I. Словарно-орфографическая работа. (4) Солда́т. Со́льдо — ‘монета’

(3) Пара́д (см. с. 8).

(4) Солда́т. Со́льдо — ‘монета’

Солда́тский. ‘жалованье’ (итал.)

П р и м е ч а н и е. Этимологическую справку к слову солдат дает заранее подготовившийся ученик, прочитавший по заданию учителя статью «Солдат» в книге Л. Успенского «Почему не иначе?».

II. Устные упражнения.

1. Работа с настенной таблицей № 2 к учебнику.

2. Игра «Кто больше?». Назвать как можно больше слов с корнем -един-.

III. Повторение правила № 3 о проверке согласной в корне слова.

IV. Письменная проверка согласных в словах, данных на полях учебника (с. 18).

V. Орфографический разбор. З а д а н и е: указать слова, в написании которых действует правило 3.

На парад идет отряд. Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд. (А. Барто.)

VI. Зрительный диктант на материале двух предыдущих предложений (см. V).

VII. Творческий диктант. Задания: 1. Закончить пословицы.

1. Зеленый наряд радует ... (взгляд). 2. Майский мороз не выдавит (слез). 3. В зимний холод каждый ... (молод). 4. Матушка рожь кормит всех ... (сплошь). 5. Новый год — к весне ... (поворот).

2. Указать в пословицах рифмующиеся слова; подумать, почему концы этих слов созвучны, хотя последние буквы в них разные.

VIII. Диктант-молчанка с использованием учебных рисунков. З а д а н и е: найти на рисунках такие предметы, в написании которых действует правило № 3 (в середине слова), написать их. (Дубки, березки, беседка, лодка, веревка, коробка, указка, фуражка.)

IХ. Составление связанных между собой предложений по данному началу; в предложениях употребить три первых слова из диктанта. Начало: «Мы в одном из уголков парка...»

Домашнее задание: § 8, правило № 3; упр. 43.

Урок 4. Непроизносимые согласные

I. Словарно-орфографическая работа.

(5) Гига́нт. Ги́гас — ‘гигант’ (греч.)

Гига́нтский.

— Какое правило мы должны соблюдать при написании прилагательного гигантский? В результате чего в слове гигантский появилась непроизносимая согласная? Заметьте: непроизносимые согласные чаще всего появляются на стыке разных частей слова, обычно корня и суффикса. Если вы будете вдумываться в состав слова, то ошибок в нем не сделаете.

(6) Окре́стный. Крест, окре́ст — ‘вокруг’ (рус.)

Окре́стность.

В старину говорили: взгляни окрест, т. е. ‘взгляни вокруг’.

(7) Сча́стье. Часть — ‘доля’ + с — ‘хороший’ (рус.)

Счастли́вый.

Счастли́во.

В старину приставка с- в некоторых словах имела значение ‘хороший’; счастье — ‘хорошая доля’.

II. Чтение словообразовательных цепочек к словам (на таблицах) совесть, жалость, хвастать.

III. Составление и запись словообразовательных цепочек к словам интерес, чудо, краса. Устная работа со словами небо, не беса, небесный; вкус, вкусный, вкусно.

IV. Выборочный диктант. З а д а н и е: выбрать слова с непроизносимыми согласными и сочетанием сн; перед каждым из них написать проверочное.

Поездка обещает быть интересной

Нам очень хотелось прокатиться на теплоходе до Жигулей. Решили посвятить этому ближайший выходной — шестнадцатое сентября.

С волнением ожидали мы этого дня: боялись, что ненастная погода разрушит все наши планы.

Вот наконец и суббота!

Погода, на наше счастье, чудесная. Солнце светит как-то особенно ярко и радостно.

В семь утра мы уже на палубе теплохода местной линии. Настроение у всех праздничное. Поездка обещает быть интересной.

V. Составление предложений на тему «Памятная поездка (прогулка)». Желательно, чтобы в этих предложениях были употреблены слова на изучаемое правило (конечно, там, где это уместно, стилистически целесообразно). Каждый ученик составляет свои предложения.

Домашнее задание: § 9, правило 4; упр. 49.

Урок 5. Буквы и, у, а после шипящих

I. Словарно-орфографическая работа.

(8) Жюри́. Жюри́ — ‘клятва’, ‘присяга на верность’ (фр.)

(9) Брошю́ра. Брошь — ‘игла’ (фр.)

Брошюра — небольшая книжка, листы которой не переплетены, а скреплены металлическими скрепками или (чаще всего) сшиты при помощи иглы — ‘броши’; брошюра буквально значит ‘сшитая’. От глагола брошюровать образовано еще несколько слов: брошюровщик, брошюровка, брошюрование, брошюровальный (цех) и др.

II. Повторение правила № 5 по учебнику (с. 21).

III. Тренировочные упражнения.

1. Списывание с орфографическим заданием.

На доске написано несколько слов и словосочетаний, в которых сочетания гласных с шипящими графически выделены: чувствовать, счастье, чудесно, участник, не надо щуриться, щавель, колючую елку, навещу товарища. З а д а н и е: списать слова сначала с буквосочетаниями ча, чу, затем с ща, щу.

2. Самодиктант: написать по памяти слова-исключения из правила № 5 (жюри, брошюра, парашют).

3. Зрительный диктант[12].

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

Туча по небу идет.

Бочка по морю плывет.

(А. Пушкин.)

4. Письмо по памяти.

Ходит щучка по заводи,

ищет щучка тепла гнезда,

где бы щучке трава густа.

5. Диктант с последующей самопроверкой.

Люблю я Русь могучую,

Люблю я речь певучую.

6. Творческий диктант. З а д а н и е: продолжить предложение, употребив в нем прилагательные с основой на шипящую в форме винительного падежа единственного числа женского рода.

Я сел писать рассказ о лете и сразу мысленно представил ... (речку, блестящую на солнце, плакучую иву на берегу, тропинку, ведущую в лес).

Домашнее задание: правило № 5; упр. 53.

Урок 6. Разделительные ъ и ь

Наши рекомендации