, под, на, в, через, к, из-под, со, от.

5. Прочитайте текст. Впишите в него подходящие по смыслу устойчивые выражения.

Поспорил я как-то с другом, что за ночь выучу большое стихотворение и с выражением расскажу его у доски, но прилёг на минуточку, уснул, а на следующий день ___________

_______.

Теперь ______________ дал обещание — выполни.

Устойчивые сочетания слов - student2.ru Устойчивые выражения для выбора: держаться в тени, сбить с толку, с треском провалиться, зарубить на носу.

Проверочная работа 40
Предложение. Текст

1. Запишите текст правильно.
вишнинежныераспускаютсясинееозероразливаетсяясноесолнышкоулыбаетсяземлясилуш-койналиваетсявеснакраснаясердцерадует

____________________

2. Прочитайте текст. Как вы думаете, что было потом?


Один человек придумал, как спасти китов от вымирания. Он устроился в китобойную флотилию гарпунщиком и нарочно всегда целился мимо.
(С. Георгиев)

Как вы считаете, какой это был человек? Напишите своё мнение.

____________________


3. Вставьте в слова пропущенные буквы. Обведите кружочком цифру, под которой дан текст, а не набор предложений.

1. Но лучше всего на бумажном л _ сточке писать закорючки, крючочки и точки. Всё это будет расти, как тр _ ва. И сами собой народятся сл _ ва.

(По А. Сметанину)

2. Зап _ шите предложение кр_сиво. У мол _ дого льва растёт 6 _ льшая грива.
Не стойте на проезжей части. Пл _ точек мы купили Насте.

4. Прочитайте предложения. Составьте из них связный текст и запишите его.


Стал он думать, как яблоко достать. Стояла осень. На деревьях не было листьев. Увидел яблоко, хотел его съесть. Только на яблоне висело одно яблоко. Бежал заяц. Но яблоко-то высоко.

______________


5. Из текста задания 4 выпишите предложения, в которых есть только подлежащее и сказуемое.
___________

Наши рекомендации