Охрана права собственности на природные объекты

Объектом охраны права собственности являются конкретные правомочия собственника природных ресурсов, их охрана обеспечивается самыми различными мерами, в том числе и правовыми.

Охрана права собственности начинается от установления принципов права собственности и заканчивая ответственностью за их нарушение. В такой охране участвуют многие отрасли права (конституционное право, уголовное право, гражданское право и др.).

Правовые методы охраны права собственности на природные ресурсы и природные объекты осуществляются в соответствии с законодательством об охране права собственности.

Конкретные способы защиты права собственности определены отраслевым законодательством и зависят от степени тяжести и вида правонарушения. Так в уголовном и административном праве содержатся конкретные меры ответственности, применяемые к нарушителям права собственности на природные объекты (штраф, лишение права занимать определённые должности, лишение свободы и т.д.).

Наиболее широкий выбор способов защиты права собственности на природные ресурсы определён гражданским законодательством.

Защита таких прав осуществляется путем:

• признания права;

• восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

• признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки купли-продажи, дарение, залог, самовольный обмен, самовольное занятие земельного, водного, лесного участка и другие противоправные сделки, заключаемые, как правило, гражданами;

• признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

• самозащиты права;

• присуждения к исполнению обязанности в натуре;

• возмещения убытков;

• взыскания неустойки;

• компенсации морального вреда;

• прекращения или изменения правоотношения;

• неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

• иными способами, предусмотренными законом.


12. Право природопользования, его понятие и виды.

Природопользование– это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.

Статья 9 Конституции РФ определяет землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.

Природная средапредставляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения.

Регламентации подлежат только виды использования свойств природной среды, подлежащие правовому регулированию. Регламентация распространяется на такие природные объекты, как земля, воды, леса, недра и т. д.

Нормы, которые регулируют природопользование, составляют отдельный институт экологического права.

Право природопользования– институт, определяющий порядок использования природных ресурсов, а также правомочия природопользователей и их ответственность. Формирование данной системы основано на источниках различного уровня. К ним относятся Конституция РФ, федеральные законы, соответствующие нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ.

Статьи 9, 36, 41, 42, 58, 72 Конституции РФ определяют исходные положения природопользования. В соответствии с Конституцией РФ пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется при условии непричинения ущерба окружающей среде. Конституция РФ разделяет полномочия Федерации и ее субъектов в плане регулирования природопользования. При этом в ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Принципы природопользования:

1) общественные принципы (народовластие, федерализм, равноправие, законность, взаимосвязь прав и обязанностей);

2) принципы, непосредственно относящиеся к природопользованию (подконтрольность права пользования государству, целевой характер пользования, сочетание использования и охраны).

Виды природопользования выделяются по различным критериям, но ни одна классификация не является исчерпывающей и универсальной.

Наиболее широко применяется следующая классификация видов права природопользования:

1) по видам эксплуатируемых природных объектов;

2) по сферам человеческой деятельности;

3) по субъективному и объективному составу.


13. Платность пользования природными ресурсами. Управление качеством окружающей природной среды и рациональным природопользованием.

Закон об охране окружающей природной среды предусматривает два вида платежей:

  • за право пользования природными ресурсами;
  • за загрязнение окружающей природной среды.

I. Плата за использование природных ресурсов включает: плату за право пользования ресурсами; выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

1. Плата за землю производится в формах: земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли.

Ставки налога устанавливаются с учётом состава почвы, качества и месторасположения площадей. Нормативная цена земли характеризует стоимость участка земли определённого качества и месторасположения с учётом потенциального дохода за расчётный срок окупаемости.

2. Плата за использование недр имеет следующие формы: за право на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу; использование недр для иных целей, не связанных с добычей полезного сырья, например, захоронение отходов. Распределение средств от использования производится следующим образом:

  • платежи за право добычи полезных ископаемых распределяются в соответствующих процентах между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами;
  • плата за право выполнения поисково-разведывательных работ и за право использования недр для целей, не связанных с разработкой полезных ископаемых, поступают в бюджеты городов и районов, на территории которых происходило пользование недрами.

3. Плата за пользование водными объектами в двух формах: за право пользования и на восстановление и охрану вод.

Плата за право пользования вносится потребителями в виде регулярных платежей в течение срока водопользования. Плата за пользование поверхностными водами поступает в бюджеты субъектов Федерации. Плата за право пользования подземными водами поступает в бюджет Федерации и субъектов Федерации. Плата на восстановление и охрану водных объектов поступает в государственный внебюджетный фонд.

4. Формы платы за пользование лесными ресурсами установлены в виде лесных податей (налога), арендной платы, отчислений в фонды воспроизводства, охраны и защиты леса. Лесные подати и арендная плата поступают в бюджеты городов и районов. Фонд воспроизводства является государственным внебюджетным фондом.

5. Плата за пользование растительными ресурсами включает плату за сбор лекарственных трав и сырья, сбор плодов, ягод; за заготовку технического сырья.

6. Плата за ресурсы животного мира предусматривается в виде разнообразной платы за пользование животным миром в виде охоты, отлова животных, использования продуктов их жизнедеятельности и т.д. Другой формой платы служит арендная плата за право пользования охотничьими угодьями.

II. Плата за загрязнение окружающей природной среды направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека; должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ; служит главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды.

Закон РФ об охране окружающей природной среды предусматривает три вида платы за загрязнение:

1) выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов;

2) выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм, либо без разрешения компетентных органов;

3) плата за размещение отходов.

Порядок установления платы состоит из трёх этапов:

1. Определение базовых нормативов платы.

Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия с учётом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения.

2. Дифференцированные нормативы исчисляются на основе базовых, но с поправкой на экономическую ситуацию и экологич. факторы соответствующих регионов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов определяется умножением коэффициента, отражающего экологич. особенности региона, на базовую ставку платежей.

3. Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия.

При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причём, с учётом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повышение разрешается до 20 %, а в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, заповедных территориях, курортных регионах – в два раза.

Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счёт себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений – за счёт прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия-загрязнителя.

Из общей суммы 10 % платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных природоохранных органов, а 90 % – в экологич. фонды.

Если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия, то местными органами охраны окружающей среды рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего объекта.

Рассматривая систему управления качеством окружающей среды, необходимо принимать во внимание деятельность не только Госкомэкологии России, но и других ведомств природноресурсного блока, поскольку многие экологические проблемы возникают на стадиях добычи, эксплуатации и переработки природных ресурсов. В целом, система централизованного ведомственного управлений охраной окружающей среды и природопользованием требует существенной модернизации, реструктуризации для того, чтобы обеспечивать устойчивое, т. е. экономически эффективное и экологически безопасное природопользование. До настоящего времени не решены вопросы обоснованного, эффективного разграничения полномочий между Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципалитетами. Заключенные соглашения о разграничении полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды носят, в значительной степени, рамочный характер. Нуждается в уточнении и детализации распределение функций между специально уполномоченными в сфере природопользования и охраны окружающей среды органами власти каждого уровня. Это относится к вопросам учета и экономической оценки природных ресурсов, установления лимитов использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду, системы платежей, лицензирования природопользования, экологического контроля, мониторинга и экспертизы, экологического образования и др. Недостаточная эффективность управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования объясняется также проблемами информационного обеспечения процесса принятия решений.

Наши рекомендации