VII. Наблюдения по таблице

Имена существительные
одушевленные неодушевленные
мн. число
VII. Наблюдения по таблице - student2.ru VII. Наблюдения по таблице - student2.ru
В. = Р. В. = И.

Вывод из наблюдений. У существительных одушевленных во множественном числе винительный падеж совпадает по форме с родительным (В. = Р.), у неодушевленных — с именительным (В. = И.).

Пользуясь таблицей, определим одушевленность существительных, по которым единого мнения в классе не было: кукла (одушевл.), мертвец (одушевл.), народ (неодушевл.), отряд (неоду шевл.).

Домашнее задание: § 90; упр. 479.

Урок 4. Имена существительные собственные и нарицательные

I. Словарно-орфографическая работа.

(124) Кара́бкаться. Ср.: караби́н — приспособление, при помощи

которого взбираются на столб, на скалу.

II. Устное упражнение. Задание: определить одушевленность — неодушевленность написанных на доске имен существительных группа, бригада, покойник.

III. Зрительный диктант.

Шумите, вешние дубравы!

Расти, трава! Цвети, сирень!

(И. Северянин.)

IV. Задание: определить одушевленность неодушевленность существительных дубравы, трава.

V. Синтаксический разбор предложения Туман умыл реку и медленно стал карабкаться на берег. (Л. Яхнин.)

Задание: определить одушевленность — неодушевленность существительного туман.

Вывод из наблюдений (см. III, IV, V). Одушевленность — неодушевленность имен существительных нельзя смешивать с олицетворением.

VI. Чтение § 91 (с. 187), беседа по его содержанию, вывод: названия единичных предметов — имена существительные собственные, все другие — нарицательные.

VII. Чтение правила № 16 (с. 190).

VIII. Упр. 494 (устно)

IХ. Подготовка к самостоятельной домашней работе.

Задание: составить несколько предложений о любимой книге, употребив в них слова и словосочетания на правило № 16.

Учитель демонстрирует книгу, например, Г. Снегирева «Про пингвинов» в ходе беседы по этой книге составляются следующие предложения:

Передо мной на столе небольшая, но очень интересная книга. Называется она «Про пингвинов». Ее написал Геннадий Снегирев, а рисунки к ней выполнил Май Митурич. Книга напечатана в Москве, в издательстве «Детская литература» в 1988 году.

«Про пингвинов» — сборник рассказов об этих удивительных птицах. Мне нравятся все рассказы, но особенно «Отважный пингвинёнок».

Х. Рекомендация книг для внеклассного чтения.

— Одну из больших групп имен существительных собственных составляют имена людей. Среди имен, которые носят русские люди, есть, и исконно русские, сохранившиеся с древних времен до наших дней, и пришедшие к нам из других языков, в основном из латинского и греческого.

Большинство имен имеет свое значение. О значении исконно русских имен легко догадаться, например: Святослав — святая слава; Владимир — Владей миром; Людмила — людям мила.

Значение же заимствованных имен существительных собственных можно узнать только с помощью перевода, например: Андрей — мужественный; Виктор — победитель, Зоя — жизнь.

О значении имен можно узнать много интересного из книги Л. Успенского «Ты и твое имя» и М. Горбаневского «В мире имен и названий». Постарайтесь прочитать их!

Домашнее задание: § 91; правило 16; упр. 495 и составить предложения о книге (по образцу, см. IХ).

Урок 5. Имя существительное

Как средство связи предложений в тексте.

Морфологический разбор существительных

I. Словарно-орфографическая работа.

(125) Черёмуха. Ср.: чёрные ягоды (рус.)

Черёмушник (х/ш).

Черёмуховый.

II. Творческое списывание. Задание 1. Написать на месте точек необходимые термины.

Диалог

Разговор двух или нескольких лиц называется … . … состоит из … . … называются слова, обращенные к собеседнику.

Задание 2. Рассказать о связи предложений в тексте, который у вас получился; составить схему его строения; отметить сцепляющие слова; указать, к какой части речи они относятся. Сделать вывод из своих наблюдений.

— Одно из средств связи предложений в тексте — лексический повтор. В этой роли чаще всего выступают имена существительные. Лексический повтор характерен для научной речи: он позволяет выразить мысль наиболее точно и однозначно. В подтверждение этого можно привести примеры из учебников математики, биологии, русского языка и др. (См., например, наш текст о диалоге.)

III. Диктант с последующей самопроверкой по учебнику. Используется текст упр. 6 (учебник, с. 6—7).

Задание: подчеркнуть сцепляющие слова; проследить связь предложений в этом тексте.

Вывод из наблюдений. Лексический повтор может сцеплять не только предложения в тексте, но и абзацы.

IV. Диктант с элементами занимательности «Подскажи словечко!».

1. Ждем мы лета. Лето — это океан тепла и ... (света). (В. Фетисов.) 2. Носит мама-кенгуру в теплой сумке детвору. А ребятки-кенгурятки целый день играют в ... (прятки). (Б. Заходер.)

Задания: 1. Определить стиль этих текстов. 2. Подчеркнуть сцепляющие слова. 3. Сделать вывод из своих наблюдений.

— Лексический повтор может сцеплять предложения не только в научном тексте, но и в художественном и любом другом. Синонимы лексические и текстовые, при помощи которых сцепляются предложения, чаще всего бывают тоже именами существительными.

Наши рекомендации