VII. Наблюдения по таблице
Имена существительные | |
одушевленные | неодушевленные |
мн. число | |
В. = Р. | В. = И. |
Вывод из наблюдений. У существительных одушевленных во множественном числе винительный падеж совпадает по форме с родительным (В. = Р.), у неодушевленных — с именительным (В. = И.).
Пользуясь таблицей, определим одушевленность существительных, по которым единого мнения в классе не было: кукла (одушевл.), мертвец (одушевл.), народ (неодушевл.), отряд (неоду шевл.).
Домашнее задание: § 90; упр. 479.
Урок 4. Имена существительные собственные и нарицательные
I. Словарно-орфографическая работа.
(124) Кара́бкаться. Ср.: караби́н — приспособление, при помощи
которого взбираются на столб, на скалу.
II. Устное упражнение. Задание: определить одушевленность — неодушевленность написанных на доске имен существительных группа, бригада, покойник.
III. Зрительный диктант.
Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
(И. Северянин.)
IV. Задание: определить одушевленность неодушевленность существительных дубравы, трава.
V. Синтаксический разбор предложения Туман умыл реку и медленно стал карабкаться на берег. (Л. Яхнин.)
Задание: определить одушевленность — неодушевленность существительного туман.
Вывод из наблюдений (см. III, IV, V). Одушевленность — неодушевленность имен существительных нельзя смешивать с олицетворением.
VI. Чтение § 91 (с. 187), беседа по его содержанию, вывод: названия единичных предметов — имена существительные собственные, все другие — нарицательные.
VII. Чтение правила № 16 (с. 190).
VIII. Упр. 494 (устно)
IХ. Подготовка к самостоятельной домашней работе.
Задание: составить несколько предложений о любимой книге, употребив в них слова и словосочетания на правило № 16.
Учитель демонстрирует книгу, например, Г. Снегирева «Про пингвинов» в ходе беседы по этой книге составляются следующие предложения:
Передо мной на столе небольшая, но очень интересная книга. Называется она «Про пингвинов». Ее написал Геннадий Снегирев, а рисунки к ней выполнил Май Митурич. Книга напечатана в Москве, в издательстве «Детская литература» в 1988 году.
«Про пингвинов» — сборник рассказов об этих удивительных птицах. Мне нравятся все рассказы, но особенно «Отважный пингвинёнок».
Х. Рекомендация книг для внеклассного чтения.
— Одну из больших групп имен существительных собственных составляют имена людей. Среди имен, которые носят русские люди, есть, и исконно русские, сохранившиеся с древних времен до наших дней, и пришедшие к нам из других языков, в основном из латинского и греческого.
Большинство имен имеет свое значение. О значении исконно русских имен легко догадаться, например: Святослав — святая слава; Владимир — Владей миром; Людмила — людям мила.
Значение же заимствованных имен существительных собственных можно узнать только с помощью перевода, например: Андрей — мужественный; Виктор — победитель, Зоя — жизнь.
О значении имен можно узнать много интересного из книги Л. Успенского «Ты и твое имя» и М. Горбаневского «В мире имен и названий». Постарайтесь прочитать их!
Домашнее задание: § 91; правило 16; упр. 495 и составить предложения о книге (по образцу, см. IХ).
Урок 5. Имя существительное
Как средство связи предложений в тексте.
Морфологический разбор существительных
I. Словарно-орфографическая работа.
(125) Черёмуха. Ср.: чёрные ягоды (рус.)
Черёмушник (х/ш).
Черёмуховый.
II. Творческое списывание. Задание 1. Написать на месте точек необходимые термины.
Диалог
Разговор двух или нескольких лиц называется … . … состоит из … . … называются слова, обращенные к собеседнику.
Задание 2. Рассказать о связи предложений в тексте, который у вас получился; составить схему его строения; отметить сцепляющие слова; указать, к какой части речи они относятся. Сделать вывод из своих наблюдений.
— Одно из средств связи предложений в тексте — лексический повтор. В этой роли чаще всего выступают имена существительные. Лексический повтор характерен для научной речи: он позволяет выразить мысль наиболее точно и однозначно. В подтверждение этого можно привести примеры из учебников математики, биологии, русского языка и др. (См., например, наш текст о диалоге.)
III. Диктант с последующей самопроверкой по учебнику. Используется текст упр. 6 (учебник, с. 6—7).
Задание: подчеркнуть сцепляющие слова; проследить связь предложений в этом тексте.
Вывод из наблюдений. Лексический повтор может сцеплять не только предложения в тексте, но и абзацы.
IV. Диктант с элементами занимательности «Подскажи словечко!».
1. Ждем мы лета. Лето — это океан тепла и ... (света). (В. Фетисов.) 2. Носит мама-кенгуру в теплой сумке детвору. А ребятки-кенгурятки целый день играют в ... (прятки). (Б. Заходер.)
Задания: 1. Определить стиль этих текстов. 2. Подчеркнуть сцепляющие слова. 3. Сделать вывод из своих наблюдений.
— Лексический повтор может сцеплять предложения не только в научном тексте, но и в художественном и любом другом. Синонимы лексические и текстовые, при помощи которых сцепляются предложения, чаще всего бывают тоже именами существительными.