По выполнению и защите курсовых работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов дневной и заочной форм обучения

Волгоград, 2014

  1. Общие положения

Выполнение курсовой работы является обязательной составной частью учебной программы.

Курсовая работа представляет собой самостоятельное и творческое научное сочинение, посвященное исследованию отдельных тем учебной дисциплины, цель работы – получение студентом глубоких теоретических знаний по теме или иным проблемам в рамках исследовательской темы. Помимо этого выполнение курсовой работы имеет также целью систематизацию, углубление и закрепление теоретических и практических знаний и применение их при решении конкретных задач, связанных с правоприменительной деятельностью, развитие и закрепление умения самостоятельно вести исследовательскую работу и овладение современными методами исследования при решении разрабатываемых в курсовой работе вопросов. На этой основе имеется возможность оценить степень усвоения студентом учебного материала и его подготовленность к будущей деятельности в профессиональной сфере.

В процессе выполнения курсовой работы студент под руководством научного руководителя приобретает умение собирать, обобщать и анализировать материалы судебно-следственной практики, органов законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления.

  1. Выбор варианта работы (выбор темы)

Каждый студент имеет право выбрать любую тему из предлагаемого списка, после чего должен написать заявление о закреплении за ним выбранной им темы и научного руководителя. Вместе с тем с разрешения преподавателя обучающийся может выбрать тему, не указанную в списке. Для этого должно быть хотя бы устное обоснование выбора таковой темы.

Конкретного руководителя курсовой работы назначает заведующий кафедрой, также учитывается желание и самого студента работать под началом того или иного преподавателя, утверждается научное руководство приказом ректора.

Научный руководитель должен помочь студенту в составлении плана курсовой работы, рекомендовать ему необходимую специальную и научную литературу, нормативные акты, справочные и архивные материалы и др.



  1. Общая схема хода научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

· Обоснование актуальности выбранной темы.

· Постановка цели и конкретных задач исследования.

· Определение объекта и предмета исследования.

· Выбор методов проведения исследования.

· Описание процесса исследования.

· Обсуждение результатов исследования

· Формирование выводов и оценка полученных результатов.

  1. Композиция курсовой работы

Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

    • Титульный лист
    • Оглавление
    • Введение
    • Главы основной части
    • Заключение
    • Список использованной литературы
    • Приложения.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам (см. образец - приложение №1).

После титульного листа помещается оглавление (см. образец – приложение №2), в котором приводятся введение, все заголовки курсовой работы, заключение, список использованной литературы, приложения и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки структурной части работы (разделов, глав, параграфы) в тексте.

Изложение курсовой работы начинается с введения, в котором обосновывается актуальность избранной темы, степень научной разработанности, цели и задачи исследования, ее научно-практическое значение.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Краткий обзор литературы в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема нуждается в дальнейшей разработке. Материалы обзора литературы следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выяснить…, и т.д.)

Далее в работе раскрывается содержание темы в соответствии с планом работы. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работе.

Представленный материал должен основываться на исследовании специальной литературы и материалов судебной практики. Курсовая работа, выполненная только на базе учебников, без привлечения научной литературы, либо не подкрепленная практическими материалами, равно как и написанная на основе отмененного законодательства или не учитывающая изменений, признается неудовлетворительной и возвращается студенту для доработки.

Работа может претендовать на высокую оценку лишь в том случае, если в ней нашли отражение все объективно доступные студенту научные работы, посвященные соответствующей тематике. Особое внимание при этом должно быть уделено теоретическим трудам последних лет. Приветствуется использование в работе книг и статей, написанных членами выпускающей кафедры. Настоятельно рекомендуется также использование научных работ иностранных авторов, выполненных на языке оригинала.

При обобщении материалов судебной практики обязательным должно быть изучение рекомендаций по применению уголовного законодательства, содержащихся в Постановлениях Пленумов Верховных Судов СССР и России.

Важным компонентом курсовой работы является анализ судебной практики по конкретным делам, материалы которых публикуются не только в официальных изданиях Верховных Судов, но и научно-обработанных сборниках[1]. Исследование подавляющего большинства тем предполагает обязательное обобщение местной судебно-следственной практики. От студента в этом случае требуется анализ архивных уголовных дел, материалов об отказе в их возбуждении, документов надзорного производства и т.п.

Обобщая судебную практику, автор работы не должен ограничиваться приведением отдельных примеров, хотя таковые и являются украшением любого научного труда, свидетельствуя о наглядности последнего. Студенту рекомендуется сосредоточить свое внимание на выяснении типичных ошибок в применении уголовного закона и определении путей их устранения.

У письменной научной речи имеются стилистические особенности. Объективность изложения – основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.)

В научной работе принято употреблять форму изложения от третьего лица (например, «автор полагает…»). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию…»).

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте курсовой работы информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.

При оформлении цитат следует знать правила, связанные с написанием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставят многоточие.

В заключении подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из содержания работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества абзацев. Их последовательность определяется логикой построения всего исследования.

После заключения принято помещать список использованной литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в работе. Список использованной литературы состоит из трех разделов:

· Законодательство и иной нормативный материал

· Специальная литература

· Материалы юридической практики

В первом разделе должны быть представлены Конституция РФ, международно-правовые акты, федеральные конституционные и иные ФЗ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, решения местных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Например:

Наши рекомендации