ООО «Издательство АСТ» 26 страница

Этот принцип нужно соблюдать и в отношении пространства. Чтобы привести вам пример, скажу, что если бы пришлось делать выбор, убить дюжину обезьян или Аль Капоне, я убил бы Аль Капоне. Нет ничего сакрального или священного в том, чтобы быть человеческим холоном. Само по себе это бессмысленно. Само по себе это действительно антропоцентрично в худшем смысле этого слова.

Конечно, это немного более сложно, чем то, о чем шла речь раньше, и я должен сказать вам о книге, в которой это обсуждается более подробно. Но, возможно, вы уже можете представить себе общую картину холархической этики сохранения не только глубины, но и глубины с учетом пространства, в которой все держится на изначальной основной ценности. Покоясь в Пустоте, поддерживайте самую большую глубину для самого большого промежутка. Это, я верю, и есть образ слез, проливаемых Бодхисаттвой повсюду.

До свидания, поверхность

В: Так значит, во всех этих случаях, все эти проблемы культурной пропасти, вертикальной интеграции, экологической этики, все они связаны с отказом от поверхности?

КУ: Определенно. Мы говорили о возможности будущего преобразования, которое в определенном смысле уже имеет место. Но я не считаю, что эта новая трансформация может пройти гармонично без объединения Большой Тройки.

Новая форма общества должна будет развиться таким образом, чтобы объединить сознание, культуру и природу, а значит, найти место для искусства, морали и науки. Она должна поддерживать личные ценности, коллективную мудрость и технические достижения.

И нет никакого иного способа сделать это, кроме как разрушить господство поверхности. Только отказавшись от принципов поверхности, можно объединить Благо, Истину и Прекрасное и ощутить сияющее проявление Духа во всех областях. Только отказавшись от поверхности, мы можем прийти к подлинной экологической этике и гармоничному сосуществованию с природой, где каждый с удовольствием склонит голову перед совершенством и изяществом, присутствующими во всем. Только отказавшись от поверхности, мы можем достичь соглашения по поводу разрушительной культурной пропасти и, таким образом, освободить людей, чтобы они могли реализовать свои самые глубокие возможности в культуре взаимной поддержки. Только отказавшись от поверхности, мы можем освободить население глобального мира для общения, не отягощенного национальными, расовыми и коммерческими войнами. Только отказавшись от поверхности, мы можем использовать подлинные возможности визуальной логики, которая нацелена именно на объединение физиосферы, биосферы и ноосферы. Только отказавшись от поверхности, технологическая основа Интернета может стать слугой общества, а не господином новой цифровой анархии, и, таким образом, Сеть могла бы фактически стать рассветом образования и глобального объединения, а не окончательного обособления. Только отказавшись от поверхности, может возникнуть Мировая Семья Наций — холархическое единство, формирующееся вокруг Мировой Души, целями которой будет энергичная защита всего космополитического пространства, самой формы сопереживающего голоса Духа современной эпохи.

Таким образом, возвращаясь к теме духовности и трансперсонального опыта, только отказавшись от поверхности, те, кто интересуется духовным развитием, смогут начать объединять Восходящий и Нисходящий потоки.

В: Итак, мы действительно проделали полный круг, вернувшись назад к архетипической битве, лежащей в основе западной традиции, — Восходящий принцип против Нисходящего.

КУ: Да, смысл в том, чтобы привести эти два потока в состояние какого-то союза и гармонии, чтобы мудрость и сострадание могли идти рука об руку в поиске Духа, который и преодолевает, и включает в себя этот мир. Духа, вечно существующего до этого мира и все же охватывающего этот мир и все его существа бесконечной любовью и состраданием, заботой и участием, нежностью и милосердием.

И, несмотря на то, что религии Нисходящего пути помогли нам признать и оценить достоинство видимого, заметного Бога и Богини, тем не менее, взятые сами по себе, они накладывают на Гею бремя бесконечного, которое бедная конечная Гея не в состоянии вынести. Это мог бы быть устойчивый рост, но в итоге получилась неустойчивая духовность. А нам отчаянно нужно как то, так и другое. Восходящие потоки человека также должны быть использованы, активизированы и приняты культурой. Если мы будем в состоянии преодолеть наши собственные ограниченные и смертные эго, мы сможем найти общий Источник и Основание всех разумных существ, Источник, который дарит новый блеск восходящему солнцу и излучает изящество в каждом жесте.

Только Нисходящий путь или только Восходящий разрывают Космос на части и выбирают из него свои любимые фрагменты. Они оба вносят свой вклад в жестокую войну. Но именно в союзе Восходящего и Нисходящего может быть найдена гармония, а никак не в каком-то исходе этой зверской войны между ними. Только когда оба пути будут объединены, мы можем говорить о спасении.

И там, скрытый в тайной пещере Сердца, где Бог и Богиня наконец объединяются, где Пустота охватывает всю Форму как потерянную и найденную Возлюбленную, где Вечность радостно поет хвалы благородному Времени, где Шива неудержимо стремится к своей сияющей Шакти, где Восходящий и Нисходящий пути страстно сливаются в хлопке одной ладони, в вечной Вселенной Одного Вкуса, Космос познает свою собственную истинную природу, самоочевидную в безмолвном молчании. И помните? Там в Сердце, где пара, наконец, объединяется, заканчивается вся игра, весь этот кошмар развития, и вы оказываетесь именно там, где вы были до начала всего шоу. В неожиданном шоке совершенно очевидного вы узнаете ваше собственное Изначальное Лицо, лицо, которое у вас было до Большого взрыва, лицо полной Пустоты, которое улыбается, как все существа, и поет, как весь Космос, и все это растворяется в том изначальном взгляде, а все, что остается, — улыбка и отражение луны в кристально чистом пруду и совершенно безоблачной ночью.

Научно-популярное издание

Кен Уилбер

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВСЕГО

Технический редактор Т. П. Тимошина

Корректор И. Н. Мокина

Компьютерная верстка М. В. Поташкшш

ООО «Издательство АСТ»

170000 Россия, г. Тверь, пр-т Чайковского, д. 19А, оф. 214

Наши рекомендации