Субъекты и объекты экологических правоотношений

Экологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, регулируемые нормами экологического права.

Основанием возникновения экологических правоотношений служат юридические факты. Юридические факты в области охраны окружающей среды и рационального природопользования принято делить на события и действия.

Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (стихийные бедствия, пожары, извержения вулканов, и т.п.). При этом необходимо отметить, что события не всегда имеют только природное происхождение. Зачастую подобные явления являются следствием непродуманной и необоснованной деятельности человека.

Действующее законодательство учитывает наличие событий в двух аспектах - в предупреждении и устранении вредных последствий этих явлений в виде возложения соответствующих обязанностей на полномочные органы государства и хозяйствующих субъектов.

Действие является наиболее распространенным основанием возникновения экологических правоотношений, поскольку именно антропогенная деятельность является основным источником причинения вреда окружающей среде, а через нее и человеку. Действия, в свою очередь, подразделяют на позитивные и негативные.

Позитивное действие рассматривается как поведение участников правоотношений, выполняющих в процессе природопользования экологические требования и нормы. Такие действия как правило можно разделить на производственно-экономические действия, оказывающие влияние на природную среду и экологически нейтрализующие вредные последствия указанной деятельности, т.е. на:

- использование природных ресурсов;

- охрану окружающей среды.

Негативное действие имеет место в случае, когда в процессе природопользования участниками правоотношений нарушается экологическое законодательство, причиняется вред окружающей среде и здоровью человека. Такого рода юридические факты становятся экологическими правонарушениями.

Экологические правонарушения (негативные экологические правоотношения) обусловливают необходимость формирования механизма эколого-правовой ответственности.

Непременным участником экологических правоотношений является государство, как субъект в лице своего компетентного органа - Министерства природных ресурсов РФ. Государство остается субъектом экологических правоотношений и тогда, когда природные ресурсы становятся собственностью юридических или физических лиц, либо передаются им во владение, постоянное или временное пользование, аренду. Государственные органы выступают в качестве носителей экологических полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей среды.

С другой стороны, субъектом экологических правоотношений становится любой хозяйствующий субъект - юридическое или физическое лицо, оказывающее в процессе своей деятельности воздействие на окружающую среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства или охраны.

При этом объектами экологических правоотношений выступают:

- природные - естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

- природно-антропогенные - природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности, или объекты, созданные человеком, обладающие свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и защитное значение;

- антропогенные объекты - объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов.

Кроме того, объектами экологических правоотношений могут выступать природные комплексы - функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками.

От вида объекта правоотношения зависит содержание экологического правоотношения - те права и обязанности, которые возникают у субъектов правоотношений по использованию и охране объектов окружающей среды.

По содержанию экологических правоотношений все субъекты подразделяются на четыре категории:

1. Природопользователи - носители прав и обязанностей по рациональному использованию природной среды.

2. Органы представительной и исполнительной власти, а также специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование отношений в области использования природных ресурсов и контроля за охраной окружающей среды.

3. Общественные объединения экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением требований экологического законодательства.

4. Органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью в сфере экологических правоотношений.

Наряду с отраслевым содержанием экологических правоотношений существуют также комплексные полномочия. Носителями таких полномочий выступают специально уполномоченные государственные органы - Министерство природных ресурсов РФ и его подразделения.

Как видно из представленного перечня, первичными и основными носителями прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды выступают природопользователи. В связи с этим необходимо более подробно остановиться самом понятии права природопользования, его объектах и субъектах.

Наши рекомендации